2016-08-24T03:03:42+03:00
КП Беларусь

Надо ли ездить с ближним светом днем?

«Комсомолка» разобралась, где и когда белорусским водителям положено включать ближний свет фар
Поделиться:
Сейчас по белорусским ПДД включать ближний свет фар нужно лишь в темное время суток.Сейчас по белорусским ПДД включать ближний свет фар нужно лишь в темное время суток.
Изменить размер текста:

Автолюбители со стажем прекрасно помнят, что когда-то, еще по старым правилам, включать фары с осени до весны нужно было даже днем. Правда, через какое-то время это правило отменили. Для чего так сделали? Хорошо это было или плохо? Как влияют включенные фары на безопасность, и вернется ли снова нововведение в Беларусь? «Комсомолка» вспомнила, как это было, узнала мнение экспертов и представителей ГАИ.

Зажженные фары днем продержались чуть больше года

Летом 2003 года в Беларуси вышли новые ПДД, которые предписывали включать фары в период с 1 ноября по 31 марта независимо от времени суток. Ориентировали на Европу - там, мол, езда в светлое время суток уже давно практикуется и положительно влияет на безопасность движения. Первые итоги новшества в Беларуси гаишники подвели 31 марта следующего года, в день окончания зимнего сезона. Результат положительный. Всего одной поправкой в ПДД, не тратя ни копейки бюджетных денег, удалось на 4% снизить количество ДТП с пострадавшими, совершенных в светлое время суток. На 3% сократилось количество наездов на пешеходов, на 7% - количество лобовых столкновений, на 10% - число столкновений на перекрестках. Самое главное достижение - количество погибших в светлое время суток снизилось на четверть!

Прошло лето, и гаишники вновь стали напоминать водителям о том, что с 1 ноября ездить с фарами нужно круглосуточно. Но через 17 дней после начала «светлого осенне-весеннего» сезона в дело вмешался Лукашенко:

- В Госавтоинспекции сегодня зажгли фары у каждого автомобиля и думают, что завтра мы снимем вопрос безопасности дорожного движения, - заявил тогда президент, выступая перед парламентариями в Доме правительства. - Едешь и наблюдаешь: солнце горит, свет - лучше не придумаешь, и машина едет с включенными фарами. И терзают граждан, которые сегодня за рулем автомобилей. Вы посмотрите, кого вы посадили за автомобиль, и понюхайте их хорошенько. И кто вам вообще дал право менять Правила дорожного движения?

Через год правило «с ноября по март с фарами всегда» исчезло из белорусских ПДД.

ОФИЦИАЛЬНО

Сейчас по белорусским ПДД включать ближний свет фар нужно либо в темное время суток (оно начинается с заходом солнца и заканчивается с восходом), либо в условиях недостаточной видимости (меньше 300 метров). Передними противотуманками тоже нужно пользоваться или в темное время суток, или при слабой видимости - совместно с ближним светом. Днем с ближним светом должны ездить мотоциклы и мопеды, а также организованные транспортные колонны, автобусы, перевозящие детей, грузовики с опасными грузами. Согласно статье 18.14.3 за нарушение пользования внешними световыми приборами можно получить от предупреждения до 260 тыс. рублей штрафа.

МНЕНИЕ ГАИ

Перед началом учебного года ГАИ Беларуси сейчас практикует акцию: с 27 августа по 10 сентября водителям рекомендуют включать ближний свет. По мнению инспекции, это поможет избежать всплеска аварий, связанного с началом учебного года. Почему не прописать такую норму законодательно?

- Действительно, столичная ГАИ положительно относится к вопросу использования водителями ближнего света фар, - рассказал «Комсомолке» замначальника управления Госавтоинспекции ГУВД Мингорисполкома Вадим Гаркун. - Во время проведения ГАИ операции вроде «Внимание, дети!» движение с ближним светом фар является обязательным. Кроме этого, мы рекомендуем ездить с ближним светом и в осенне-зимний период, когда световой день сокращается и ухудшаются погодные условия. Однако законодательные меры по поводу обязательного ближнего света лежат в компетенции законодательных органов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Преподаватель учебного центра УО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Департамента охраны МВД РБ Юрий Краснов:

- Движение на автомобиле с ближним светом даже в светлое время суток безопаснее. Не зря рекомендуют включать свет при обучении вождению, новичкам, при пасмурной погоде или дожде. Ближний свет лучше обозначает транспортное средство и его становится лучше видно, причем, не только другим водителям, но и пешеходам. В Европе на законодательном уровне обязали автопроизводителей выпускать машины с постоянно горящими дневными ходовыми огнями или ближним светом. Так что плюсов у езды с постоянным светом однозначно больше, чем минусов в виде перегоревших лампочек.

