Общество

КРУЧА не придумаешь

Лирическое посвящение всем студентам-педагогам, работающим по распределению
Анна Бурдина уже второй год работают по распределению в деревне Круча Круглянского района Могилевской области учителем русского языка и литературы.

Анна Бурдина уже второй год работают по распределению в деревне Круча Круглянского района Могилевской области учителем русского языка и литературы.

Выпускница Могилевского государственного университета им. А.Кулешова Анна Бурдина уже второй год работают по распределению в деревне Круча Круглянского района Могилевской области учителем русского языка и литературы, ведет уроки во всех классах - с 5-го по 11-й. В Круче живет 500 человек, в детский сад-школу здесь ходят 50 детей.

- Анна, как получилось, что староста группы, активистка с хорошими учебными показателями получила распределение в деревню?

- Когда я училась в университете, мой друг однажды спросил меня: «Аня, ты уже готова ехать по распределению в деревню?». Тогда я ответила, что никакой деревни в моей жизни не будет, потому что это невозможно. Я для этого слишком хорошо учусь и имею множество грамот и дипломов. Со спокойным сердцем доучилась до пятого курса и за три месяца до окончания вуза узнала, что поеду отрабатывать распределение в Круглянский район Могилевской области. Труднее всего было осознать, почему именно я должна туда ехать. Ведь я закончила университет со средним баллом 8,9 и все пять лет студенчества занималась общественной деятельностью. Но в самом Могилеве очень сложно устроиться в школу или гимназию: нет мест. Конечно, были и слезы, и осознание несправедливости, и надежда… Надежда на то, что мне предложат работу хотя бы в районном центре. А в итоге пришлось столкнуться с тем, от чего я сознательно всю жизнь себя отгораживала.

- Что сейчас представляет собой деревня?

- В деревне есть детский сад-школа, почта, два магазина, бар, библиотека, клуб, лесничество, пожарный пункт и местная амбулатория. Вы можете сказать, что это немало. Я же вам отвечу, что этого катастрофически мало. Почту закроют через два месяца, клуб давно опустел, а библиотека не пользуется спросом. Школа и амбулатория тоже прикажут долго жить. 53 ребенка посещают детский сад и школу. Этих детей обслуживают 36 человек (учителя, рабочий персонал и проч.). Хорошее соотношение, не правда ли?

- Сколько времени нужно было, чтобы привыкнуть, обжиться, в конце концов?

- До ноября плакала, поскольку я всегда жила при родителях. Мы ведь здесь шестое поколение распределенных выпускников: больше двух лет никто не задерживается. Нас сейчас заехало четверо, но каждые два года опять приезжают новые. Я посчитала: за два года я «намотала» 13 тысяч километров и потратила 8 миллионов рублей только на дорогу. Есть выпускники, которые оставались и на третий год, потому что администрация предлагала им удобный график. Но я здесь веду одна во всех классах, так что получается полторы ставки - каждый день уроки. Первое время боялись, так как по ночам в окна ломились «молодые люди» знакомиться.

Хотела бы проводить уроки литературы в лесу

- Я замечаю, что у меня есть какая-то внутренняя способность любить детей независимо от того, кто они и чем они занимаются. Я ловлю себя на мысли, что я, наверное, добрый человек, добрый учитель: мне жалко ставить плохие отметки, я не называю детей по фамилиям, не кричу на них никогда. Может, это звучит как-то пафосно, но я хочу в них видеть доброе, я хочу в них видеть светлое, независимо от возраста: 16, 12 или 3 года. Бывает, иду в школу, а навстречу мне бежит девочка из детского сада, у которой я ничего не веду. Кричит: «Анна Александровна!» - и бросается обниматься. Или я дежурю в коридоре, подходит девочка ростом мне по пояс и молча обнимает. У детей есть желание просто кого-нибудь обнять. Раньше я думала, что моя задача - сделать так, чтобы все классно знали мой предмет, но теперь я понимаю, что научить всех идеально невозможно: неспособны все усвоить материал на 100%. Но я могу сохранить в них потребность быть добрыми людьми. Как говорили в древности, самое худшее - это злой дурак. Может быть, не все эти дети семи пядей во лбу; пусть они будут где-то несуразными, но добрыми.

- Как тебе работается?

- Слишком сильно вокруг нас общественное мнение… Дурацкая вещь на самом деле общественное мнение. У меня, например, вопрос: почему я не могу провести урок на улице? Если урок по поэзии Тютчева или Фета, почему я не могу пойти на улицу, сесть с детьми, почитать стихи где-нибудь в лесу?..

