2015-02-04T08:47:16+03:00
КП Беларусь

Едем в Бездеж ночевать на сеновале и есть макуху

«Комсомолка» побывала едва ли не в единственном белорусском музее, где экспонаты можно пощупать, примерить и даже съесть [фото]
Поделиться:
В музее народного творчества "Бездежскi фартушок" собрана уникальная коллекция, в которой около 300 фартучков.В музее народного творчества "Бездежскi фартушок" собрана уникальная коллекция, в которой около 300 фартучков.
Изменить размер текста:

- Наверное, нигде в мире не увидите музея с такой коллекции фартучков, как в Бездеже. У нас же их около 300, и нет среди них двух одинаковых, - встречает нас директор музея народного творчества «Бездежскі фартушок», что в Дрогичинском районе, Мария Астапович.

Крепкая улыбчивая женщина одета в белоснежную вышитую сорочку, белую с вышивкой «хустку», юбку и расшитый красно-черными узорами и кружевами фартучек. Тот самый, который носили в прошлом веке.

Директор музея встречает нас в вышиванке и с фартушками

Директор музея встречает нас в вышиванке и с фартушками

«А бэз дэ ж?» - спросила у кавалера девушка

Бездеж - 600-летнее большое село, с двумя церквями и костелом. До середины XIX века, когда в тогдашний Дрогичин провели железнодорожную ветку, деревня была городом. Но прогресс сделал свое дело, и Дрогичин Бездеж обогнал. Правда, слава горожан прочно приклеилась к сельчанам. Даже сегодня старожилы из соседних деревень нет-нет да и назовут их мещанами.

Музей открыли 15 лет назад: жители не захотели везти свои фартучки в Дрогичин

Музей открыли 15 лет назад: жители не захотели везти свои фартучки в Дрогичин

- А почему Бездеж? Не было дежек под хлеб здесь или что? – любопытствую я.

- Ой, есть две легенды на эту тему, - по «сцежке» мы идем к зданию с колоннами. - Первая связана с тем, что когда-то давно были времена очень бедные. Тогда у людей не хватало денег на дежки, чтобы замесить тесто на хлеб. Так и прозвали их «без деж». Но нашим местным больше нравится другая легенда, более романтическая, что ли. Встречался парень с девушкой, и он всегда на свидание приносил веточку «бэзу». И вот однажды он пришел и не взял букета с собой. А девушка удивленно спросила его на нашей полесской мове: «А бэз дэ ж?» Мол, где сирень-то? Вот так и пошло название «Бездеж».

Есть и третья версия, чешская. О ней задумались совсем недавно. Оказывается, тезка белорусской деревни есть и в Чехии. Местный замок Бездеж находится на возвышенности, как и деревня - на горочке. Историки выдвигают версию, что белорусское село могли основать тогдашние жители чешской территории, забравшиеся вглубь полесских болот.

- А может быть, это наши местные отправились на новые земли, кто знает? - улыбаются в музее. И я понимаю, что эта мысль бездежанам нравится гораздо больше.

- Бездежане отличаются от окольных деревень. Вот кажется, два километра, а такая разница. И это было, что называется, «спакон веку». Здешние жители очень трудолюбивые и зажиточные. У нас жили и живут богатые люди. Может быть, повлияло на них то, что они были горожанами?

В местном Свято-Троицком храме хранится уникальное Евангелие 1890 года.

В местном Свято-Троицком храме хранится уникальное Евангелие 1890 года.

Бездежские умельцы делали снималку для обуви

Я трогаю готовый лен, из которого делали нитки на фартучки. На ощупь кажется, что это мягкие детские волосы. Настолько тонкие и шелковистые волокна. Для того чтобы добиться такого качества, бездежанки прилагали немало усилий. Лен били, чтобы высыпались семена, мяли, несколько раз вычесывали.

Хорошо вычесанный лен на ощупь похож на детские волосы

Хорошо вычесанный лен на ощупь похож на детские волосы

Почти все экспонаты музея рабочие. Мне разрешают попробовать чесать лен. Я пропускаю пучок через специальные дощечки, похожие на расческу-массажку. На дощечках остаются толстые волокна льна - из них ткали мешковину. А у меня в руке - мягкий и шелковистый пучок.

- Но это еще не все, - предупреждает директор и вручает кисточку из свиной щетины, похожую на помазок. На завершающем этапе этой кисточкой лен чесали над водой до того момента, пока на воде не оставалось ни пылинки. Вот тогда уже можно было и нитки из него делать.

Удивительное полотно, которым гордятся в Бездеже, давалось тяжелым трудом

Удивительное полотно, которым гордятся в Бездеже, давалось тяжелым трудом

Второй зал - типичная бездежская хата с дежкой в красном углу, прялкой, люлькой и старинными фотографиями в большой рамке. Одна из работниц музея сидит за прялкой и сучит нитку, напевая под нос, ее внучка, качает люльку. Если тихонько постоять, то можно услышать старинный напев. А за окном - кукареканье петухов и блеяние коз. Ни звука автомобилей, радио или телевизора, ни звонков мобильных телефонов. Прямо как в начале прошлого века.

