Общество22 февраля 2014 2:00

Почему в Беларуси нет дешевых билетов на самолеты?

Лоукост-авиакомпании с дешевыми перелетами появятся, когда белорусская виза станет доступной, а в стране вырастет уровень жизни
Лоукост - это высокоорганизованная форма бизнеса

Лоукост - это высокоорганизованная форма бизнеса

О том, что такое лоукост, или дешевый авиаперевозчик, многие белорусы уже знают. Запомнишь ведь, что вместо 300 - 400 евро на самолет до Барселоны можно потратить всего 40 - 50! Правда, вылет будет не из Минска, а из Вильнюса или Варшавы, так что понадобится еще и виза в страны Шенгена. Хотя это уже не преграда. Год назад в самолете из Барселоны до Вильнюса я видела одних белорусов.

Почему в Европе лоукосты есть, а в Беларуси нет? Мы обсудили вопрос с заместителем генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности авиакомпании «Белавиа» Игорем Чергинцом.

Заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец.

Заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец.

Фото: Дмитрий БРУШКО

На регулярных рейсах тоже можно сэкономить

- Большинство пассажиров несильно разбираются в регулярных рейсах, чартерах и лоукостах, главное - была бы подходящая цена. Почему билет на регулярный рейс такой дорогой?

- Простой пример: Минск - Москва. Это регулярный рейс. Каждая авиакомпания сама формирует тариф. Условно полет в одну сторону стоит 10 тысяч евро. Цена билета на одного пассажира рассчитывается из этой суммы и 75%-й загрузки самолета, заполнить его весь на регулярном рейсе нереально. Специальная программа формирует тарифы. Например, билет в Москву стоит 77 евро, но какие-то будут проданы за 20 евро, а какие-то за 100, в рамках одного класса. Это делается для привлечения пассажиров. Билеты дешевле достаются тем, кто успел их купить. Те, кто часто летает, их отслеживают.

- Я опросила знакомых, большинство уверено, что чартеры обходятся авиакомпаниям дешевле. Это так?

- В некоторых аэропортах обслуживание чартерного самолета стоит дороже, чем регулярного. Действует другой принцип. Допустим, туроператор говорит, что в этом сезоне будет популярна Греция, и нужно, чтобы раз в неделю в Салоники летал самолет. Мы считаем стоимость одного рейса, который оплачивает туроператор. Авиакомпании все равно, сколько людей полетит, мы отвечаем за безопасность, ставим ограничения на багаж, следим, чтобы на пассажира был выписан авиабилет. Если у туроператора остаются билеты, он может их продать. Конечно, авиакомпания заинтересована, чтобы чартер окупился и их летало больше, но финансово мы застрахованы. Денежные риски ложатся на туроператора. На самом деле о чартерах мечтает любая авиакомпания, а некоторые только их и предоставляют.

Залог успеха - большие самолеты, заполненные под завязку

- Лоукост - это высокоорганизованная форма бизнеса, этим авиакомпаниям надо отдать должное.

- За них голосуют и пассажиры. Почти все мои знакомые летают на отдых в Европу с Ryanair и Wizzair.

- В начале двухтысячных авиакомпания Ryanair сделала большой скачок вперед. В основном они возили пассажиров на Боингах. Компания Airbus (производитель самолетов. - Ред.) захотела продать им свои самолеты. Вообще стоимость судна А320 - около 60 миллионов долларов. Но после переговоров Ryanair купил 200 самолетов А320 по 20 миллионов каждый. За треть стоимости! Гигантская скидка, даже ниже себестоимости. Это были самолеты нового поколения, которые едят меньше топлива. Не секрет, что успех бизнеса лоукостов - большие самолеты. Больше самолет - ниже затраты на одного пассажира, дешевле техобслуживание.

- И мы, пассажиры, сейчас пожинаем плоды той удачной сделки?

- Да. Больше ни один перевозчик не покупал по такой стоимости самолеты. Сейчас лоукостам уже тяжелее работать, к тому же им приходится обеспечивать практически стопроцентную загрузку самолета.

