2016-08-24T02:41:17+03:00
КП Беларусь

ЦТ и ЕГЭ - с каждым годом все больше различий

Какой опыт российской системы образования нам стоило бы перенять
Поделиться:
Фото: Павел МАРТИНЧИК
Изменить размер текста:

Продолжение. Начало читайте ЗДЕСЬ.

11. Чем можно заполнять бланк

На ЕГЭ допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки, а на ЦТ можно использовать только гелевую. Я уже писал об ученике, который считает, что он получил низкий результат на ЦТ потому, что сканнер не распознал все метки его гелевой ручки.

12. Резервные дни

Наши абитуриенты могут сдать в резервный день только один тест ЦТ.

Вот несколько случаев из моей практики. Очень хорошая ученица сразу после теста по русскому языку попадает в больницу, где ей вырезают аппендицит. Тест по математике она переносит на резервный день, а на тест по физике сбегает из больницы, так как два теста перенести нельзя. Если бы приступ у нее начался на несколько часов раньше, то год ей пришлось бы пропустить. Еще один ученик заболел в конце мая ветрянкой, но скрыл это, так как в этом случае он не смог бы сдавать тесты - контакт с окружающими ему был запрещен.

Кроме этого, я уже несколько раз писал, что многие девушки в критические дни чувствуют себя крайне плохо, их интеллектуальные возможности резко снижаются. Но перенести экзамен по этой причине они не имеют права.

А что в России?

Вот расписание резервных дней ЕГЭ в 2014 году. Обратите внимание на их количество.

Досрочный период - 8 мая резервный день по всем предметам.

Основной период:

16 июня резервный день по иностранным языкам, обществознанию, биологии, информатике;

17 июня резервный день по географии, химии, литературе, истории, физике;

18 июня резервный день по русскому языку;

19 июня резервный день по математике.

Дополнительный период - 16 июля резервный день по всем предметам.

Не стоит думать, что дополнительный период и резервные дни - это одно и то же. В резервные дни участники сдают экзамены в случае совпадения выбранных экзаменов в один день, неявки на экзамен по уважительной причине и т.п. (например, если участник не смог завершить экзамен по болезни).

Кроме того, если выпускник текущего года получает результат ниже минимального количества баллов по одному из обязательных предметов (русский язык или математика), то он может пересдать экзамен в этом же году в резервные дни.

13. Обратная связь

Российский абитуриент на сайте ЕГЭ может задавать разнообразные вопросы, и ему подробно отвечают. Кроме этого, на сайте ЕГЭ есть раздел «часто встречаемые вопросы». У нашего абитуриента таких возможностей нет. Можно только отправлять электронное обращение, как и в любой другой государственный орган.

14. Совмещение выпускных и вступительных экзаменов

Сразу после окончания школы наши ученики сдают 4 выпускных экзамена, затем проводится выпускной вечер и через день после него начинаются тесты ЦТ. При этом в абсолютном большинстве школ выпускные экзамены проводятся формально, ученики с помощью учителей легко списывают на нужную оценку (доказательство - существенное расхождение между оценками в аттестате и результатами ЦТ). Итак, менее чем за 4 недели выпускник сдает 7 экзаменов, из которых 4 смысла, как правило, не имеют мало. Но времени на повторение, обобщение и систематизацию материала перед тремя главными экзаменами у абитуриентов практически нет. Думаю, что это - одна из причин крайне низких результатов на ЦТ. Напомню, что в СССР после выпускных экзаменов у школьников был месяц на подготовку к вступительным экзаменам в вузе.

ЕГЭ - это одновременно выпускные школьные экзамены, оказывающие значительное влияние на оценки аттестата, и вступительные экзамены в вуз. Школьникам не приходится принимать участие в мистификации под названием «выпускные экзамены», у них достаточно времени для подготовки к тестам, и выпускной вечер проходит после экзаменов в форме общенационального праздника, а не как у нас, скомкано между экзаменами.

15. График проведения экзаменов

Первый тест ЦТ сдается через день-два после выпускного вечера, затем сдается еще два теста, причем часто между тестами перерыв два-три дня (а иногда и один), и ученики не успевают не то что повторить, а не могут даже физически и психологически восстановиться. Для повторения и систематизации материала абитуриентам нужна хотя бы неделя между тестами и еще неделя между выпускным вечером и первым тестом. Такой график ЦТ несложно составить, если проводить в один день тесты по нескольким предметам: например, по истории, биологии и физике.

Расписание ЕГЭ для абитуриентов тоже неудобно и не очень отличается от ЦТ: между экзаменами три-четыре дня, первый экзамен чуть ли не через день после окончания учебного года. Правда, в один день могут проводиться тесты по разным предметам. Например, в этом году в один день проводились экзамены по физике и по иностранным языкам, в другой день - информатика, биология, история. Но если абитуриент желает сдать и историю, и биологию, то один из этих экзаменов он может сдать в резервный день!

