2016-08-24T03:06:12+03:00
КП Беларусь

Учитель минской гимназии: «В физике нет сложных задач»

«Комсомолка» продолжает рассказывать о педагогах, благодаря которым хочется учиться
Поделиться:
Комментарии: comments46
Владимир Анцулевич уверен: в физике сложных задач нет.Владимир Анцулевич уверен: в физике сложных задач нет.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ
Изменить размер текста:

Наверное, в школе нет более сложного предмета, чем физика. Чтобы выяснить, так ли это, мы напросились на факультативное занятие к учителю физики минской гимназии №5 Владимиру Ивановичу Анцулевичу - преподавателю, который с легкостью может объяснить решение любой задачи.

«Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА РАБОТАТЬ В ШКОЛЕ»

- Почему школьники традиционно боятся физики?

- Потому что физика - это серьезный предмет. Он требует определенного внимания и определенного количества учебных занятий. Когда я учился в школе, у нас при значительно более простой программе было 5 часов физики. Когда я пришел в гимназию, у меня тоже было 5 часов (тогда еще существовали профильные классы, в которых разрешалось 4 или 5 часов предмета в неделю). Мне было легко работать. А потом часов становилось меньше и меньше, пока, наконец, их не стало два, как в обычной базовой школе - больше не имеем права. Да я и сам не имею права работать в школе.

В кабинете физики висят часы с портретом Эйнштейна - атмосфера в классе царит самая что ни на есть физическая. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

В кабинете физики висят часы с портретом Эйнштейна - атмосфера в классе царит самая что ни на есть физическая.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- Это почему?

- С этого года учителя должны проходить обязательную переаттестацию. У меня высшая категория. Я кандидат физико-математических наук. И когда перешел из Академии наук в гимназию, сразу стал работать по высшей категории. Теперь ввели новую категорию - «учитель-методист». Для нее нужен определенный ряд условий: публикации, методические материалы, желательно с грифом министерства или Национального института образования, победы учеников на олимпиадах. В прошлом году у меня вышло четыре книги, я считаюсь очень опытным и известным методистом. Мои ученики ежегодно завоевывают дипломы на олимпиадах различных этапов. К примеру, из пяти призеров Минской городской олимпиады в прошедшем учебном году четверо - мои ученики. Но у меня один недостаток: в дипломе, выданном мне 37 лет назад, написано, что моя специальность - «физик». А что преподаватель физики - не написано! Когда выяснилось, что я прохожу по всем параметрам, кроме одного формального, администрация гимназии, заинтересованная в продолжении моей работы, написала письмо в Министерство образования с просьбой разрешить мне в качестве исключения пройти аттестацию. Выяснение всех обстоятельств привело к тому, что мне сказали: «Да вы же и по высшей категории не имеете права работать!» Очень смешная ситуация. Смешная и грустная, я знаю сотни отличных специалистов, профиль работы которых не совпадает с записью в дипломе, например, никто не готовит преподавателей астрономии, а такой предмет преподается во всех школах.

«УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ПАДАЕТ»

- Наверное, вам и потоки бумаг работать не дают? Как вы с ними справляетесь?

- Как говорят поляки, «з легким пшыжмуреннем вока». Конечно, многое мешает, раздражает. Впечатление такое, что «единый орфографический режим» меняют ежегодно только для того, чтобы найти недостатки и наказать учителя. У меня устойчивая психика и твердый характер. Все почти еженедельные проверки для меня «…реальность, существующая независимо от нашего сознания и данная нам в ощущениях». Я не боюсь выговоров за что-то сделанное в множестве отчетов не вовремя или не так, главное - это мои ученики и их проблемы. А проблемы начальства - это их проблемы. Проверяющие не всегда могут проверить, правильно ли решена задача по физике. Зато тщательно смотрят, пропустил ли гимназист положенные клеточки между домашним заданием и классной работой. Мне кажется, элитное образование в Беларуси уничтожается.

