2016-08-24T03:01:26+03:00
КП Беларусь

Парламентские слушания, которые никто не услышал

Надежда на то, что власти признают кризис в нашей системе образования, не оправдалась
Поделиться:
В нашей системе образования серьезный кризис?В нашей системе образования серьезный кризис?Фото: Павел МАРТИНЧИК
Изменить размер текста:

Недавно в нашем парламенте состоялись парламентские слушания о проблемах в системе образования. Вы удивлены, что ничего не слышали об этом? Вы думали, что парламентские слушания - это обсуждение парламентом особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства с привлечением должностных лиц, экспертов и общественности?

Я не наивен, но все-таки надеялся, что нас ждет если не решение, то хотя бы обсуждение даже не назревших, а перезревших проблем. Сколько можно делать вид, что у нас все хорошо, несмотря на отдельные недостатки?! И с утра четвертого декабря я стал читать ленту новостей БЕЛТА.

04 Декабрь 2013 10.49

«Мониторинг, проведенный в Беларуси, показал, что уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг (родители, выпускники, работодатели) достаточно высокий: в среднем выше четырех баллов по 5-балльной шкале», - министр образования Сергей Маскевич.

Я сильно удивился, так как ничего не было сказано: кто, как и когда проводил данный мониторинг, результаты которого абсолютно противоречат не только моим наблюдениям и мнению всех моих знакомых, но и результатам ЦТ.

«Можно сказать, что в соответствии с Кодексом об образовании система образования устойчиво функционирует и развивается. Об этом свидетельствуют высокие позиции и Беларуси, и ведущих учреждений образования республики в международных рейтингах», - министр образования Сергей Маскевич.

Странно, я ничего не слышал о высоких рейтингах наших учебных заведений (лучший наш вуз - БГУ - занимает где-то пятисотое - семисотое место в мировом рейтинге университетов, остальные расположились на многотысячных местах). А неучастие нашей страны в рейтинге PISA не позволяет сравнить уровень нашей системы школьного образования с другими странами, в том числе и с нашими соседями - Россией, Украиной, Польшей, прибалтийскими странами, которые в программе PISA участвуют.

«Система дошкольного образования динамично развивается, пользуется доверием у населения», - министр образования Сергей Маскевич.

Удивительное «развитие», если во многих детских садах катастрофически не хватает воспитателей, нянечек и поваров, а те, что есть, работают на две ставки и от перегрузки падают в обморок. Интересно, а воспитателям поднимут с нового года зарплату так же, как подняли зарплату учителям? (Мои оптимистичные ожидания от этих слушаний к этому времени иссякли, и я преисполнился сарказма.)

04 Декабрь 2013 11.01

«Назрела необходимость создания внешней независимой государственной аттестации учащихся, оценки деятельности учреждений образования по результату», - председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко.

То есть шокирующих резульцатов ЦТ нам недостаточно, чтобы понять, что выпускники школ малообразованны? Нужна еще одна бюрократическая структура в дополнение к многочисленным другим, параллизующим нормальную работу школы? Я и так, без всякой инспекции, знаю, что 95 процентов выпускников школ не знают наизусть ни одного стихотворения и не могут объяснить причину смены времен года. А еще знаю, что придумать, как проверить знания школьников или их отсутствие, значительно проще, чем чему-нибудь их научить.

«Принятый Кодекс об образовании стал первым на постсоветском пространстве опытом кодификации законодательства в этой сфере. Вместе с тем жизнь и время выдвигают новые требования, и поставленные для образовательной сферы задачи могут быть выполнены в полной мере лишь при условии совершенствования законодательства», - подчеркнул Владимир Андрейченко.

На слушаниях все время говорили о каком-то мифическом Кодексе, не имеющем ни малейшего отношения к реальной школьной жизни. Хотя для школы очень важен свод правил, определяющих, как должны себя вести учителя и ученики в различных ситуациях. Например, что должен делать учитель, если ученик опоздал на урок или его срывает. Или в каких случаях и кто может снять ученика с урока, и какова ответственность за незаконное снятие учеников с урока. Пока же все многообразие школьной жизни регулируется в основном по понятиям, а не по закону.

