Общество

Стоит ли искать хорошее образование на барахолке?

Итоги вступительной кампании в вузы
На колумнист прокомментировал итоги вступительной кампании в вузы.

На колумнист прокомментировал итоги вступительной кампании в вузы.

Перечитал свою прошлогоднюю статью об итогах учебного года. Сегодня ее можно практически полностью перепечатать, заменив 2013 год на 2014-й. И этот «год прошел как сон пустой». Поэтому повторяться не буду, а лишь отмечу некоторые отличительные особенности текущей вступительной кампании.

Единственная позитивная новость - это блестяще проведенная БГУИР вступительная кампания, которая привлекла в вуз много абитуриентов с высокими баллами. Благодаря тому, что абитуриент мог подать заявление сразу на любое количество специальностей (хоть на все 34 специальности данного вуза), чем многие и воспользовались, а также хорошей рекламной кампании, все бюджетные места для первокурсников оказались заполнены. При этом проходные баллы на бюджетное обучение у главного конкурента БГУИР - факультета прикладной математики БГУ - резко снизились с 325 в прошлом году до 188 баллов в этом. Этот факт свидетельствует о перезревшей необходимости наконец-то организовать электронное зачисление студентов в масштабах всей страны, которое есть уже, наверное, во всех окружающих нас странах и которое (я уже не помню, сколько лет) руководители системы образования планируют внедрить у нас. Электронное зачисление избавит абитуриентов и их родителей от ужасной нервотрепки в последние дни зачисления в вузы, сделают систему зачисления более справедливой и открытой (не секрет, что сокрытие приемными комиссиями информации в последний день зачисления вызывает у абитуриентов и их родителей подозрение в злоупотреблениях).

Интересно, что часто абитуриентов, которые записываются сразу на множество специальностей, осуждают и официальные лица, и общественное мнение за то, что молодые люди не знают, чего хотят. Но одна из причин такой абитуриентской суеты - это еще и необъяснимое сокрытие информации о статистике ЦТ. Создается впечатление, что информация о результатах тестов ЦТ охраняется как важная государственная тайна. В СМИ попадают только самые общие результаты, причем и они строго дозированы. Руководитель РИКЗ многократно говорил, что баллы ЦТ некорректно сравнивать с баллами школьного аттестата, так как это не оценка, а рейтинг абитуриента. Но тогда этот рейтинг абитуриент должен знать в сравнении с рейтингами других абитуриентов.

Сразу после теста РИКЗ, по моему мнению, обязан, подчеркиваю - обязан, опубликовать подробнейшие результаты ЦТ. Абитуриенты и их родители должны видеть таблицу, где будет указано количество человек, которые получили то или иное количество баллов (с точностью до 1 (одного!) балла). Более того, должны быть таблицы по общей сумме баллов, набранных всеми абитуриентами, разбитые в соответствии с тройкам предметов, которые сдавали участники ЦТ (например, белорусский (русский) язык - математика - английский язык). Имея такую информацию, абитуриент уже не будет тыкаться, как слепой котенок, выбирая специальность, меняя по пять раз факультет или вуз, куда он подает документы. Зная свой реальный рейтинг, он сможет сопоставлять свои желания со своими возможностями, просчитать свои шансы поступить на ту или иную специальность.

После того как в этом году более 40% абитуриентов не преодолели на ЦТ по математике и физике барьер в 15 баллов, смело можно говорить о несоответствии знаний большинства школьников уровню тестов ЦТ. Как я уже упоминал, полная статистика результатов ЦТ скрывается, но предполагаю, что еще около 40% абитуриентов набрали на ЦТ по математике и физике от 15 до 40 баллов. Именно этот факт привел к тому, что выросло количество переходов школьников из хороших школ в обыкновенные на последний год обучения в школе. Дело в том, что ученику гораздо легче получить высокий средний балл аттестата в обычной школе, чем высокие баллы на ЦТ. Многие ученики и их родители делают прагматичный выбор между хорошим средним образованием, но невысоким средним баллом аттестата и посредственным образованием, но с высоким средним баллом аттестата. По моим оценкам, разница в оценивании за одни и те же знания между учениками разных школ достигает 4 баллов. Существует несколько вариантов нивелирования этой разницы. Напомню, что при расчете суммы баллов для поступления в вузы средний балл аттестата умножается на 10. Наиболее простым решением, на мой взгляд, является умножение среднего балла аттестата не на 10, а на 5. В этом случае значимость результатов ЦТ возрастет, но при этом абитуриенты не будут пренебрегать и школьными оценками.

По окончании вступительной кампании стало очевидно, что организация нашего ЦТ значительно хуже, чем организация ЕГЭ в России. До этого года все недостатки нашего ЦТ компенсировались одним достоинством - значительно большей честностью и справедливостью по сравнению с ЕГЭ. Но в России в этом году ЕГЭ впервые прошел честно, и сравнение ЦТ и ЕГЭ сразу же стало не в нашу пользу. Более того, преимущество ЕГЭ перед ЦТ настолько значительно, что напоминает сравнение БМВ, пусть и российской сборки, с «Запорожцем», а сравнительный анализ, который я уже подготовил и скоро опубликую, занял 17 (семнадцать!) страниц печатного текста.

Теперь о самом важном. Представьте себе ситуацию: вы заходите в магазин, и вам предлагают купить CD-диски с 50-процентной скидкой. Вы отказываетесь. Тогда вам предлагают 90-процентную скидку. Вы снова отказываетесь. Тогда вам предлагают эти диски бесплатно. Ваши действия? Думаю, что вы тоже откажетесь, так как эти диски вам уже не нужны, они будут только захламлять квартиру. Ведь у вас уже давно есть компактные и удобные флешки и карты памяти, а вся нужная информация легко находится в интернете! Что я имею в виду? Недобор на бюджетные места во многих вузах и колледжах означает, что абитуриенты даже бесплатно не хотят получать в них образование. Эти учебные заведения или отдельные специальности представляют собой барахолку в нашей системе образования.

Какие вещи попадают на барахолку? Или устаревшие, или некачественные, или ненужные. Так же и многие образовательные услуги попадают в число невостребованных по разным причинам: низкий уровень образования, отмирание профессии, отсутствие спроса на рынке труда или непрестижность профессии… Я надеюсь, что в самое ближайшее время руководители системы образования перестанут делать вид, что они не замечают, что, в отличие от вещевых барахолок, образовательная барахолка с каждым годом растет. Я надеюсь на серьезный анализ происходящего для нахождения путей выхода из кризиса системы образования.