«Если они не понимают, им надо помочь. Главное, чтобы было желание понять». Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

«Если они не понимают, им надо помочь. Главное, чтобы было желание понять».Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- А обычное? Как вам уровень школьников, cложно работать?

- Очень сложно! Я работал в вузе доцентом кафедры методики преподавания физики, и я вижу, что уровень снижается с каждым годом. Я знаю, в чем причина: в реформе. Классическую механику (основу всей физики!) у 9-го класса свели к двум часам. Ни один учитель за два часа в неделю научить физике детей не может! Мы с коллегой барахтаемся: заставляем, ставим нулевые отметки… Я называю это серьезнеем недостатком, но ученики считают большим плюсом: я умею очень коротко и четко объяснить что-то им непонятное. Они приходят ко мне на факультативные занятия, на дополнительные занятия, от которых я никогда не отказываюсь, они приходят после уроков, на переменках - у них всегда есть возможность что-то спросить. У нас в гимназии так заведено, но в обычных школах - сомневаюсь. Школьники, абитуриенты и студенты не знают физики, конкурса на физфак нет. Когда ко мне на практику приходят студенты, я боюсь их зачетных уроков: после них мне нужно потратить еще один урок, чтобы все исправить и восстановить, а у меня только два часа в неделю - это кошмар. А потом они идут в школу работать.

- …и это превращается в снежный ком.

- Да. На собрании Белорусского физического общества принята резолюция: два часа классической механики в 9-м классе полностью уничтожают физику. Министерство на это никак не реагирует. То, что проходят раньше, в 7-м и 8-м классах - это не физика, а знакомство с явлениями. Упущенный 9-й класс - это упущенные 10-й и 11-й. Плюс с работы уходят старые кадры - и по состоянию здоровья, и по возрасту... Очень многие достойные физики, которых я знаю, по разным причинам уходят, а на их место никто не приходит - некому. Это очень грустно.

Владимир Иванович вызывает к доске, чтобы вместе разобраться: где и что не понятно, где ученик зашел в тупик, где ошибся, какая необходима помощь. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Владимир Иванович вызывает к доске, чтобы вместе разобраться: где и что не понятно, где ученик зашел в тупик, где ошибся, какая необходима помощь.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

«ВЫСТАВИЛ НА ОЛИМПИАДУ ПЯТЬ ДЕВОЧЕК - ОНИ ЗАНЯЛИ ВСЕ ПЕРВЫЕ МЕСТА»

- Ваши ученики рассказали, что вы считаете, что в физике нет сложных задач.

- Это моя любимая поговорка, ее обыгрывают на всех капустниках. Это психологический прием, чтобы они не боялись: «Ой, физика сложный предмет, мне не по зубам, даже пытаться не буду что-то понять». Я всегда показываю, какое простое решение у задач, которые не получились дома, и обязательно делаю комментарий: «Ну разве бывают сложные задачи?» Мои ученики меня радуют. Может быть, из-за них я и держусь здесь. Я не могу бросить свой 10-й класс - нужно довести их до выпуска. А как доведу - подрастет нынешний 8-й, и мне снова будет их жалко. Ребята замечательные, девочки красивые, все приветливые, очень любят физику, пусть и не у всех она получается.

«Я всегда показываю, какое простое решение у задач, которые не получились дома, и обязательно делаю комментарий: «Ну разве бывают сложные задачи?» Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

«Я всегда показываю, какое простое решение у задач, которые не получились дома, и обязательно делаю комментарий: «Ну разве бывают сложные задачи?»Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- Разве возможно заинтересовать физикой людей, которые ее не понимают?