Так жили полешуки 100 лет назад

Так жили полешуки 100 лет назад

- Видите, вышитые картины с «бэзам»? Они у нас в каждом доме есть, как память о той второй легенде, - показывает Мария Михайловна на объемные картины будто с трехмерным эффектом. Умельцы в Бездеже были еще те. Они делали огромные короба для зерна из соломы. Но вот уже 100 лет они как новые - ни одна мышь их не поточила. А весь секрет в специальных травах, отпугивающих грызунов.

Короба для зерна из соломы сохранились до сих пор из-за специальных трав

Короба для зерна из соломы сохранились до сих пор из-за специальных трав

- У нас есть особенные вещи, которые вы редко встретите в остальных регионах, - показывает на странный шест с палкой-сачком на нем Мария Михайловна. - Как думаете, что это? Это ходунки. Сюда ребенка ставили, и он ходил по кругу.

Потом она приносит странную деревяшку на подставке с овальными вырезами. Оказывается, это приспособление для снятия обуви. Делали бездежцы и дорожные складные снималки, чтобы брать с собой на работы.

Бездзежане придумали даже специальную "снималку" для обуви, которую брали с собой на работы

Бездзежане придумали даже специальную "снималку" для обуви, которую брали с собой на работы

- Когда к нам приезжали голландцы, то рассказывали, что у них есть целый завод, который точно такие же вещи производит.

Невесты в деревне ходили с павой на голове

Посидеть за небольшим ткацким станком, или «кроснамі», дают каждому. Ткать довольно сложно - нужно знать порядок педалей и уметь считать, чтобы соткать симметричные полоски или витиеватые узорчики. До сих пор многие туристы не верят, что это тончайшее и ажурное полотно - ручная работа.

Посидеть за станком дают каждому, но ткать довольно сложно.

Посидеть за станком дают каждому, но ткать довольно сложно.

Секрет же тонкости бездежской ткани прост: проходит через обручальное кольцо 300 ниток - нитки для одежды подходящие. Безупречная же белизна льняного полотна - это тоже главная гордость всех местных женщин. По ней в окольных деревнях сразу понимали - вот она, «жонка з Бездзежу».

Справа - обычное грубое полотно, а слева - выбеленный солнцем лен

Справа - обычное грубое полотно, а слева - выбеленный солнцем лен

Но эта белизна стоила немалых трудов. Нужно было расстелить его на лугу и неустанно периодически поливать и переворачивать. Солнце и вода делали лен кипенно белым. А зимой полотно отбеливали в золе с кипятком в специальной бочке - «жлукце». Потом вымывали и сушили.

Ни одного похожего фартучка нет среди 300 коллекционных

Ни одного похожего фартучка нет среди 300 коллекционных

- Для вышивок нитки красили луковой шелухой и корой дуба в красный, а сажей - в черный. И этими нитками каждая старалась украшать свой «фартушок», - рассказывает директор в третьем зале. Здесь все стены увешаны фартучками с разноцветными вышивками: виноградные гроздья, васильки, колоски и ажурные паутинки кружев. Даже сложно поверить, что эту красоту сделали руками - настолько все тонко и ажурно.

Такие воздушные фартучки умели ткать наши бабушки

Такие воздушные фартучки умели ткать наши бабушки

- Самый старый фартучек 1880 года. Но ткань крепкая, прослужит еще столько же, - считают музейщики. - Вообще, «фартушок» для наших женщин был таким же предметом, как и «хустка». Без него на улицу не выходили. У каждой уважающей себя бездежанки было 10 - 12 фартучков. По количеству больших церковных праздников. И она не надевала один и тот же дважды. К фартучкам относились очень бережно - складывали особым образом в сундуках.

У каждой уважающей себя бездежанки было 10-12 фартучков.

У каждой уважающей себя бездежанки было 10-12 фартучков.

- А ну-ка одевайтесь! - командует Мария Михайловна и приносит яркий фартучек, сорочку и странный обруч с лентами и огромным букетом на нем. Оказывается, это местный свадебный наряд. А обруч с букетом - это пава. Ее использовали вместо венка и фаты. Лен приятно холодит тело, в нем абсолютно не жарко и комфортно. Я пробую пройтись в паве. Невольно приходится держать спину и балансировать, чтобы огромный букет не свалился.Еще в 1980-х годах «фартухі» в Бездеже носили почти все женщины. А потом традиция потерялась. Но до сих пор в церкви, на крестинах или свадьбах нет-нет да и мелькнет белоснежный фартучек. По словам местных жителей, в каждой деревенской семье хранится фартучек прапрабабушки. Многие женщины просят их похоронить в нем или хотя бы положить рядом в гробу.

Наш корреспондент примерила паву. Быть ей замужем за бездежским хлопцем!