04 Декабрь 2013 11.04

«В классе, например, может быть один учащийся. И таких классов в стране сегодня еще 322. В них работают около 600 учителей», - министр Маскевич.

А вот это классический образец умения чиновников недоговаривать всю правду. Непосвященные должны в данном случае возмутиться таким нерачительным расходованием государственных средств, хотя ученики из вымирающих деревень не виноваты в происходящем. Но мы-то знаем, что в малокомплектных школах очень редко в классе находится всего один ученик. Учеников разных классов объединяют, и учитель работает с ними одновременно.

04 Декабрь 2013 11.59

«В Беларуси сформирована оптимальная система специального образования для детей с особенностями развития. Необходимо постепенно выходить на новый уровень и делать шаги по развитию инклюзивного образования. Мы предлагаем это понятие нормативно закрепить и работать на таком уровне. Речь идет о включении этого термина в Кодекс об образовании», - министр Маскевич.

Я обрадовался, что теперь благодаря появлению этого нового термина в Кодексе все проблемы образования для инвалидов будут решены.

04 Декабрь 2013 12.03

«Опережающая подготовка для отраслей экономики рабочих и специалистов, отвечающих современным требованиям, является задачей систем профессионально-технического и среднего специального образования, которые взаимно интегрированы и представлены сетями таких учреждений, как ПТУ, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи и колледжи. Оптимизация данных систем с образованием ресурсных центров в Беларуси последовательно осуществляется начиная с 2006 года. Думаю, что этот процесс может быть в ближайшие годы завершен и нормативно представлен как единая двухуровневая система профессионального образования, которая по ряду специальностей может быть интегрирована с системой высшего образования. Унифицированными типами учреждений профтехобразования могут быть профтехлицеи и региональные многопрофильные колледжи», - министр Маскевич.

Перечитал три раза, отдохнул, попил кофе, еще раз перечитал - и убедился в своей умственной неполноценности, так как ничего не понял, кроме аббревиатуры ПТУ. Вспомнил, что во многих ПТУ и колледжах недобор. Судя по всему, с помощью загадочной унификации и эта проблема будет решена.

04 Декабрь 2013 12.49

«В Беларуси предлагается законодательно определить систему защиты авторских прав педагогов - разработчиков электронных средств обучения. В Кодексе об образовании планируется определить механизмы сетевого взаимодействия учреждений образования и учащихся, подходы к нормированию труда педагогов при разработке электронных средств обучения, систему защиты авторских прав данных разработок, формы аттестации обучающихся в условиях дистанционного обучения. Это создаст условия для развития экспорта образовательных услуг», - председатель постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Геннадий Пальчик.

Если я правильно перевел этот текст на русский язык, то речь идет о том, что за электронными версиями уникальных белорусских учебников охотятся пираты со всего мира. Поэтому авторские права создателей учебников надо срочно защитить. Более важных проблем у председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Геннадия Пальчика, судя по его выступлению, нет. А меня больше беспокоит, что по большинству наших школьных учебников, на издание которых тратятся огромные деньги, невозможно ни учить, ни учиться. А понять, что в них написано, так же сложно, как и выступления депутатов и чиновников.

04 Декабрь 2013 13.01

«Для повышения эффективности работы высшей школы предстоит принять неотложные меры, чтобы омолодить профессорско-преподавательский состав, средства госбюджета сфокусировать на обеспечении качественной подготовки кадров для инновационной экономики и социальной сферы с использованием механизма целевой контрактной подготовки», - министр Маскевич.

Насколько я знаю, в аспирантурах тоже недобор, лучшие студенты туда поступают редко. Я бы поостерегся искусственно «омолаживать профессорско-преподавательский состав», а то старый состав уйдет - и студенты останутся у пустого перрона. При существующем положении дел в образовании есть только один способ омолодить преподавательский состав в школах и вузах - принудительно сделать всем педагогам укол ботокса (разумеется, вакцина за счет этих самых педагогов).

«Мы имеем определенные проблемы с соотношением белорусских и иностранных студентов в ряде вузов. Так, в Белорусском государственном медицинском и Белорусском государственном университетах соотношение составляет один к четырем-пяти. Это критическое соотношение», - сказал Маскевич.

