Общество

Скаковые лошадки, или Медалистами не становятся

Хорошо ли это, если ваш ребенок - гордость школы?
Медалисты - гордость школы и объект пристального внимания учителей и одноклассников.

Медалисты - гордость школы и объект пристального внимания учителей и одноклассников.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Медалисты - это гордость школы. Так всегда было заведено. Всем дельно учащимся детям повторяли: «Мы вами гордимся. Вы для нас настоящая ценность, все вас любят и уважают». На самом деле медалистами школы мерятся, как качки объемом бицепса: у кого больше, тот и круче (посмотрите, мол, какое холодное молоко наша корова дает - нам и холодильник покупать не нужно, как вещал нетленный Матроскин). Поэтому всё, что говорят про «светлые головы», «спасибо родителям, что воспитали такого / такую сына / дочь», - звук пустой. Медалисты делают рейтинг (рейтинг делает все вытекающие, в первую очередь финансовые, последствия), поэтому относятся к ним как к лошадям на скачках: делайте ставки, господа! Но разница в том, что скаковые лошадки сами бегут-потеют, а медалиста при желании и нарисовать можно. И школа давно это очень четко поняла. Конечно, очень хотелось бы такого уникума планомерно взрастить, но на безрыбье можно «надуть» и из того, что есть. Поэтому, когда мне говорят что-нибудь из разряда «Я закончил / закончила школу с золотой медалью», я тактично (или нетактично) покашливаю. Медалисты - одна из самых несчастных социальных категорий в школе.

Отличники ведь тоже бывают разные. Есть такие, которые выглядят как монумент самим себе (а еще, черти, списывать не дают!). Они всегда правы и считают, что уважение (славу / почет / деньги / отметку) ты должен заслужить только своими знаниями. Но есть и другие, весьма компанейские - те, которых не поглотила заносчивость, те, которым воспитание (семейное!) помогло стать учтивыми, толерантными и терпимыми. Они не заморачиваются по поводу своих медалей (кстати, сами учащиеся беспокоятся о золоте и серебре с гораздо меньшей фанатичностью, чем их родители и учителя), не доводят себя до истерик по поводу среднего балла аттестата - живут полной жизнью, так сказать. Всякие, в общем, медалисты встречаются. Но многих из них не минула участь испортить отношения с одноклассниками, переругаться с родителями и - самое главное - вступить в непримиримый конфликт с собой, который не отпускал бы их до самого момента получения злосчастной корочки. Я все понимаю: сначала ты работаешь на репутацию, потом она на тебя - этого никто не отменял. Но согласитесь: дети очень остро и тонко чувствуют фальшь с нашей стороны, и, когда одного из класса явно подтягивают, это всегда заметно остальным, и многие в таком случае начинают активно «дружить против него». При этом я совершенно не спорю, что в школах есть достаточное количество детей, которые действительно знают на свою медаль. Безусловно, мы богаты талантами. Но таковых, поверьте, не в промышленных объемах.

Я разговаривал с теми, кто на экзамене «ведет» медалиста (т.е. следит за тем, чтобы отлично успевающий ученик подтвердил свой балл на испытании) - теми, кто стирает ошибки в медальных работах, вкладывает в черновики отличникам экзаменационные тексты и отводит их в кабинет со спрятанным сборником, т.е. приводит работу в тот вид, в котором она должна попасть на стол медальной комиссии. (Знаете, что все медальные работы проверяет специальная комиссия извне, но на эту комиссию работы возят из школ, перед чем, собственно, экзаменационные листы проходят - ха! - несколько этапов «химической обработки».) Так вот самое страшное то, что эти люди искренне считают, что они делают доброе дело, рисуя медалисту (или не медалисту) его аттестат. То есть они уверены, что как раз в этом и заключается подлинная человечность, что ты всеми силами стараешься уберечь ребенка от встречи с суровой реальностью (в данном случае от осознания того, что отличник он «надутый» и знания его, мягко говоря, несколько ниже уровнем, чем тот считал ранее). Скажите: а как мне ребенку потом объяснить, что с 9 - 10 баллами за год он пишет ЦТ на 15 - 20%, как мне ему в глаза смотреть? Это и есть гуманизм?! Простите, но тогда я мизантроп, но мои дети (как бы ни стало им больно и обидно) всегда будут иметь представление о своем реальном уровне знаний. Более скажу: преподаватель языка (он же, между прочим, и преподаватель литературы) не имеет морального права на уроке литературы говорить о чести, совести и прочем, с чем сопряжена литература, если он «рисует» экзамен.

Как же смотрят на такую «добрую услугу» сами медалисты - дети, результатами которых распоряжаются против их воли учителя по своему усмотрению (или по усмотрению администрации). В прошлом сезоне я разговаривал с девчонкой-медалисткой после того, как ей помогли написать экзамен. Так вот она при мне плакала и говорила, что ненавидит людей за подлость, ненавидит себя за трусость, за то, что не отказалась от вложенного листочка с текстом экзаменационного пересказа и т.д. Я понимаю, что так ощущают себя далеко не все отличники (многие очень даже не против, чтобы им помогли), но факт остается фактом: вас, дорогие фальсификаторы, не воспринимают как благодетелей - более того, часть детей вас просто не уважает, а оставшаяся часть относится к вам никак, обезличенно. Нет здесь доброй услуги (давайте называть вещи своими именами) - здесь исключительно фальсификация результатов государственного экзамена в угоду амбициям школы / гимназии / лицея (нужное подчеркнуть). Дети еще не готовы, чтобы им устраивали такие испытания на честность и принципиальность - осадок остается у них в любом случае. Поэтому основная задача учителя - так воспитать медалиста, чтобы ему было неловко и стыдно на выпускном балу получать «нарисованную» медаль.

И вообще мой совет родителям: всеми силами постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок в восьмом или девятом классе получил хотя бы одну годовую восьмерку. Это автоматически выведет его из претендентов на медали и подарит лакомую возможность спокойно учиться оставшиеся годы (ведь, потеряв медальный аттестат в 9-м классе, можно запросто к окончанию старшей школы сохранить хороший и даже очень хороший средний балл, ежели он так уж принципиален) и не стать объектом пристального внимания тех, кто захочет мериться вашим ребенком, как объемом бицепса.