Но есть и несколько существенных отличий, о которых наши абитуриенты могут только мечтать. Во-первых, в России возможна досрочная сдача ЕГЭ. В досрочный период проводятся экзамены по всем 14 предметам ЕГЭ. Участники ЕГЭ досрочного периода узнают свои результаты в мае, не дожидаясь итогов основной волны.

Досрочно сдать ЕГЭ имеют право: выпускники вечерних (сменных) школ, призываемые на военную службу; выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы; выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения; направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации; выпускники общеобразовательных учреждений РФ, расположенных за пределами РФ, в государствах со сложными климатическими условиями.

Во-вторых, после основного этапа ЕГЭ проводится дополнительный период. Сдавать ЕГЭ в этот период имеют право выпускники прошлых лет, иностранные граждане, выпускники организаций среднего профессионального образования, которые по уважительным причинам не смогли принять участие в основной период ЕГЭ, и те, кого повторно допустили к сдаче ЕГЭ в этом году (например, не сдали ЕГЭ в основной период по болезни). Для проведения ЕГЭ в дополнительный период разработаны новые КИМ с учетом часовых поясов и других особенностей РФ. Экзаменационные задания по содержанию отличаются от заданий досрочного и основного периода, но по уровню сложности они совершенно идентичны.

16. Репетиционные тесты. Консультации по ЕГЭ

Чтобы потренироваться в решении тестов ЦТ, наш абитуриент должен обязательно потратить деньги. Он может пройти платное репетиционное тестирование в специальных пунктах или купить книги с тестами прошлых лет. При этом после прохождения репетиционного теста белорусский абитуриент не может разобрать свои ошибки, так как вынос из аудитории условий теста и черновиков запрещен.

Российский школьник может пройти демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ на официальном сайте ЕГЭ. Там можно ознакомиться с демонстрационными версиями КИМ по всем предметам 2009 - 2014 г.г. Более того, в этом году впервые в открытом доступе опубликованы варианты КИМ ЕГЭ 2014 года по 14 учебным предметам, использованные при проведении досрочного периода ЕГЭ 2014 года, причем сделано это было до начала основного периода ЕГЭ. У выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ в основной период, была возможность бесплатно познакомиться с заданиями досрочного этапа и тем самым подготовиться к экзаменам.

Кроме этого, на сайте ЕГЭ российским школьникам предлагаются толковые видеоконсультации специалистов и психологов. Причем консультации по одному предмету дают несколько преподавателей.

17. Содержание тестов

Предсказать содержание тестов ЦТ невозможно. Последние годы тесты ЦТ немного похожи на третий этап РТ, но легально найти условие этого теста нельзя. Особой удачей является знание спецификации теста ЦТ. Это такой документ для служебного пользования, в котором описываются темы и сложность каждого задания ЦТ. Например, А1 - задача на вычисления первого уровня сложности (всего у нас пять уровней сложности), А2 - нахождение стороны прямоугольного треугольника и так далее. Знание спецификации значительно упрощает заключительный этап подготовки абитуриентов. Утечка спецификации происходит, как правило, через учеников, которые занимаются у репетиторов, имеющих отношение к составлению тестов.

Когда в этом году я занимался с российскими школьниками, они рассказали мне, что они всегда заранее знают тему задачи каждого задания ЕГЭ, а также то, сколько баллов абитуриенту принесет решение каждого примера, и для этого никакие утечки информации не нужны. Конечно, я был сильно удивлен и решил перепроверить слова школьников.

На сайте ЕГЭ находим документ: «Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по математике».

Кроме этого там есть «Демонстрационный вариант КИМ для ЕГЭ 2014 года

по математике» и «Пояснения к демонстрационному варианту».

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Структура работы приведена в спецификации, а полный перечень вопросов - в кодификаторах требований и элементов.

Вариант КИМ по математике состоит из двух частей и содержит 21 задание.

Часть 1 состоит из 10 заданий (задания В1 - В10) с кратким числовым ответом, проверяющих наличие практических математических знаний и умений базового уровня.

Часть 2 содержит 11 заданий по материалу курса математики средней школы, проверяющих профильный уровень математической подготовки. Из них пять заданий (задания В11 - В15) с кратким ответом и шесть заданий (задания С1 - С6) с развернутым решением.

Правильное решение каждого из заданий В1 - В15 оценивается 1 баллом. Правильное решение каждого из заданий С1 и С2 оценивается 2 баллами, С3 и С4 - 3 баллами, С5 и С6 - 4 баллами.