Анна Бурдина: Я замечаю, что у меня есть какая-то внутренняя способность любить детей независимо от того, кто они и чем они занимаются.

Анна Бурдина: Я замечаю, что у меня есть какая-то внутренняя способность любить детей независимо от того, кто они и чем они занимаются.

- Запрещают?

- Ну да: это ненормально. У тебя есть кабинет - веди там уроки, эпиграф на доске напиши. Или, например, гораздо удобнее было бы, если бы я могла детям на уроке разрешать пить чай. По-моему, это нормально на литературе, на языке нет. На литературе за чаем, может быть, даже и обстановка была другая: «обсуждение книг за чаем» - о, как звучит! Но, с другой стороны, я понимаю: это слишком демократично, возможно, это приведет к баловству или еще чему-то. Есть дети, которые постоянно смотрят в окно на уроке. Так я взяла бы и посадила его к окну - пускай бы сидел и смотрел, рядом вещи лежали, он бы там писал что-то: может, у него процесс обучения так легче идет?!

- С детьми тебе легко?

- Однажды мы с детьми пошли гулять на речку, и я взяла и запустила камешек по воде. Говорю: «Послушайте, как звучит камень». Потом один из ребят попробовал услышать, как звучит песок, когда бросил горсть в воду. И мы начали по очереди и вместе бросать камешки в воду и сделали такой своеобразный оркестр. Вообще, взаимоотношения с детьми - очень сложная и для меня не до конца понятная вещь. Когда-то я попросила их на бумажке написать, чего бы им хотелось больше всего в жизни. Так вот одни из самых хулиганистых, самых трудных ребят написали: «Мне бы хотелось, чтобы мои родные и близкие всегда были здоровы». Или однажды я рассказывала детям про общество анонимных алкоголиков, так один мальчик спросил: «А можно моего папу туда направить? Я хочу, чтобы он избавился от этой привычки». Причем когда пытаешься проникнуть в их личное, как-то помочь, они выстраивают высоченную стену. Это, наверное, защитная реакция.

- В больших школах, если в классе, допустим, 25 человек, не подготовились 20 - подготовились 5, а здесь их всего пять. Бывает такое, что все пять человек не готовы, предположим, не прочитали текст - и урок «вылетает»?

- Бывает. Это касается 11-го класса. Там три мальчика и две девочки, и почему-то у них запоздалый переходный возраст. Здесь сложно, потому что я молода, и первое время они со мной заигрывали, глазки на уроке строили. Это дети, в которых кипит юношеский максимализм. Они выходят из класса и кричат: «Я умнее вас всех, и плевал я на вашу школу - я всех построю!» Если им делаешь замечание, они сразу агрессивно на него реагируют: очень завышена самооценка. Это единственный класс, с которым мне тяжело: они отказываются читать. Я пыталась дать что-то совершенно отвлеченное, говорю: «Ребята, напишите сочинение ”Почему я не люблю читать?” или ”Почему я не люблю литературу?”, мне интересна ваша позиция». Приходят всё равно неподготовленные. Я до сих пор с ними не нашла общего языка. Когда я готовлюсь к урокам 10-го класса, я «перелопачиваю» книги, у меня в них куча надписей, подчеркнутого, зачеркнутого. Это уйма распечаток, поиски материала, причем до такой степени доходит, что я дома могу часами искать что-то, чтобы это было интересно. А 11-й класс - в пустоту.

В Круче живет 500 человек, в детский сад-школу здесь ходят 50 детей.

В Круче живет 500 человек, в детский сад-школу здесь ходят 50 детей.

Почти все дети мечтают уехать из деревни

- Очень многие дети мечтают отсюда выбраться. Некоторые вообще высказываются категорично, что здесь нечего ловить (и никогда не было) и нет перспектив. Многие говорят, что они обязательно уедут отсюда в любом случае. Иногда на уроках я их заставляю задуматься: «Представьте, что вы уходите из деревни лет на двадцать и у вас есть возможность обернуться». Они начинают плакать. Думаю, вряд ли молодежь хотела бы жить в этой деревне. Что тут есть? Магазин за окном, почта, лесничество, пожарка, кочегарка, амбулатория. Дети практически не ходят на улицу, тусуются по домам.

- Современные школьники любят литературу?

