2016-08-24T02:55:45+03:00

Почему дети умирают на уроке физкультуры?

Может ли учитель физкультуры заметить что-то неладное с учеником
Поделиться:
Комментарии: comments9
Александра БУНДИНА
Изменить размер текста:

В начале февраля в Минске на уроке физкультуры умер 10-классник. А до этого был 16-летний баскетболист, четыре года назад - первокурсник Лингвистического университета, которому стало плохо на физкультуре. А еще лицеист из Ивацевичей, солдат из Слуцкого района… И ведь никто из парней не жаловался на здоровье! Отчего же они погибли?

«Предотвратить сердечную смерть практически невозможно»

Мы попробовали разобраться в причинах таких внезапных смертей с профессором 2-й кафедры внутренних болезней Белорусского государственного медицинского университета Евгенией Трисветовой.

- Проблем с сердечно-сосудистой системой, от которых люди могут умереть в молодом возрасте, великое множество, - комментирует доктор медицинских наук Евгения Леонидовна. - Бывают случаи, в которых ничего невозможно сделать: некоторые изменения можно обнаружить только под микроскопом. Бывают редкие изменения: например, аномалии проводящей системы сердца, не выявляемые обычными инструментальными методами исследования. Как предотвратить внезапную сердечную смерть? Она не называлась бы внезапной, если бы это было возможно! Например, человек cо стабильным течением ишемической болезни сердца может спокойно жить, принимая рекомендованные препараты, а потом вдруг моментально умереть. Спровоцировать нестабильность миокарда может любая причина - начиная от безобидной на первый взгляд активности на солнце.

НА ЗАМЕТКУ

Что могут сделать родители, чтобы обезопасить своих детей?

1. Проверить наличие врожденных патологий

- Родители 90% детей не приводят их на профилактическое обследование. Нужно хотя бы раз в год делать электрокардиограмму и эхокардиограмму. Если нет никаких изменений, аномалий и жалоб, можно спокойно жить. Если есть, стоит сделать суточное холтеровское мониторирование: повесить приборчик, который отследит все изменения ритма.

У детей может обнаружиться наследственная патология сердца - гипертрофическая кардиомиопатия (утолщение стенок сердца), протекающая без патологических симптомов. Может быть аномалия коронарных сосудов, которую просто так не распознаешь: для этого нужно искать, целенаправленно контрастировать сосуд. Может быть аневризма (расширение) аорты, которая приводит к разрыву сосуда. Выявить патологию без специальных методов практически невозможно.

Разрыв аорты может случиться даже в 9 лет. Впрочем, есть способы его предупредить: существуют особые признаки, которые может распознать доктор. Ребенок, у которого есть такая проблема, не должен бесконтрольно заниматься спортом. Существует также проблема незаращения овального окна, за которой нужно следить. Встречается пролапс митрального клапана. Эти аномалии могут протекать безобидно, но в период роста ребенка необходимо контролировать изменения, в том числе с помощью УЗИ.

2. Опасаться резких ударов в грудную клетку

- Столкновение и удар в прекардиальную область может вызвать внезапную смерть. Резкий удар в грудную клетку может провоцировать развитие инфаркта миокарда или смертельное нарушение ритма сердца. Такое возможно и во время занятий физкультурой (дети могут баловаться и сильно ударить тяжелым мячом), во время занятий контактными видами спорта (футбол, хоккей, регби).

3. Не позволять детям вести сидячий образ жизни

- В мире, в котором гаджеты и компьютерные игры вытеснили физические нагрузки, даже обычные уроки физкультуры могут быть опасны. В 13 - 15 лет при быстром росте часто встречается несоответствие кровоснабжения органов их размерам: сосуды не успевают расти и полноценно снабжать органы - в нашем случае мозг и сердце - должным образом. У нетренированных подростков небольшие нагрузки могут вызвать значительные изменения кровоснабжения органа, нередко именно сердца. А вот постоянные дозированные физические нагрузки позволяют пережить благополучно пубертатный период.

4. Проверять сердце после простуды

- Справку об освобождении от физических нагрузок на две недели в школе дают не для того, чтобы ребенок снова не простудился. После 3 - 4 дней бактериальной или вирусной инфекции может развиться воспалительный процесс в сердце - миокардит. Его симптомы: астенизация, утомляемость, ощущения в области сердца... Иная мама может и отмахнуться. Но нужно быть внимательным. Поражение сердца может протекать малосимптомно: ребенок неактивный, у него субфебрильная температура тела (около 37 градусов), плохой аппетит. Поизмеряйте температуру, проанализируйте его состояние, прислушайтесь к жалобам ребенка. Не нужно пренебрегать признаками: обратитесь к врачу, сходите в поликлинику! Через две недели после выздоровления нужно обязательно сделать ЭКГ и сдать анализ крови.

СПРАВКА «КП»

Евгения Леонидовна Трисветова – доктор медицинских наук, профессор. Стаж работы – 42 года. Автор более 300 печатных работ. Член Белорусского общества кардиологов, Российского общества кардиологов и Европейского общества кардиологов.Об этом после недавней трагедии в минской школе мы поговорили с учителем физкультуры с 18-летним стажем Павлом Воюшем.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Учителю позволено сделать только искусственное дыхание»

- Почему учитель не имел права оказывать медицинскую помощь умирающему ребенку?