Верное выполнение не менее пяти заданий варианта КИМ отвечает минимальному уровню подготовки, подтверждающему освоение выпускником основных общеобразовательных программ общего (полного) среднего образования.

Структура варианта КИМ допускает проведение экзамена как по полному тексту, так и только по части 1 для проверки освоения базового уровня.

К каждому заданию с развернутым ответом, включенному в демонстрационный вариант, дается возможное решение. Приведенные критерии оценивания позволяют составить представление о требованиях к полноте и правильности решений. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов, система оценивания, спецификация и кодификаторы помогут выработать стратегию подготовки к ЕГЭ по математике.

Ответы к заданиям В1 - В15

Каждое из заданий В1- В15 считается выполненным верно, если экзаменуемый дал верный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Каждое верно выполненное задание оценивается 1 баллом.

Решения и критерии оценивания заданий С1 - С6

Количество баллов, выставляемых за выполнение заданий С1 - С6, зависит от полноты решения и правильности ответа.

Общие требования к выполнению заданий с развернутым ответом: решение должно быть математически грамотным, полным, в частности, все возможные случаи должны быть рассмотрены. Методы решения, формы его записи и формы записи ответа могут быть разными. За решение, в котором обоснованно получен правильный ответ, выставляется максимальное число баллов. Правильный ответ при отсутствии текста решения оценивается в 0 баллов.

Эксперты проверяют только математическое содержание представленного решения, а особенности записи не учитывают.

В критериях оценивания конкретных заданий содержатся общие требования к выставлению баллов.

При выполнении задания можно использовать без доказательства и ссылок любые математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.

Кроме этого, для абитуриентов и преподавателей на сайте ЕГЭ есть «Справка об изменениях КИМ ЕГЭ 2014 года в сравнении с 2013 годом».

О математике там сказано, что принципиальных изменений в 2014 году нет, но:

- добавлено задание базового уровня сложности с кратким ответом, проверяющее практические навыки применения математики в повседневной жизни;

- изменен порядок заданий в экзаменационной работе (задание по теории вероятностей перенесено на позицию 6, задания по геометрии перенесены на позиции 5, 8, 10, 13);

- без изменения сложности расширена тематика заданий С1, С3, С5,С6:

- без изменения сложности расширена тематика задания С4, в этом задании может присутствовать пункт на доказательство геометрического факта.

Столь же подробно описано содержание тестов и по другим предметам. Но и это еще не все. Все возможные задания ЕГЭ-2014 заранее опубликованы в открытом доступе. Абитуриент при подготовке к ЕГЭ может заранее прорешать тысячи задач.

18. Отличия в содержании тестов

В тестах по математике ЕГЭ отсутствует часть А (задания с выбором ответа), зато есть часть С (задачи, в которых проверяется не только ответ, как в части В, но и решение задачи), что делает результаты тестов по этим предметам более объективными. Наши тесты по математике - это 18 задач части А и 12 задач части В.

Для успешного изучения высшей математики в вузе первокурсник должен изучить в школе темы: «Вектора», «Производные», «Интегралы», а задачи по этим темам должны быть включены в тесты. В России так и сделано. Более того. К этим темам еще добавлены «Элементы теории вероятности», задачи с параметрами, иррациональные и тригонометрические неравенства. Все перечисленные темы исключены из нашей программы вступительных экзаменов, а часть из них и из школьной программы. В результате, в августе я прохожу со своими учениками, которые уже стали студентами, хотя бы «Производные» и «Интегралы». Кстати, огромное количество абитуриентов отчисляют из вузов из-за того, что они не могут сдать экзамен по высшей математике.

В отличие от ЦТ на тестах ЕГЭ по математике разрешается пользоваться линейкой. Наши абитуриенты в качестве линейки используют паспорт.

В отличие от тестов ЦТ в задания ЕГЭ по иностранным языкам включено аудирование, что значительно повышает ценность экзамена. Каждый абитуриент во время теста получает звуковоспроизводящую аппаратуру, аудиокассеты или компакт-диски (CD) с материалами для выполнения заданий.

Экзаменационная работа ЕГЭ по русскому языку в отличие от ЦТ содержит часть 3 (С1), которая состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (сочинение) по предложенному тексту.

В тесте по физике ЕГЭ есть часть С, в которой абитуриент должен не только найти ответ задачи, но и продемонстрировать ее решение.

В ЕГЭ есть экзамен по литературе. А в ЦТ такого экзамена нет.

19. Использование калькуляторов во время тестов

Понять содержание инструкции, в которой написано, какие типы калькуляторов можно использовать во время теста ЦТ по химии и физике, а какие нельзя, - невозможно. Часто по этому поводу возникают спорные ситуации и конфликты между абитуриентами и членами экзаменационной комиссии.

