Общество

В погоне за средним баллом

Как изменить отношение учеников и родителей к отметке?
Как изменить отношение учеников и родителей к отметке?

Как изменить отношение учеников и родителей к отметке?

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Отметкоцентричность (зацикленность на аттестации в цифрах) последнее время стала главной характеристикой современной школы. Сформировалась стойкая концепция: если ты двоечник, значит, ты потерян для общества и не стоит вообще тобой заниматься. А первая похвала родителей и признание состоятельности тебя как личности - «моя доченька учится хорошо». Но, положа руку на сердце, я знаю много замечательных, талантливых, порядочных людей, не хватавших с неба учебных звезд. Равно как и немало отличников, которые по человеческим параметрам на общем фоне очень проигрывают. Так что учебное и человеческое никак не связаны, и ученику нужно четко дать понять, что отношение к нему учителя никак не будет (и ни в коем случае не должно) зависеть от успеваемости.

Конечно, такой подход во многом был спровоцирован условиями вступительной кампании. Но, если ребенок выбирает средний балл аттестата любой ценой, вина здесь не Министерства образования и не специфики процедуры поступления - в этом случае у меня большие вопросы к его воспитанию и лично к его родителям. Потребность, умение и стремление выколачивать из учителя отметки (путем уловок, шантажа, взятия измором или банального нытья) - это результат не только и не столько работы школы. Многие родители искренне считают, что их ребенок должен учиться исключительно ради цифрового показателя, «за медаль» и т.п. И линию поведения внутри семьи выстраивают совершенно определенным образом, «благодаря» чему ребенок, чуть повзрослев, на полном серьезе думает, что 0,1 к баллу аттестата важнее чистой совести.

Каждый раз, заходя в новый класс, я говорю своим будущим подопечным примерно следующее: «Давайте определимся, для чего мы тут все собрались. Либо для того, чтобы вы имитировали, что вы учитесь, а я имитировал, что я вас учу, либо для того, чтобы получить удовольствие от работы друг с другом; чтобы я смог чему-нибудь научиться от вас, а вы смогли чему-нибудь научиться от меня». (а для процесса взаимного обучения все-таки нужен солидный уровень доверия). Всегда удобнее и интереснее играть, когда предварительно оговариваешь цели и правила игры: тогда нет взаимных недопониманий и обид. К отметкам учащиеся готовы относиться спокойно, адекватно и не на повышенных тонах, если они точно уверены, по какому принципу эти отметки зарабатываются. И поверьте: многие учащиеся готовы принимать такие правила, они с увлеченным взглядом соглашаются на второй вариант, потому что его фактически доселе никто не предлагал. Поработать ради кайфа от процесса ныне большая роскошь, когда на кону средний балл аттестата, и потому роскошь эта с лихвой окупается.

А в разговоре об отношении к отметке для моих классов у меня есть уже заготовленная формула: «Вы должны наслаждаться процессом работы, а отметку рассматривать как нечто вторичное, даже десятого порядка. Нужно настолько сосредоточиться на процессе, чтобы в конце четверти положительный балл сам догнал вас и постучал по плечу». Т.е., если вы включены, отметка сама вас найдет. И тогда градус напряжения по поводу аттестации спадет сам собой. Разумеется, принимая подобную философию, учитель должен всеми силами сделать так, чтобы зарабатывание балла не было дискомфортным для учащихся, а проходило незаметно, подспудно:

1. Предупреждать об отчетности нужно заранее (желательно в начале четверти оговорить всю нагрузку, которая ждет класс в этот учебный отрезок - я, например, всегда выкладывал на электронный ящик класса четвертной план работы по датам и темам).

2. Устанавливать комфортные сроки для сдачи работ (нужно исключить явление «мгновенной смерти»: любой неподготовившийся ученик должен получить возможность в течение определенного времени рассчитаться с учебными долгами - это сведет к минимуму боязнь быть вызванным на уроке), т.е. сделать все возможное не для того, чтобы отметка стояла в журнале, а для того, чтобы учащийся проделал работу.

3. Не создавать ореола святости (мистики/ужаса) вокруг контрольных работ и открытых уроков. Контрольную работу учитель должен презентовать как неприятную данность, а не как точку, к которой стремится весь процесс, эдакий аналог Страшного Суда. Вообще процесс не должен декларативно никуда стремиться - нужно позволять работать размеренно. Поэтому контрольные работы и открытые уроки - это самые неважные уроки в системе (и учитель должен проговаривать это вслух). Самые важные уроки - это рабочие уроки.

Но в таком случае и сам учитель обязан концентрироваться не на погоне за журналом, а на самом общении с учениками, и делать всё, чтобы поощрялся именно процесс - стремление сделать, а не заработать. В разговоре по линии «школа - родители» тоже должно фигурировать как можно меньше цифр (это и баллы, и денежные единицы). Как только школа сама будет заинтересована не в деньгах и отметках, а в реальном наполнении внутренней (учебной и неучебной) жизни, ей сразу поверят, и родители перестроятся. Помните: важно оговорить правила игры.

Резюмируя, еще раз озвучу два основополагающих пункта в попытке изменить отношение учащихся и родителей к цифрам, процентам и баллам:

а) не относиться к отметке серьезно (важен процесс, а не балл),

б) разделять учебное и человеческое.

P.S. Уважаемые родители! Я понимаю, что материнский (отцовский) инстинкт никуда не денешь, но поверьте, пожалуйста, взгляду со стороны. Оттого что вы выпрашиваете для своих чад отметки, вы выглядите смешно, глупо и некрасиво. Ваш ребенок не скажет вам спасибо, если вы по любому поводу будете мчаться в школу выяснять отношения с преподавателем. Ребенок (а особенно подросток) чувствует себя в школе весьма некомфортно вашими стараниями и испытывает невольный прессинг (а зачастую насмешки и издевки) со стороны одноклассников. В таком возрасте ему важно самому доказать себе, что он способен решать свои проблемы в одиночку. В большинстве случаев подобная «забота» приводит лишь к накалу отношений внутри семьи, чего (если вы действительно заботитесь о психологическом комфорте своего отпрыска) вы любыми путями должны стараться избежать.