2016-08-24T02:47:38+03:00
КП Беларусь

Бизнес-ангел Александр Кнырович: Пока белорусское общество - это общество, которое ждет, чтобы государство дало всем зарплату в 500 долларов

Зачем успешным бизнесменам вкладываться в стартапы, что нужно сделать, чтобы найти инвестора для своего проекта и какие проблемы мешают развиваться белорусскому предпринимательству
Поделиться:
Пока белорусское общество - это общество, которое ждет, чтобы государство дало всем зарплату в 500 долларов.Пока белорусское общество - это общество, которое ждет, чтобы государство дало всем зарплату в 500 долларов.
Изменить размер текста:

Если на Западе так называемые бизнес-ангелы - явление вполне привычное, то у нас они стали появляться лишь несколько лет назад. Бизнес-ангел - это успешный предприниматель, который готов вложить собственные деньги в небольшой бизнес или стартап. В Беларуси таких инвесторов сейчас 13. О том, зачем успешным бизнесменам вкладываться в стартапы, что нужно сделать, чтобы найти инвестора для своего проекта и какие проблемы мешают развиваться белорусскому предпринимательству, «Комсомолка» поговорила с Александром Кныровичем, председателем правления сообщества бизнес-ангелов «Бавин», совладельца строительного холдинга и ряда компаний в сфере энергетики и девелопмента.

Александр Кнырович

Александр Кнырович

«70 - 80% ПРОЕКТОВ ОТСЕИВАЮТСЯ ПОТОМУ, ЧТО ОНИ НЕИНТЕРЕСНЫ»

- В прошлом году в «Бавин» поступило 168 заявок, а финансирование из них получили только 4. Почему успешных проектов так мало?

- В основном мы получаем заявки, которые не имеют абсолютно никакой перспективы. Это видно сразу: проект повторяет уже существующие, для него нет рынка, он банально неинтересен… Из-за этого отсеивается процентов 70 - 80. Причины, по которым отсеиваются остальные, очень разные. Иногда проекту вообще не нужны инвестиции: мы обсуждаем его и понимаем, что этот бизнес вполне может существовать на собственные деньги. Иногда к нам приходят с IT-проектами, которым частный инвестор помочь не может. Им уже нужен следующий этап - инвестиции в миллионы долларов. А иногда приходится сталкиваться с заявителями, для которых получение инвестиций - это цель, а не платформа для будущего роста. Сотрудничать с такими людьми, конечно, не хочется.

На самом деле 1 - 3% профинансированных проектов - это нормальная по мировым меркам цифра. Другое дело, что у нас вообще очень слабый рынок. В тех же США 270 тысяч бизнес-ангелов, и понятно почему. Там достаточно много людей, которые могут позволить себе вложить 100 тысяч долларов в какой-то проект, есть финансовый рынок (биржа, торговля акциями), есть наработанный рынок управления. Беларусь же страдает от того, что школы менеджмента, школы управления коммерческим предприятием здесь нет совсем. Есть только школа советского административного планирования, и от этого проигрываем мы все, в том числе рынок стартапов. Поэтому поток заявок маленький, проекты слабые.

- Но раз бизнес-ангелы в Беларуси существуют и даже инвестируют в какие-то проекты, значит, заработать на этом у нас все-таки можно?

- Мы начинали с желанием заработать, но сегодня это превратилась в деятельность, скорее, социальную. Если кто-то из нас хочет денег, ему гораздо проще получить их в своем основном бизнесе. Там усилия и вложенные средства приносят большую отдачу. А здесь какая-то общественная миссия: хочется поделиться своим опытом, помочь другим осознать, что можно заниматься собственным делом. Но до зарабатывания денег пока еще дело не дошло.

- Вот вы, например, вложились в сеть хостелов, производство фигурного шоколада, изготовление настольных игр, онлайн-учебник математики…

- Во-первых, я инвестирую в проекты, которые нацелены на потребительский рынок и в которых я сам могу разобраться. Во-вторых, размер инвестиций не должен превышать средний по нашей статистике - 48 тысяч долларов. А в-третьих, важна личность заявителя. Хочется говорить с человеком на одном языке хотя бы большую часть времени.

«ОПЫТ РАБОТЫ ВАЖЕН, ОБРАЗОВАНИЕ - НЕТ»

- Можно ли нарисовать портрет среднестатистического успешного заявителя?

- Я бы сказал, что ему должно быть до 28 - 30 лет… А лучше - меньше.

- Это почему?