А вот инструкция для тестов ЕГЭ понятна и не допускает двойного толкования.

«Непрограммируемый калькулятор должен обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg).

Калькулятор не должен предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется на экзамене.

Калькулятор не должен предоставлять экзаменующемуся возможности получения извне информации во время сдачи экзамена. Коммуникационные возможности калькулятора не должны допускать беспроводного обмена информацией с любыми внешними источниками».

20. Что ждет ЦТ и ЕГЭ в будущем

Про ЦТ ничего сказать нельзя, так как все обсуждения проходят келейно, а все изменения происходят неожиданно и в последний момент. Именно поэтому многие абитуриенты и их родители, а также учителя вздрогнули от моей первоапрельской шутки, где я предложил от имени РИКЗ новые правила проведения ЦТ, и поверили в ту чушь, которую я написал.

Среди наиболее вероятных изменений в ЕГЭ - отмена тестовой части «А» в текстах по тем предметам, где они еще остаются. Представители Министерства образования России не раз выражали сомнения в ее объективности, утверждая, что правильный ответ можно просто угадать. Видимо, основания для этого действительно были, так как в школьной среде тестовая часть получила название «угадайка».

К тому же уже в следующем году школьникам может быть предоставлена возможность сдать дифференцированный ЕГЭ по русскому и математике. Ученики начнут выбирать степень сложности экзамена в зависимости от дальнейших планов. Часть выпускников смогут сдавать экзамен базового уровня, необходимый для получения аттестата. А в случае, если предмет понадобится им для поступления в вуз, они смогут сдать углубленный вариант. Предполагается, что при поступлении в высшее техническое учебное заведение абитуриенту придется сдавать профильную математику и базовый русский язык. А при поступлении в гуманитарные вузы - наоборот - профильный русский язык и базовый уровень математики. По мнению экспертов, такой порядок облегчит жизнь школьникам, которые не связывают свое будущее с получением высшего образования, и компенсирует слабым ученикам отмену части «А».

Задания ЕГЭ-2015, вероятно, не будут заранее опубликованы в открытом доступе.

В министерстве считают, что такие действия могут вызвать появление большого количества решебников. Повторюсь: обо всех изменениях в ЕГЭ-2015 станет известно до 1 сентября 2014 года.

Планируется создание независимых центров сдачи ЕГЭ. Эти центры будут работать круглогодично - можно будет несколько раз сдавать экзамен и использовать для поступления лучший результат. Сейчас выпускникам дается фактически одна попытка в год сдать экзамен - в июне или во вторую волну, в июле.

По мнению российских чиновников, во многом именно это создает напряжение вокруг ЕГЭ, так как дети считают, что у них есть только один шанс, и поэтому задумываются о списывании и других нарушениях.

Один такой центр уже открыт в Сыктывкаре, в ближайшее время они появятся в Махачкале, Нальчике и Пятигорске.

Школьники, которые не получили аттестат в этом году, смогут повторно сдать ЕГЭ уже этой осенью именно в этих центрах. Однако такого шанса будут лишены школьники, работы которых были аннулированы за мошенничество.

В независимых центрах сдачи ЕГЭ будет проводиться так же, как он проходил в этом году - будет видеонаблюдение, запрет на мобильные. Эти центры будут независимы от системы образования. Если вдруг станет известно, что в пункте были какие-то нарушения, то все результаты экзаменов, проведенных в этом центре, аннулируют, а сам пункт закроют.

В 2014 году впервые в ходе дополнительной волны сдать ЕГЭ помимо россиян смогли также жители стран СНГ и Латвии. Впервые организовано 5 пунктов приема экзаменов за рубежом, где желающие смогут сдать ЕГЭ: в Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане, Молдове и Латвии.

Как только такой пункт откроется в Минске, в него будут стоять очереди желающих пройти тесты ЕГЭ.

Рособрнадзор, чтобы избежать коррупции и повысить объективность оценки знаний студентов, предложил проводить экзамены в вузах по принципу ЕГЭ: принимать их будут независимые эксперты. Сейчас знания студентов оценивают те же преподаватели, которые их обучали, поэтому итоговая оценка не всегда оказывается объективной, и чтобы исправить ситуацию, в ближайшее время начнется проект независимой оценки знаний учащихся. Экзамены будут проходить с участием сторонних экспертов - представителей профессиональных ассоциаций, будущих работодателей. Причем речь идет как о выпускных государственных экзаменах, так и о сессиях.

Печальный и простой вывод. Сравнивать ЦТ и ЕГЭ - это все равно, что сравнивать «Запорожец» и БМВ, пусть и российской сборки. Мы отстали и отстали очень серьезно.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Образование и работа»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также