2018-04-02T14:37:42+03:00

Мурманский календарь 14 марта: Между летчиками-североморцами и кубинцами царило полное взаимопонимание

В этот день 31 год назад – 14 марта 1983 года - советский дальний противолодочный самолет Ту-142М из состава военно-воздушных сил Северного флота – совершил первый беспосадочный перелет через Атлантический океан на Кубу с посадкой на аэродроме Гавана.
Поделиться:
Ту-142МТу-142М
Изменить размер текста:

Летал он, разумеется, с военными целями - производил поиски подводных лодок в Саргассовом море.

Для первичного обнаружения подлодок наши самолеты выставляли поля из 12-16 радиогидроакустических буев РГБ-75 на интервалах 30-40 километров. Всего экипажи летчиков-североморцев произвели тогда 10 самолетовылетов. Судя по их докладам, было обнаружено 6 подводных лодок, в том числе 4 ПЛАРБ (подводные лодки атомные с баллистическими ракетами). Для классификации контакта применялись буи РГБ-55А, а для слежения, продолжительность которого составила 11 часов 40 минут - буи РГБ-1 и РГБ-15. Американцы, разумеется, были от таких – разведывательных – полетов наших «тушек» далеко не в восторге, но при этом их самолеты постоянно «висели» над Баренцевым, Японским, Охотским и другими морями, где плавали советские подлодки.

«Вылеты с посадкой на аэродромах Кубы - Гавана и Сан-Антонио - производились с периодичностью 2-4 залета в месяц, - сообщается на сайте http://www.airwar.ru. - После посадки на самолетах оставался запас топлива 5-7 тонн. Иногда возникала критическая ситуация, когда из-за большого расхода топлива приходилось самолеты принимать на аэродром Ольгин, который был ближе на 1000 километров. В этом случае представитель морской авиации (считавшийся представителем Аэрофлота!) на кубинском самолете Ан-24 срочно вылетал для приема самолета. На земле гостеприимной Кубы личный состав чувствовал себя прекрасно. На аэродроме Сан-Антонио построили стоянку на 8 самолетов с централизованной заправкой (последняя так и не была введена в строй), здание технико-эксплуатационной службы, обеспечивавшее выполнение регламентных работ и замену двигателей. Последнее приходилось производить не так уж редко из-за выхода из строя лопаток турбин. Летный и инженерно-технический состав размещался в гостинице по два-три человека в комнатах со всеми удобствами, с ежедневной сменой постельного белья и питанием в ресторане. Для северян, не избалованных комфортом, подобное размещение - предел их мечтаний. Отношения с кубинскими товарищами были самыми дружественными, царило полное взаимопонимание, и собеседники обычно прекрасно понимали друг друга, даже не зная испанского языка».

9 декабря 1987 года было принято решение дальнейшие полеты с кубинских аэродромов не производить, поскольку, как выяснилось, буи РГБ-75 и РГБ-25 неработоспособны при состоянии моря от 3 до 5 баллов.

Еще больше материалов по теме: «Мурманский календарь»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также