- Как правило, в период до 30 лет уже понятно, что с этим человеком будет дальше. Если он до этого возраста ничего не сотворил в своей жизни, то, скорее всего, все его попытки выбраться из привычной колеи будут обречены на неудачу. Конечно, есть исключения. Но хочется поймать человека на том этапе, когда он активно меняется и развивается.

Вторая черта успешного заявителя - он должен искренне любить то, с чем приходит к нам. Однажды я прочитал интервью Дарьи Донцовой, где она сказала очень правильную вещь, а я за нее порадовался. Она сказала: «Даже если мне вообще не будут платить за то, что я делаю, я все равно буду писать книжки, приходить в издательство, складывать их на пороге и уходить». Понимаете? Человек должен очень любить то, чем он занимается! В-третьих, есть такое качество, как контактность. Бизнес - это в первую очередь общение.

- Получается, ни образование, ни опыт работы для вас в целом не важны?

- Опыт работы как таковой принципиально важен! Если вы всю жизнь пекли пирожки, а приходите к нам с мобильным приложением, шансов на то, что оно будет успешным, очень немного. Если это, конечно, не приложение о том, как печь пирожки. Какой-то опыт работы в выбранной сфере в любом случае должен быть. А вот образование действительно вещь вторичная. В Беларуси оно в принципе очень слабенькое и ни о чем не говорит, кроме того, что в 17 лет человек решил поучиться в университете.

- Насколько подготовленным нужно к вам приходить? Вы можете дать деньги заявителю, у которого есть классная идея, а ничего, кроме нее, нет?

- Огромное количество людей приходят просто с идеями, и к ним относятся с предубеждением, деньги дают очень редко. Потому что мы всегда начинаем человека пытать. Например, он приходит все с тем же мобильным приложением, и мы начинаем спрашивать: у кого будете заказывать разработку? почему именно у них? как вы собираетесь приложение продвигать? на чем монетизировать? И человек с голой идеей на этих вопросах сразу посыплется. Хорошо бы иметь первую модель или хотя бы первые продажи. Вот недавно мы проводили конкурс стартапов Start2Go, победитель которого делает практически вручную кожаные сумки и штук тридцать в месяц их продает. Это идеальный вариант: человек уже начал работать, и первые деньги нашел, и этим горит.

- Предположим, вы вложились в какой-то проект, а спустя некоторое время стало понятно, что успеха не будет и бизнес нужно закрывать. Получается, вернуть нужную сумму в нужный срок ваш подопечный не сможет. И что тогда будет?

- Ничего. А какие обязательства я могу взять с молодого человека? Что он поступает в рабство на веки вечные? Суть бизнеса в том, что это риск: вкладываешься и рассчитываешь, что из десяти компаний одна будет успешной и покроет убытки остальных. Но это в идеале, в теории, где-то на Западе. Повторюсь, у нас сейчас, скорее, социальная миссия.

БЕЛОРУССКОМУ БИЗНЕСУ МЕШАЮТ НИЗКИЕ ЗАРПЛАТЫ И ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

- В каких сферах больше шансов открыть бизнес, который не зачахнет сразу же?

- Да во всех! В Беларуси все рынки недоразвиты. Что ни возьми - на всем можно заработать. Но есть большая проблема - это низкий уровень доходов белорусского населения. Они в любом случае будут расти, но пока это преграда для развития любого бизнеса.

- А что еще ему мешает, кроме низких зарплат?

- Само отношение к предпринимательству у нас в стране. Если американская мечта - это из грязи в князи, и человек, который, благодаря своему труду, стал миллиардером, будет на обложках всех журналов, то в Беларуси этот же человек - почти преступник, просто его пока еще не накрыли. Я сейчас имею в виду психологию масс. Это основное, что мешает белорусскому обществу быть обществом предпринимателей. Если бы наше восприятие бизнеса было другим, то и проектов в год у нас было бы не 168, а 16 800. Но, к сожалению, пока белорусское общество - это общество, которое ждет, чтобы государство дало всем зарплату в 500 долларов.

- Но ведь сейчас выросло новое поколение, более западное, которое и воспринимает все по-другому!

- Вам так кажется. Мы с вами находимся в очень благополучной среде, и если бы я ориентировался на свою жизнь, то считал бы, что у нас идеальная страна для предпринимательства. Но в основном Беларусь - это маленькие города, где мало что изменилось за последние 20 лет. Если у вас есть иллюзия, что сейчас общество стало другим, то съездите в райцентр и пообщайтесь с местными жителями. Я думаю, на то, чтобы изменить отношение белорусов к предпринимательству, может понадобиться лет 10 - 15. Но для этого нужно начать потихоньку двигаться вперед, а движения пока еще нет.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также