- Но билет у лоукост-авиакомпании стоит дешевле не только потому, что им достались самолеты со скидкой. Там не кормят, кресла не откидываются, за большой багаж надо платить, вернуть деньги за билет нельзя…

- Там очень много факторов, есть и перечисленные. Лоукосты стараются летать в дешевые аэропорты, как правило бывшие военные. В Европе их много осталось после окончания действия Варшавского договора. Они находятся дальше от городов и больше похожи на ангары. Их содержание обходится дешевле. Авиакомпания меньше платит за то, что самолет там приземлится, пассажиры проходят регистрацию… Лоукостам все нужно попроще и подешевле. На территории СНГ подобных аэропортов, которые бы подошли для лоукоста, нет.

- Вильнюсский аэропорт активно используется для лоукостов, но не выглядит, как ангар.

- В Литве обанкротилась национальная авиакомпания, и Вильнюс сделал предложение Ryanair. Они согласились, но за очень большие скидки по обслуживанию. Большинство трат на содержание аэровокзала взяло на себя литовское правительство. После этого компания British Airways перестала совершать рейсы Вильнюс - Лондон и закрыла представительство в Литве. Ведь полет на лоукосте в аэропорт под Лондоном обходился пассажирам в разы дешевле.

Нельзя просто так собраться и приехать в Беларусь

- В нашу страну лоукосты когда-нибудь просились?

- У нас они есть, но очень ограниченный вариант. Около 10 лет летние чартеры в Барселону совершала только «Белавиа». Полтора года назад мы взяли на себя риск отправлять туда регулярные рейсы круглый год. А в прошлом году направлением заинтересовался испанский лоукост Vueling Airlines, но они летают только с мая по октябрь.

- В Беларуси когда-нибудь будет полноценный лоукост? У нас есть аэропорты в областях, их содержание обходится дешевле.

- Чтобы предложить рекламные тарифы в 10 - 20 евро, нужны большие самолеты. У «Белавиа» их нет. В спросе на лоукосты тоже есть проблема. Куда мы будем возить, условно говоря, по 180 человек в день? Больная тема и доходы населения… С точки зрения бизнеса я бы очень хотел, чтобы завтра средняя зарплата белорусов стала 1000 долларов или евро.

Еще один вопрос - визы. Да, многие ездят в Литву, Польшу, но их недостаточно для полноценного лоукоста. Как только страны Прибалтики вступили в ЕС и подписали шенгенское соглашение, перевозки у AirBaltic увеличились в несколько раз.

С въездным туризмом вообще все плохо. Когда Латвия вступила в зону Шенгена, я как раз был в Лондоне в командировку. Сидим в пабе с коллегами, за соседним столиком - трое студентов. По телевизору показывают сюжет про Ригу. Студенты начали выяснять, где находится страна, и один из них говорит: «А поехали на выходные в Ригу! Пива попьем. Виза ведь не нужна». Они тут же через смартфоны забронировали гостиницу и купили билет на лоукост. К сожалению, сегодня, сидя в Лондоне в пабе, в Беларусь не соберешься. Не хочу рассуждать, почему так происходит. По факту этого нет. Когда это будет, тогда вы и увидите лоукост.

- Есть страны, в которые белорусам не нужны визы и в которые летает «Белавиа». Почему не сделать лоукост, к примеру, на территории СНГ?

- Нельзя сделать лоукост, который будет обслуживать только рейс Минск - Москва. Это должна быть отдельная авиакомпания со своим техническим персоналом, бортпроводниками, нужно десятка два самолетов. «Белавиа» выбрала традиционную модель. Как и «Бритиш Эйрвейз», «Аэрофлот»… Если кто-то хочет создать лоукост, пусть это сделает. Я считаю, что сейчас это делать рано. Когда экономика, рынок, люди будут к этому готовы, тогда и появится лоукост.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Летом разрешат не возвращать пассажиру деньги за билет

В середине декабря Совет Республики одобрил поправки в Воздушный кодекс Беларуси. Вступят они в силу в июле 2014 года. Поправок много, среди них выделим одну: авиаперевозчикам разрешают устанавливать невозвратные тарифы. Это значит, что если вы купили билет, но не можете лететь, то уже не получится сдать его и вернуть деньги. Одно из условий у лоукостов по всему миру и есть принцип невозврата купленного билета.

Правда, в Беларуси можно будет ставить невозвратный тариф не более чем на 30% от общего числа билетов на маршруте.