Минск

Почему электронные компостеры обошлись Минску так дорого?

Цена за один приборчик – 730 долларов. Он сделан в Польше, но начинка в нем белорусская
Почему электронные компостеры обошлись Минску так дорого?

Почему электронные компостеры обошлись Минску так дорого?

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Уже две недели минчане пользуются новой системой оплаты проезда в городском транспорте. Привыкнув к электронным проездным, компостерам и валидаторам, пассажиры стали обсуждать, сколько стоили городу эти технологии.

«Комсомолка» попыталась разобраться в этом. Известно, например, что в прошлом месяце Минсктранс провел аукцион по закупке электронных компостеров для общественного транспорта.

- Участвовали две компании: СП ЗАО «Международный деловой альянс» (это крупная IT-компания, работающая под брэндом IBA). Второй участник - ООО «НИИЭВМсервис», - рассказал «Комсомолке» руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. - Причем вторая компания не только входит в состав группы IBA, но и является ее учредителем. То есть, по сути, в аукционе участвовали не две конкурирующие компании, а «мать» и «дочка».

Разница в цене, предложенной обеими компаниями, составляла всего 0,1%. В результате победил «Международный деловой альянс», который должен поставить 1730 электронных компостеров на общую сумму 12,5 миллиарда рублей (1,27 миллиона долларов). Получается, стоимость каждого компостера - 734 доллара.

Кстати, в наших автобусах-троллейбусах катаются компостеры известной польской фирмы (R&G Plus), ее оборудование работает в общественном транспорте многих городов Европы. Как удалось узнать «Комсомолке», стоимость одного прибора в Польше - всего 300 злотых (100$). Получается, что у нас компостер подорожал на 634 доллара (а вся закупка на 1 млн. долларов), и это притом что попадает в категорию товаров с нулевой растаможкой.

- Аппаратная часть компостера - полностью польского производства, - рассказал «Комсомолке» один из сотрудников технического департамента IBA. - Собственная разработка была бы экономически нецелесообразна. Программное обеспечение в компостерах полностью белорусское.

Зато валидаторы (к ним прикладывают электронный проездной), по словам сотрудника IBA, были спроектированы полностью у нас. Правда, об их стоимости пока ничего узнать не удалось.

ЕСТЬ ВОПРОС

Почему компостеры не купили напрямую у поляков?

- Польская фирма не смогла принять участие в тендере, скорее всего, потому, что в требованиях значилось, что в компостерах должно быть встроено конкретное программное обеспечение, - пояснили специалисты в области автоматизации транспорта. - То есть, появись хоть десять фирм, продающих этот компостер в десять раз дешевле, они не смогут его продать, если в них будет другая начинка.

ОФИЦИАЛЬНО

Со стороны заказчика никаких нарушений нет

- Согласно закону о госзакупках, в аукционе могут участвовать любые юридические лица, - рассказала «Комсомолке» главный специалист управления государственных закупок Министерства торговли Кристина Жигалко. - Их отношения друг с другом тут не важны. Заказчик не виноват, что в аукционе участвовали именно эти две организации. Что касается наличия специфического программного обеспечения: если заказчику оно нужно, то почему он не должен это прописывать в требованиях?

СЧИТАЛКА «КП» Суммы, на которую подорожали польские компостеры у нас, хватило бы:

- купить 8 автобусов-гармошек;

- купить 27 «скорых»;

- 2 новых вагона метро;

- сделать ямочный ремонт на площади 150 000 кв.м.

Читайте также:

Минчане о новой системе оплаты проезда: «Неудобно. Покупаешь проездной, а приходится его пробивать, как талончик!»

Какие недостатки в работе новой системы увидели пассажиры и как в целом люди отнеслись к революционному нововведению транспортников? (читать далее...)

Какие недостатки в работе новой системы увидели пассажиры и как в целом люди отнеслись к революционному нововведению транспортников? (читать далее...)