Экономика

При модернизации нужно сначала изменить мышление, а потом уже станки

Если директор не заинтересован в новых технологиях, то все сделают для галочки, а когда проверки уедут, будут работать по старинке
Чтобы достойно конкурировать с другими производителями, безусловно, нужно поменять материально-техническую базу.

Чтобы достойно конкурировать с другими производителями, безусловно, нужно поменять материально-техническую базу.

Тема модернизации в последнее время обсуждается очень активно. И она действительно нужна. Вот взять хотя бы систему ЖКХ: мы оплачиваем услуги этой отрасли, но далеко не всегда получаем адекватное качество. А все потому, что ресурсы затрачиваются колоссальные, но никто не думает при этом, например, о том, что в подъездах уже давно нужно массово заменить обычные дорогие лампочки на те, которые будут срабатывать, только если в подъезде кто-то есть, и сами будут выключаться через какое-то время. Нужна модернизация и производству. Ведь мы живем в такое время, когда конкуренты очень быстро копируют любой продукт. Вот, например, только одни сделали «Айфон» - другие тут же выпустили похожий на него «Гэлакси». И так происходит постоянно и во всех сферах. Поэтому я считаю, что когда государство занимается модернизацией той же деревообработки, это правильно. Чтобы достойно конкурировать с другими производителями, безусловно, нужно поменять материально-техническую базу. Но это только одна составляющая. Главное - это, как всегда, люди и их обучение. Если это не учитывать, то на выходе ничего работать не будет. Можно купить новейший самый лучший станок, но если ваши рабочие не умеют с ним обращаться, то это выброшенные деньги.

Нужно понимать, что любая модернизация - это не только изменение процесса производства, а в первую очередь какая-то инновация. Приведу пример из собственной практики: одна из моих компаний - «Атлант-Телеком» - по сути покупает интернет у Белтелекома и продает его частным и корпоративным клиентам. И в этом случае конкурировать мы можем только придумывая какие-то свои уникальные продукты. Например, в свое время мы начали продавать модемы с преднастроенным WiFi, ведь люди сейчас пользуются дома не только компьютерами, но и планшетами, смартфонами и так далее. Или вместе с доступом в интернет мы начали предлагать установку специальных камер, и, находясь, например, в другом городе, вы можете зайти в интернет и посмотреть, что происходит у вас в квартире. Я хочу сказать, что модернизация - это в первую очередь смена мышления. Просто из-за того, что у вас устарело оборудование, ставить новые станки бессмысленно. Более того, ваши сотрудники этого не поймут. Вот еще один пример из собственного опыта. Когда я был гендиректором холдинга «Атлант-М», мы внедряли новую систему автоматизации. Но все наши сотрудники привыкли работать на 1С, новая система их пугала, никто не хотел на ней работать, даже несмотря на то, что она более эффективная. И я начал нанимать на работу новых людей, иногда просто студентов, которые не работали на 1С. Или вот в Украине была такая ситуация, когда наш импортер «Фольксваген» показал, что они перешли на новую систему автоматизации, а через несколько месяцев выяснилось, что там все по-прежнему работают на 1С. И это притом что мы вложили большие деньги, наняли дорогих консультантов… Очень важно, чтобы сам директор был заинтересован во внедрении новых технологий. Если директор не заинтересован в модернизации, все сделают для галочки, перережут ленточку, покажут, что запустили оборудование, а когда комиссии уедут, все поотключают и будут работать по старинке.