2015-08-13T09:27:13+03:00
КП Беларусь

Семейный портрет любимого художника Сталина

В юбилейный год знакомим читателей «Комсомолки» с десятью шедеврами Художественного музея - по одному в месяц
Поделиться:
Изменить размер текста:

В этом году Национальный художественный музей отмечает 75-летие. За эти годы его собрание выросло до 30 с лишним тысяч экспонатов. Но, как и в любом музее мира, посетители могут видеть лишь небольшую часть его сокровищ. Она даже меньше десятой части.

Прекрасный летний день. На открытой террасе пьет чай дружное семей­ство - отец, мать, девочка и ее тетя. Они благопо­лучны, счастливы, даже по-буржуазному сыты. Сегодняшним зрителям, которые уже хорошо знают исто­рию страны, сложно представить, что написано это полотно в 1934 году. В Украине голодомор, в Бе­ларуси - начало репрессий против нацдемов…

Но у народного художника СССР, первого председателя Академии ху­дожеств СССР Александра Гераси­мова все хорошо. Ведь он любимый художник Иосифа Сталина, автор его канонических в те годы портре­тов, лауреат нескольких Сталинских премий. Он может себе позволить даже отойти от соцреализма, ярым борцом за который Герасимов был на своем посту, и писать для души.

Удивительно, как политические взгляды и человеческие качества не мешают человеку быть настоящим талантом. Ведь «Семейный порт- рет», который появился в коллек­ции Национального художествен­ного музея в 1966 году, принадле­жит к лучшим образцам русского искусства. Какое счастье, что ди­ректор музея Елена Аладова, вос­создававшая после войны его кол­лекцию по сути заново, приобре­ла именно эту картину, а не что-то вроде «Сталин и Горький в Горках».

О том, что Александра Герасимова недолю- бливали коллеги, свидетельствует любопытная история. На картине «На старом Уральском за- воде» в 1937 году художник Иогансон изобразил кровопийцу-фабриканта невероятно похожим на Герасимова. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

О том, что Александра Герасимова недолю- бливали коллеги, свидетельствует любопытная история. На картине «На старом Уральском за- воде» в 1937 году художник Иогансон изобразил кровопийцу-фабриканта невероятно похожим на Герасимова.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- Художественная ценность «Се­мейного портрета» бесспорна, - го­ворит заведующий отделом русско­го и зарубежного искусства Нацио- нального художественного музея Алексей Хоряк. - Если судить по широкому свободному мазку, ма­нере письма, можно, даже не зная биографии Герасимова, догадать­ся, что одним из его учителей был Константин Коровин.

Надо отдать должное вкусу и нео­быкновенной интуиции Елены Ала­довой. Собирая коллекцию русско­го искусства, выкупая картины у коллекционеров, художников и их родных, она практически ни разу не ошиблась в своем выборе.

- И это при том, что в те годы тех­нико-технологические исследова­ния произведений живописи - рент­генографирование, пробы грунта и красочного слоя еще не были так широко распространены, как сегод­ня, - поясняет Алексей Пе­трович. - Свой выбор Елена Васильевна делала исклю­чительно на глаз.

Кстати, «Семейный пор­трет» она купила у дочери ху­дожника, той самой девоч­ки, которая на полотне пьет чай вместе с родителями. Можно представить, какие чары пришлось применить Аладовой, чтобы уговорить ее отдать такую семейную ценность. А возможно, по­сле того как Александр Герасимов в хрущевские времена был смещен со всех постов, а потом и умер в нача­ле 60-х годов, положение семьи уже было не столь благополучно, как на картине. Известно, что за полотно Аладова заплатила 2000 рублей (при средней зарплате в 100 рублей).

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также