Общество

Рискуем ли мы воспитать поколение взяточников?

10 баллов за поход в музей - первый шаг к сделке с совестью
Как правильно воспитывать подрастающее поколение?

Как правильно воспитывать подрастающее поколение?

Фото: Павел МАРТИНЧИК

У меня недавно случился очень забавный разговор со знакомым одиннадцатиклассником. Он был огорчен, до глубины души обижен и искренне пожаловался: вот, мол, добросовестно всю неделю отдежурил в столовой, а классный руководитель не поставил ему в журнал десятку по математике. Или еще. Когда объявили фестиваль школьных команд КВН и мы повезли туда свои десятые классы, я удивился, почему никто из одноклассников моих КВНщиков не поехал болеть за них, и спросил об этом играющих ребят. «Конечно, не поехали. Вы же не предложили 10 баллов по русскому», - ответ прозвучал на автомате, даже без секундной паузы. И тогда я подумал, что у этого поколения есть в операционной личностной системе большая беда (мой лицейский преподаватель белорусской литературы использовал в подобных случаях емкое выражение - «хіба ў грунтоўным» - брешь в фундаментальном).

В школе идет тотальная торговля отметками. Отметку используют как разменную монету за любую услугу: заполнение учеником ведомости вместо учителя, поход в театр, чистка катка зимой для уроков физкультуры, участие в школьных концертах и т. д. Многие учителя, общественные деятели, колумнисты поднимают эту тему - значит, беда имеет солидные масштабы. Я сам искренне удивлялся, когда ко мне подходили школьные преподаватели танца и просили закрыть глаза да нарисовать лишнюю девятку девчонке по литературе за то, что она прекрасно станцевала на концерте к юбилею школы (несмотря на то, что ни одного программного произведения у нее читано не было).

Почему так происходит? Меня уверяют, что это проявление человечности (мол, услуга за услугу - так во всем просвещенном мире делается). Я считаю, что ни при каких обстоятельствах отметка не должна стать предметом мены (даже олимпиадников не стоит поощрять баллами по олимпиадному предмету). Объясню почему. На самом же деле для любого учащегося должно быть весьма почетно представлять школу на каком-нибудь мероприятии, участвовать в некоем действе, организуемом школой. Вообще за каждым воспитанным человеком закреплено понятие долга: долга перед родителями, детьми, страной, своими наставниками, своей профессией, своим образованием и школой в том числе. Поэтому любой учащийся своей школе так или иначе ДОЛЖЕН, и именно чувство этого долга призвано бессознательно вести его на различные баррикады по защите школьной чести. Только здесь одна важная оговорка: всё это произойдет только в том случае, если ученик УВАЖАЕТ школу и учителей, в ней работающих. Я сделаю что-либо потому, что мне не хочется подводить учителя (человека), которого я уважаю, то есть ключевые понятия здесь АВТОРИТЕТ и ДОЛГ. Если школа начинает торговаться отметками, значит, авторитет ее находится на нуле. Учитель, предлагающий 10 баллов за поход на хоккей, не имеет других (репутационных) инструментов управления классом.

Мы часто проводили музыкальные вечерние посиделки с разными классами: чай, печенье, песни под гитару да клавиши. С некоторыми группами подопечных организовывать подобные массовые мероприятия становилось проблематично вот по какой причине. Любые масштабные задумки требуют масштабной подготовки (это касается и подготовки класса к мероприятию, и приведение класса в порядок после оного). Так вот эти хлопоты порой бывали неподъемными за счет того, что многие дети искренне не понимали, почему они, допустим, должны мыть посуду, если им за это НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. Получается, школа всеми вышеописанными инструментами уже воспитала целое поколение взяточников, т.е. людей, которые начнут свое шевеление в какую-либо сторону только в случае материального поощрения. Вот вам и десять баллов по математике за дежурство в столовой!

Разумеется, разговоры о совести следует включать не только в преддверии экзаменов, а планомерно, в первую очередь поведением и примером всех сотрудников школы приучать детей жить по некоим моральным принципам, не давать слабину на протяжении всех лет обучения. А что на самом деле демонстрируется взрослыми? Приведу выдержки из свежих рассказов школьников.

В одной школе детям было предложено написать сочинение по белорусской литературе (по «Знаку беды» В.Быкова). Одиннадцатиклассник добросовестно попытался написать текст самостоятельно так, как он понимал произведение. Видимо, понял не совсем глубоко - по крайней мере, что-то в этом сочинении не устроило учителя. И тот вложил ученику в тетрадь лист из критической статьи об этой повести со словами «перепиши вот это, а я проверю». Или вот еще случай по тому же сочинению, только из другой школы. Юноша поплакался своему классному руководителю, что не успел написать сочинение по «прочитанному»: мол, в голову ничего не лезет. Классный руководитель, недолго думая, пришел к учителю белорусского языка и литературы, ведущему в параллельном классе, попросил из архива контрольных тетрадей сочинение другого ученика на заданную тему и как ни в чем не бывало преподнес нерадивому «страдальцу»: перепиши, значит, отсюда. Вы же понимаете, что на подобных «примерах» школьники учатся куда быстрее и прочнее, чем, собственно, на предметных уроках. Так что облик подрастающего поколения подрывают не только алкоголь, наркотики и интернет - наделяют их подлой деляческой жилкой родимые учителя. Подобные персонажи куда более опасны для неокрепших детских умов.

Что делать? Как оценить свой воспитательский вклад в личность ребенка? Как понять, направлен вектор на «поколение взяточников», или ребенок с точки зрения сетки нравственных координат движется уверенно и в нужную сторону? Как вообще учителю, наставнику (да и родителю - что мы всё о школе!) определить, достиг ли он той самой так часто озвучиваемой воспитательной цели в работе с подопечным? Мне кажется, ребенок воспитан правильно тогда, когда, взрослея, он начинает понимать (и принимать для себя) сущность волонтерства, т.е. когда в нем в качестве одного из моральных ориентиров заложен долг (мотивация, потребность) делать что-либо «за просто так». Ищите таких. А если их нет, начинайте таких формировать (обязательно своим примером).

Работая в школьном лагере с малышами, я всегда провожу следующий эксперимент. Мы играем в какую-нибудь подвижную игру, призами за победу в которой являются конфеты. А по окончании игры прошу всех детей помочь мне в кабинете собрать игрушки, оставшиеся после нашей забавы. Когда меня спрашивают: «Что нам за это будет?» - я демонстративно отвечаю: «Ничего. Просто вы поможете мне собрать игрушки», - и слежу за реакцией. Обычно из всей группы два-три ребенка идут помогать, а вечером мы с ребятами разбираем этот случай. Уже к таким детям стоит присмотреться.