- Часто складывается такое ощущение, что литературу заколотили в банку и именно эту банку ты должен рассматривать на уроке со всех сторон. А надо ее как-то выпустить из банки и показать, что любой автор - это такой же человек, как и мы. Не так давно мы в девятом классе прошли поэзию Пушкина, и я дала им сочинение на тему «Что было бы, если бы ко мне в гости пришел Пушкин?» Две девочки (это было колоссальное удовольствие) рассказывали, как Пушкин приехал бы в зимнюю деревню и они его водили бы, показывали ему деревья в снегу, покатали бы его на санках, напоили бы горячим чаем, спросили бы у него очень многое: как он встретил свою настоящую любовь, как он понял, что это она, были ли у него друзья, почему у него в жизни случилось так много дуэлей - и давай рассуждать-размышлять. «Я бы, - пишет девочка в конце, - обязательно попросила его приехать ко мне еще раз, ведь моя деревня прекрасна не только зимой, но и весной, и летом». Когда я читаю подобное, я думаю: «Вот это да! Есть у детей фантазия, желание писать».

А в десятом классе одна девочка пришла и говорит: «Вы знаете: когда Базаров умирал, я так плакала. Я до последнего надеялась, что он выживет». Она рассказывает, и я вижу, как она переживает, и думаю: «Вот оно, сошлось, человека зацепило.

- Ты нашла для себя какие-то фишки в преподавании?

- Недавно ставила детям песню группы «Сплин» «Маяк» - они были шокированы, когда узнали, что она на стихи Маяковского. Для них невообразимо, что на произведения литературы можно что-то написать. Я однажды смотрела какое-то ток-шоу и услышала там, как певица Лолита говорила о Солженицыне. Потом она говорила о философии то ли Ницше, то ли Фейербаха. Я плохо знаю творчество Лолиты и поэтому никак к ней не отношусь, но мне этот факт показался интересным, и я рассказала о нем детям. Они были так удивлены: «Что, Лолита читает Солженицына?!» Однажды Александр Васильев (лидер группы «Сплин». - Прим.) на концерте высказался о Маяковском, и я стала периодически внедрять в урок этот пункт - мнения современников о литературе. Дети очень удивляются, слыша, что, допустим, Пугачева как-то оценивает того или иного автора, или Васильев, или Шевчук что-то про кого-то сказал - и дети тогда быстрее приходят к мысли «значит, что-то в них есть, в этих классиках». Хотелось бы осовременить процесс образования.

Анна Бурдина: Взаимоотношения с детьми - очень сложная и для меня не до конца понятная вещь.

Анна Бурдина: Взаимоотношения с детьми - очень сложная и для меня не до конца понятная вещь.

- Что ты будешь делать, когда закончится распределение? Не было мысли остаться еще на год, чтобы довести своих детей до выпуска из школы?

- Мы посмотрим, что будет после меня. Честно говоря, 80 километров, которые нужно преодолеть, играют свою роль. Каждый день или раз в неделю, всё равно 160 километров - это ощутимо и в деньгах, и во времени. Они периодически мне говорят: «Всё, мы вас не отпускаем, оставайтесь на следующий год!» Но я не тешу их тем, что я останусь. У меня подружка на третий год остается в Шклове, ни о чем не задумываясь. Она каждое утро за полчаса на поезде может доехать. А в моем случае слишком много дорогого для меня есть в Могилеве, по чем я скучаю, из-за чего я каждую неделю (был всего один раз за два года, когда я не уехала на выходные, так как случились снежные завалы) все равно туда езжу. Есть дети, которые говорят: «Мы не знаем, как мы будем без вас, когда вы уедете: вы наш любимый учитель», - и я понимаю, что это не пустые слова. Но незаменимых людей ведь не бывает, не знаю, можно ли равнять словами «хуже-лучше». Придет кто-то новый, и не исключено, что этот человек будет еще прекраснее для них, если для кого-то я была важна.

ИЗ АРХИВА СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Спрашиваю у девочки, почему нет на уроке ее соседки по парте. Она отвечает: «Настя очень сильно кашляет. Наверное, у нее педикулёз».

2. - Какая буква пишется в слове подъезд?

- Крепкий знак.

3. - Что такое справедливость?

- Справедливость - это когда кто-то у тебя украл, и ты тоже должен пойти и украсть.

4. - Ребята, как одним прилагательным охарактеризовать человека, который не предает Родину, не изменяет жене/мужу?

- Грустный?

5. - Как полное имя Ксюши?

- Иннокентий.

6. - Ребята, поставьте вопрос от главного слова к зависимому в словосочетании «лепет ручья».

- Ручья (что делает?) лепет.