Наш корреспондент примерила паву. Быть ей замужем за бездежским хлопцем!

- Вот почему говорили «ходит, как пава». Тут нужна осанка и особенная походка, - объясняют мне. - Ну всё, по нашим музейным приметам все, кто примеряет этот наряд, выходят замуж за бездежского хлопца. Вот как пост закончится, так ждите сватов.

К слову, все посетители музея могут примерить полесские наряды. Хоть летние, хоть зимние, хоть мужские, хоть женские. Здесь есть и кожухи, и свитки, и соломенные шляпы - на любой вкус!

- Ну, настоящие полешуки! - воскликнула директор музея, переодевая нас с фотографом.

- Ну, настоящие полешуки! - воскликнула директор музея, переодевая нас с фотографом.

В Бездеже бывали бразильцы и вьетнамцы

- Вы, наверное, проголодались? Идемте обедать, - приглашает директор.

- Как, обедать, а что, в музее можно еще и обедать? - удивляюсь я. Оказывается, два года назад рядышком с музеем открылось крестьянское подворье «Коля Плэсу». Возле местной речки, значит.

Окунуться в атмосферу, запахи и вкусы столетней давности можно в усадьбе "Коля Плэсу"

Окунуться в атмосферу, запахи и вкусы столетней давности можно в усадьбе "Коля Плэсу"

Возле деревянного домика с «прызбай» теребят стожок сена козы, плавают в небольшом прудике утки и гуси, в пруду побольше стоит лодка. Туристы тут даже рыбачат. Говорят, караси из воды прямо выскакивают, когда им хлеб бросаешь. Есть в усадьбе свиньи и кролики, и даже лошадь. Всех их можно погладить и покормить.

Среди экспонатов музея есть и живая лошадка...

Среди экспонатов музея есть и живая лошадка...

- На огороде мы выращиваем капусту, огурчики, клубнику, - ведут меня к дому сотрудники. Туристы здесь косят траву, пилят дрова, катаются на лодке по пруду и ловят рыбу. Можно также подоить козу или попробовать вместе испечь хлеб.

... и козочка.

... и козочка.

- Мы даже можем на сеновале ночевку организовать или дать огород вспахать, если это весна, - объясняют музейщики. - Также концерты устраиваем, поем наши старинные песни вместе с ансамблями. Даже танцевать сможем научить!

Готовят здесь по старинным бездежским рецептам и в печи. Сами сотрудники пекут хлеб, солят сало, квасят капусту и закладывают огурцы в бочки. Даже пальцем пиханые колбаски делают!

Парное молоко, драники из печи и свежий творог - просто пальчики оближешь!

Парное молоко, драники из печи и свежий творог - просто пальчики оближешь!

Нас угощали березовым квасом, картошкой из горшочка, капустой, огурцами и драниками с салом. А на десерт был козий творог с клубникой и чай на травах.

- Посыпайте все макухой, посмотрите, как вкусно, - советует Мария Михайловна. И я дружно сдабриваю молотым льняным семенем картошку. Она оказалась права - оторваться от такой вкуснятины ну очень сложно.

- В Бездеже уже побывало около 60 тысяч человек из более чем 20 стран мира. Были из Китая, Америки, Англии, Франции, Ирана, Венесуэлы. Вот недавно бразильцы приезжали, - показывает книгу отзывов Мария Михайловна. - Может быть, за 15 лет существования музея это и немного. Но для деревни в глубинке белорусского Полесья это громадная цифра. Вы знаете, зарплаты у нас небольшие, работаем мы на голом энтузиазме. Можно так сказать, живем этим всем, душа просто будет не на месте, если это все исчезнет. Поэтому мы радуемся, когда туристы загораются всем этим и проникаются нашими традициями и историей.

ЦЕНА ВОПРОСА Комплексная экскурсия с дегустацией, караваем, фотографиями, танцами и катанием на бричке - 130 тысяч с человека. Комплекс для школьников - 50 тысяч с человека, без дегустации - 25 тысяч.

Входной билет в музей - 5 тысяч для студентов и школьников, 10 тысяч - для взрослых.

Входной билет в подворье - 5 тысяч для студентов и школьников, 10 тысяч - для взрослых.

Экскурсия по музею - 30 - 40 тысяч, крестьянскому подворью - 30 - 40 тысяч.

КАК ДОБРАТЬСЯ

На машине от Минска - 287 километров, от Бреста - около 150.

До Дрогичина из Минска или Бреста на поезде, а там - на автобусе до Бездежа. Около 50 минут ехать, курсируют довольно часто.

КСТАТИ

Что еще посмотреть в Бездеже?

Уникальное Евангелие 1890 года, вывезенное в Германию во время войны. Хранится в Свято-Троицком храме.

Пункт Дуги Струве - уникальной сети вычисления параметров Земли.

Старинный обряд «Стрылка», внесенный в Список нематериального наследия Беларуси. Проходит на первый день после Пасхи.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Путешествуй с Комсомолкой»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также