Кто против?

По опросам автомобильных порталов, примерно три четверти водителей выступают за постоянный свет. Но есть и противники этой идеи, которые приводят свои доводы:

Лампочки чаще перегорают. Действительно, даже чисто теоретически лампочки, которые чаще включают-выключают, служат меньше. Но точных исследований или испытаний никто не проводил. Вспомните, как долго горит лампочка в фаре вашего авто, знайте, что она стоит всего пару-тройку долларов и прикидывайте, насколько возрастут расходы на обслуживание машины.

Вследствие большей нагрузки на генератор повышается расход топлива. В отличие от лампочек измерения по топливу проводились. Подсчитано, что езда с фарами увеличивает расход топлива на 1 - 3%. Например, если машина за осенне-весенний сезон проезжает десять тысяч километров и расход у нее 9 литров 92-го бензина, то экономия составит 150 тысяч белорусских рублей. А если проезжает 20 тысяч километров, то 300 тысяч рублей. Большие это деньги или нет - каждый решает для себя. Но важно помнить, что экономить топливо можно и на других вещах. Например, на 3% вырастает расход при неправильном давлении в колесах, на 10% - открытые окна или люк (на высоких скоростях), на 15% - использование кондиционера.

У большинства авто яркость фар не отрегулирована, поэтому их свет просто-напросто слепит водителей встречного транспорта, особенно когда машина едет по выбоинам. На самом деле ночью водители с «кривыми» фарами все равно будут слепить. А днем встречные фары практически не мешают, и нет разницы, настроены они или нет.

А КАК У НИХ?

Европа

Идее использования ближнего света фар при движении в светлое время суток более сорока лет. Первый положительный опыт нововведения был получен в Скандинавских странах, для которых наиболее характерны частые туманы, дождь, снег, большое количество пасмурных дней в году. При этом, начиная с 1964 года, в Дании, Канаде, Норвегии, США, Финляндии, Швеции и ряде других стран было проведено более 20 научных исследований. Выводы - движение с включенным ближним светом фар в светлое время суток сокращает риск попадания в ДТП в среднем на 13%. При этом было отмечено, что обязательным условием для получения такого показателя является выполнение требования как минимум 85% водителей. Сейчас в большинстве стран Евросоюза езда с ближним светом обязательна в любое время суток и в любое время года. Именно поэтому забывчивым белорусам, пересекшим белорусско-польскую или белорусско-литовскую границу, встречные водители мигают фарами: мол, не забудь включить свои! Штраф за езду без фар днем - 100 злотых (32$), вечером – 200 (64$). Кстати, переусердствовать тоже нельзя. Наших любителей езды с противотуманками в любую погоду ждет знаменитый вопрос польского полицейского «Пше у пана туман?» и предложение оплатить штраф.

Украина

Последние поправки в украинские ПДД вступили в силу 15 апреля этого года. Теперь, согласно новым правилам, обязательным стало использование дневного света фар за пределами населенных пунктов в светлое время суток в осенне-зимний период - с 1 октября до 1 мая. В украинских городах правила - как и в Беларуси. За выключенные фары полагается штраф 340 - 425 гривен (41-52$). Однако руководство украинской ГАИ заявило, что первое время забывчивых водителей будут только предупреждать и проводить разъяснительные беседы.

Россия

С конца 2010 года в России - как в Европе. Ближний свет фар нужно включать всегда и везде. Ранее ездить с фарами днем необходимо было только за городом. С 1 сентября максимальный штраф за нарушение правил пользования внешними световыми приборами возрос в пять раз и составил 500 российских рублей (16$).

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также