- Если они не понимают, им надо помочь. Главное, чтобы было желание понять. Каждый урок я начинаю с вопроса: «Что было непонятно при выполнении домашнего задания?» Ребята честно отвечают, никто не боится в этом признаться. Обычно я вызываю именно того, кто не понял, чтобы вместе с моей помощью разобраться: где и что он не понимает, где зашел в тупик, где ошибся, какая ему необходима помощь. Проблема в том, что именно физика определяет технический прогресс, не учить физике - это лишить страну будущего. А еще важнее то, что только физика учит логически думать. Чем бы ни занимался выпускник в будущем, ему это пригодится. Только на уроках физики мы постоянно ищем ответ на вопрос «почему?», а не «как выглядит?», «из чего состоит?» или часто «чего изволите?».

«Ребята приходят ко мне на факультативные занятия, на дополнительные занятия, от которых я никогда не отказываюсь, они приходят после уроков, на переменках - у них всегда есть возможность что-то спросить». Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

«Ребята приходят ко мне на факультативные занятия, на дополнительные занятия, от которых я никогда не отказываюсь, они приходят после уроков, на переменках - у них всегда есть возможность что-то спросить».Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- А стереотип «Все девочки - гуманитарии, все мальчики - физматы» существует?

- У меня был год, когда я выставил на районную олимпиаду пять выпускниц - все девочки! Момент очень ответственный: победа на городской олимпиаде в 11-м классе - это десятка в аттестат, а на республиканской - поступление в вуз без экзаменов. Мы заняли тогда все пять первых мест в районе. Эти же пять девочек отправились на городскую олимпиаду - и завоевали там четыре диплома. Одна из этих девочек попала на республиканскую олимпиаду - получила диплом и была зачислена на физфак без экзаменов! Был еще связанный со стереотипами случай: как-то на секции физики и астрономии при методическом совете при Министерстве образования обсуждали учебник 9-го класса. В нем была иллюстрация - кукла. Кто-то сделал замечание: «Физика - мужской предмет. Почему кукла, почему не машинка, например?» - на что тут же поступил ответ: «А вот Владимир Иванович работает только с девочками!» Это не так. Я работаю со всеми, кто хочет изучать физику, и девушки и юноши в одинаковой степени способны добиваться успеха.

«РАЗВЕ ФИЗИКА ПРОЩЕ, ЧЕМ ФУТБОЛ?!»

- Раз вы по образованию не педагог, как добились таких успехов?

- Успехи у меня были почти сразу. Через неделю после моего прихода в гимназию была районная олимпиада, на которой наши ученики, как всегда, ничего не выиграли. Директор вызвала меня, спросила почему: «Ты кандидат наук! Должен был за эти несколько уроков что-то сделать». На следующий год за неделю до олимпиады я снял с уроков всю команду и отправил в библиотеку. Дал нужных книг и стал приходить на переменах, спрашивать, все ли понятно. Через три дня это обнаружилось, директор снова меня вызвала. Я ответил: «Когда человек едет на соревнования по футболу или волейболу, его запросто снимают с уроков. Разве физика проще, чем футбол?!» Она подготовила приказ о выговоре, но выждала до момента объявления результатов. Когда мы заняли все первые места в районе, она заменила выговор на благодарность. С тех пор я ввел это в традицию: за три дня до олимпиады ребята, как спортсмены, снимаются и готовятся - хотя для физики это очень мало. Однако это позволяет им войти в тему, сконцентрировать мозг на предстоящее испытание. А после каждой олимпиады мы устраиваем чаепитие под кодовым названием «Поедание торта в кабинете физики».

Если задача сложная, в ход идет техника и электронная доска. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Если задача сложная, в ход идет техника и электронная доска.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

ДОСЬЕ «КП»

Владимир Иванович Анцулевич - учитель физики, кандидат физико-математических наук. Педагогический стаж - 14 лет. Награжден премией специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и премией Мингорисполкома в номинации «Создание условий в учреждении образования, направленных на развитие потенциальных способностей высокомотивированных и одаренных учащихся».

А вам было интересно учиться в школе?

Расскажи «Комсомолке», про какого еще учителя стоит написать!

Еще больше материалов по теме: «Педагоги, у которых хочется учиться»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также