2016-08-24T02:48:03+03:00
КП Беларусь

Неизвестная Станюта и живопись из агроусадеб

Грандиозная выставка, собравшая все лучшее из белорусских музеев и частных коллекций за последние десять столетий, в Национальном художественном музее идет уже не первый месяц
Поделиться:
В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"
Изменить размер текста:

Ее уже посмотрели несколько десятков тысяч зрителей, книга отзывов исписана на множестве языков. Видя такой интерес, музей решил даже ее продлить.

Что стремятся увидеть на этой выставке? Конечно, самую дорогую картину в Беларуси - «Еву» Сутина за 1,8 миллиона долларов, картины Шагала, драгоценные клады, иконы, старинные портреты и редкие книги.

- Но есть здесь такие экспонаты, которые стали настоящими открытиями, но сразу не бросаются в глаза, - рассказала заместитель директора Художественного музея Надежда Усова.

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

«Пророк» Язепа Дроздовича в1989 году подарил музею молодой белорусский композитор Евгений Поплавский. Картина принадлежала его деду, ксендзу Станиславу Гляковскому, который в предвоенные годы заказал ее Дроздовичу для своего костела в Вильно.

- Но вместо привычного библейского персонажа художник сделал такую символическую картину, - говорит Надежда Михайловна. - Неизвестно, висела ли она в костеле. Это одна из немногих уцелевших символический картин Дроздовича, в которой угадываются уже сюрреалистические черты. После смерти ксендза Гляковского картина находилась у его вдовы. Она настолько оригинальна, что сразу притягивает внимание публики.

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

Портрет молодой Стефании Станюты до сих пор никогда не выставлялся. Отец Стефании, художник Михаил Станюта написал дочь в 1946 году.

- Многие считают, что по живописи портрет не очень удачный - слишком эскизный, незавершенный. Но он полностью укладывает в стиль белорусского варианта ар-деко, - говорит Надежда Усова. - Для 1946 года сюжет совершенно неправдоподобный. Ведь тогда писали в основном женщин-тружениц или фронтовичек и героическое восстановление Минска, а тут молодая красавица красит губы у туалетного столика.

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

Небольшой портрет Сабины Ленской - матери художника Зенона Ленского - хранит удивительно интересную историю. На выставку он попал из… агроусадьбы в Суле. Сула была родовым имением художника Зенона Ленского, который написал портрет матери в конце XIX века. В 1920-е годы в Белорусский государственный музей была передана вся фамильная галерея Ленских из Сулы. Но, оказывается, в Суле сохранились и другие картины Зенона Ленского. Их берегла сестра художника Эльжбета Василевская (ее портрет из коллекции музея висит рядом), которую местные жители дважды спасали от ареста и ссылки в сталинские лагеря. Она дожила до глубокой старости. После ее смерти полотна сохранили у себя местные жители Сулы. А несколько лет назад стали восстанавливать усадьбу Ленских и сделали музей «Панскi маёнтак». На выставке из этого музея есть еще один карандашный портрет Василевской - в1899 году его написал художник белорусского происхождения Антоний Каменский. Считалось, что в Беларуси нет ни одной его работы. Неразборчивую подпись на этом портрете прочитала учительница из Рубежевичей Ромуальда Игнатьевна Соболевская, сравнив его автограф с подписью в письме.

- Обнадеживает, что в самых неожиданных местах - сельских домах, в агроусадьбах еще можно найти редчайшие произведения искусства Беларуси, - признается Надежда Усова. - Это одно из главных открытий выставки.

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

Белорусская художница ученица Рериха и Билибина Зинаида Астапович-Бочарова первый раз открыла свою персональную выставку… в 91 год, буквально за несколько лет до смерти. Ее автопортрет 1923 года на выставку «Десять веков искусства Беларуси» дала внучка.

Астапович-Бочарова училась в Петербурге, вышла замуж, но, когда после революции начался голод, вернулась в имение отца Новоселки под Минском. Там и был написан автопортрет. Потом было возвращение в Питер, развод с мужем и переезд в Витебск. Зинаида Антоновна писала картины всю жизнь, но никогда не выставлялась. А теперь в музеях в Витебске и Минске - десятки ее произведений.

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

Такие конфедератки носили повстанцы 1863 года Фото: Артем БАЗАРОВ

Есть на выставке музейные предметы, которые должны передать атмосферу времени. Такие конфедератки носили повстанцы 1863 года. Экспонат чрезвычайно редкий, ведь ткань очень сложно хранить. Но в Пинском музее сохранился единственный в Беларуси такой головной убор второй половины XIX века.

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

Создатель вазы «Бульба» - Николай Михолап, первый директор Художественного музея и первый профессиональный керамист в Беларуси. Именно он до войны пополнил коллекцию музея Слуцкими поясами из Несвижского дворца. В 50-е годы был основателем фарфорового производства на Минском фарфоровом заводе, который обанкротился несколько лет назад.

- Михолап был художником эпохи модерна, в 1950-е искал национальный стиль в прикладном искусстве, - поясняет Надежда Михайловна. - И в этой вазе как раз в стилистике модерна показаны все стадии - цветение, растение, клубни. Да и сама форма вазы «бульбяная».

Эту вазу художник подарил Историческому музею, но коллеги недавно вернули «Бульбу» в Национальный художественный музей по просьбе нынешнего директора Владимира Прокопцова. Теперь эта первая белорусская ваза украшает экспозицию нашего музея.

Картины Павла Южика хранятся в Сморгонском историческом музее - небольшая, но очень яркая коллекция.

- Художник этот забытый и так до конца еще и не открытый. Он был прекрасным колористом. Его детские портреты 30-х годов - еще одно откровение на этой выставке. Они развенчивают миф о том, что белорусская живопись темная и сумрачная. На самом деле у нас, белорусов, с нашим пасмурным климатом - цветовой голод, поэтому наши художники любят цвет и солнце.

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

В Национальном художественном музее идет уже не первый месяц выставка "Десять веков искусства Беларуси"

У этой картины Сергея Кухто застывает почти каждый посетитель выставки.

- Витебский художник Кухто - художник трагической судьбы. И до сих пор неразгаданный. Сколько людей - столько версий. Его фантастическая серия с людьми-кентаврами просто гипнотизирует. Он рано ушел из жизни - покончил с собой. Полотна Кухто есть во многих частных коллекциях в разных странах. В Беларуси лучшие его работы хранятся в семейной коллекции вдовы и в музее в Витебске.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также