Почему это соотношекние критическое, я не понял. Чем больше иностранных студентов к нам приедет, тем лучше. Ведь это прямые инвестиции в нашу систему образования. Кроме этого, иностранные выпускники вузов впоследствии часто содействуют налаживанию международных контактов для нашего бизнеса. Другое дело, что у многих из приезжающих к нам иностранных студентов очень плохое среднее образование и очень слабое знание русского языка. Поэтому учиться с ними в одной группе хорошим студентам затруднительно. Но в случае полноценной предподготовки этих студентов на подготовительных курсах и отказа от рисования липовых оценок на экзаменах данные проблемы могут быть решены.

04 Декабрь 2013 13.47 «Государство будет заказывать в вузах места по востребованным специальностям, студент, выбирающий заказанное место, получает беспроцентный кредит, который будет погашен государством после отработки студентом по распределению. Если в процессе обучения студент отчислится или не отработает положенного срока, то пусть сам погашает этот кредит», - заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Светлана Шилова.

Банки прекратили выдавать даже льготные кредиты на жилье, а беспроцентный кредит сейчас - это нечто из области фантастики. Распределение - это вообще какой-то атавизм, мешающий развитию лучших выпускников и защищающий от заслуженной безработицы студентов - бездельников.

04 Декабрь 2013 13.53

«В Беларуси для повышения статуса учителя должна быть разработана специальная программа. Документ должен создавать условия для обеспечения материального достатка работающего учителя, учителя-пенсионера. Повышение статуса учителя - важная проблема. Если она останется нерешенной, не удастся снять другие вопросы совершенствования системы образования и учебного процесса»,- заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке Михаил Волков.

Я подумал, что это «глас вопиющего в пустыне», но денег под такую программу у государства все равно сейчас нет.

04 Декабрь 2013 14.19

«Законодательная база должна создавать условия для обеспечения гибкости образовательного процесса. Жесткая регламентация в рамках Кодекса об образовании, типовых штатных расписаний вузов и других нормативных документов затрудняют внедрение образовательных инноваций. Работает подход: все, что не регламентировано и не разрешено, - запрещено. Учреждениям высшего образования, в первую очередь ведущим, надо предоставить существенно большую степень свободы в выборе содержания, форм и технологий образовательного процесса», - считает ректор Белорусского государственного университета академик Сергей Абламейко.

Попытаюсь перевести: «Отстаньте от меня со своими кодификациями - унификациями и дайте возможность нормально делать свое дело»!

На этом, как я понял, парламентские слушанья завершились. Вы снова удивлены? А как же предложение принимать в педвузы медалистов без экзаменов, предложение над которым даже не смеются, а ржут все: абитуриенты, их родители и учителя? Авторы постов на форумах под этой новостью уже три дня соревнуются в остроумии. Так вот, это заявление сделал 3 декабря первый заместитель министра образования Александр Жук перед началом заседания коллегии Министерства образования. «Мы предлагаем отличников учебы - медалистов, а также олимпиадников принимать в педагогические вузы без экзаменов», - отметил он.

Я думаю, что заманить «медалистов и олимпиадников» в педвузы можно будет только при условии, что им за поступление в педвуз, его окончание и отработку по распределению, будут вручать настоящую золотую медаль, массой не менее 500 граммов. В противном случае, даже при условии отмены вступительных экзаменов в педвузы для всех абитуриентов, недобор в них с каждым годом будет только увеличиваться.

Подведем неутешительные итоги - на парламентских слушаниях о проблемах образования реальные проблемы почти не обсуждались и никакие судьбоносные решения не принимались. Только не подумайте, что наши депутаты и чиновники не знают о реальной ституации и им надо открыть глаза! Все знают, но изменить что-нибудь неспособны. Кстати, об этом они тоже знают.

«Ну а что ты сам предлагаешь?», - такой вопрос читателей предвидеть несложно. Я предлагаю сначала официально признать, что система дошкольного образования находится в состоянии развала, что в системе среднего образования развал начнется в ближайшее время, что в системе высшего образования серьезный кризис. И только после этого имеет смысл выступать с какими-то предложениями и инициативами. Без честной констатации сложившейся ситуации всякие программы и кодексы останутся обычной бюрократической мутью.

Еще больше материалов по теме: «Евгений Ливянт: мнение репетитора»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также