- Нам это по инструкции не положено, чтоб не нанести дополнительный вред. Единственное, что может учитель, если беда случилась, это сделать искусственное дыхание захлебнувшемуся ребенку, когда занятие проходит в бассейне или на речке во время отдыха в летнем лагере. Или вот растирать детей на морозе во время лыжной подготовки тоже нельзя.

- Все так жестко контролируется?

- А как же! Учитель не врач, и помогать на авось - это по меньшей мере безответственно. Допустим, тьфу-тьфу-тьфу, ребенок споткнулся, упал и заработал перелом. Если его неправильно поднять или попытаться вправить сустав, могут быть тяжелые последствия.

- В каких тогда случаях необходима помощь учителя?

- Как я уже говорил, искусственное дыхание, потому что оно не терпит отлагательств и этому обучены все инструкторы. Также был случай у меня в работе с мальчиком, который страдал эпилепсией. Когда у него случился припадок, естественно, вызвали медсестру. Ребенку оказали помощь. На будущее она сказала, что если ее не будет на месте, ребенку нужно разжать челюсть, между зубов вставить какую-нибудь деревяшку или ложку, чтобы он не задохнулся. Но потом все равно вызвать "скорую".

«Несчастных случаев с сердцем на других уроках больше, чем на физкультуре»

- Как в школах следят за здоровьем детей?

- В начале каждого учебного года учитель видит в классном журнале, какая группа здоровья у каждого ребенка. Решение, с какими нагрузками должен заниматься физкультурой ученик, принимают доктора. Причем если раньше обследовались поточно все вместе в начале года, то теперь каждый индивидуально проходит медобследование перед своим днем рождения.

- Мальчик, который умер, накануне падал в обморок. Не должна была ли эта ситуация стать предупреждением учителям, что нужно снизить нагрузки?

- Упал в обморок он не в школе, даже не на тренировке, а на соревнованиях - это важно отметить. А уже последствия проявились на физкультуре. Я бы советовал в случае потери сознания проследить, чтобы сын или дочь прошли углубленный медицинский осмотр. Нет времени - хотя бы написать записку для классного руководителя или учителя. Недавно я был на лекции, на которой было сказано, что 80% сердечных заболеваний - врожденные и скрыты при поверхностном осмотре. Для меня было неожиданным узнать, что на других уроках несчастных случаев с сердечниками бывает больше, чем на физкультуре. Там различные переживания: поставили двойку, опозорился перед классом, поссорился с друзьями и так далее. А тут - в основном движение, позитивный стресс.

- Учителя не могли как-то предугадать, заметить, что с мальчиком что-то не так?

- Опытный учитель обычно видит, если с ребенком что-то не так. Будь то высокое давление или прихрамывающая походка. Часто по внешнему виду можно определить, какой пульс у подопечного. И если видно, что ученик не в порядке, наполовину снижает нагрузку или вовсе отменяет упражнение для него. Но если серьезных проявлений не увидел даже специалист на личном медосмотре, то требовать от учителя предвидеть их в спортзале с полусотней человек... При всем желании это сложно.

«Все накинулись на учителя, потому что ребенок умер на физкультуре»

- Если бы ученик занимался, допустим, плаванием, а не каратэ, нагрузка на организм была бы меньше?

- Ну что значит меньше? В спортшколах одни нагрузки, у тех, кто ходит просто поплавать вечером - другие. В школьном бассейне или зале нет задачи подготовить спортсменов.

Если ребенок занимается спортом профессионально, то ему и дают соответствующие нагрузки. На уроке в любом случае подобной интенсивности достичь невозможно: другие, неподготовленные, дети ее просто не потянут. Мы на физкультуре не куём рекордсменов - мы оздоравливаем и развиваем детей. По опыту знаю, что не пропускающие уроки дети даже гриппом болеют реже и поправляются скорее.

- Как бы вы советовали вести себя родителям школьников, чтобы предотвратить подобную трагедию?

- В первую очередь, со вниманием и заботой относиться к здоровью своих детей. Потом объяснить сыну или дочери: если что-то заболело, появились непривычные ощущения - это не стыдно, это не значит, что ты слабак. Это значит, что нужно не стесняться и предупредить взрослого, который находится рядом.

Как-то ко мне на урок семиклассница пришла с синяком. Спрашиваю, мол, откуда. Отвечает, что ничего страшного - в обморок упала. Нагружать ее не стал, посадил на лавку… А если бы не спросил? Понимаете, дети тоже должны понимать особенности своего организма и говорить учителю, если что-то не так. Поверьте, никому не хочется, чтобы произошло ЧП. Сами понимаете, что к детям, которых учишь по несколько лет, прикипаешь как к своим. Иногда поблажку даешь, даже когда у них просто настроение плохое, не говоря уже о самочувствии, ведь физкультура - это удовольствие от движения, игр, неформального общения в классе, а не работа на рекорд.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также