2015-02-04T08:51:23+03:00

Московский изобретатель придумал, как увеличить вместимость метро на 50%

«Комсомолка» обсудила его идею с экспертами [схема]
Поделиться:
Изменить размер текста:

- Можно аккуратней?! - огненно-рыжая дамочка повышает голос. Кому кричит - кто знает. В вагон вливается такой поток пассажиров, что поди разбери, кто там самый неаккуратный. Чересчур плотное движение буквально заносит меня в вагон.

- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - «Тимирязевская»...

Стоим кучно. Кажется, что можно даже поджать ноги и шутки ради немного повисеть в кольце соседей по вагону. В общем, лето, московское метро, час пик.

Считается, что сейчас пассажиров в метро поменьше, чем осенью - зимой. Многие разъезжаются по курортам или дачам. А что будет через пару недель, месяц? А через год-два, когда полноценными пассажирами метро станут жители районов, где откроются новые станции? Кандидат технических наук и изобретатель Евгений Кошкин уверен, что знает, как увеличить вместимость метро на целых 50%!

МОЖНО ЛИ ВПИХНУТЬ БОЛЬШЕ?

Чаще нынешнего гонять в подземке поезда невозможно. 90-секундный интервал между составами - это минимум. Длина платформ на большинстве станций метро - от 155 метров (на старых) до 162 метров (на новых). Они рассчитаны максимум на 8 вагонов. Больше не впихнуть при всем желании. Или впихнуть?

Объяснить идею Кошкина проще всего с помощью графики (см. схему). Если в двух словах: он предлагает запустить 12-вагонные составы, в которых на разных станциях то первые 4 вагона, то задние 4 будут оставаться в тоннеле.

- Ну вот смотрите, сейчас городские власти серьезно взялись за борьбу с пробками, - объясняет Евгений Александрович. - Строят перехватывающие парковки, ввели новые тарифы на парковку в центре города. Это работает - многие автолюбители стараются передвигаться общественным транспортом. Хорошо бы, чтобы альтернативой в любое время суток было метро. Но сейчас оно переполнено. А что будет завтра? Я не говорю, что моя идея - панацея. Но это серьезная возможность перевозить в метро больше пассажиров.

- В основе вашего предложения - 12-вагонные составы. Но ведь тупики в метро, как и станции, рассчитаны максимум на 8 вагонов. Длинные поезда просто никуда не поместятся.

- Да, но ведь метро активно строится, ветки продлеваются, появляются новые депо. Это не проблема - сделать тупики необходимой длины.

- Некоторые эксперты предлагали удлинять станции, чтобы на них помещалось больше вагонов.

- Начнем с того, что с длиной станций все метро мира в свое время промахнулись. Никто не мог предположить, что города так быстро будут расти. В Москве идею удлинения отвергли по нескольким причинам. Одно дело изначально строить платформы нужной длины, а другое - переделывать все в действующем метрополитене. Это вызовет огромное неудобство, это сложные строительные работы, это дорого, в конце концов. Кроме того, придется серьезно нарушить оригинальную архитектуру многих старых станций.

МЫ НЕ ХУЖЕ АРГЕНТИНЦЕВ

К предложению Кошкина много вопросов. И глобальных, и более мелких, технических. Например, если четыре головных вагона въехали в тоннель, машинист весь остальной состав не видит. Как он будет ориентироваться, когда придется закрывать двери?

- Для этого можно в синих вагонах размещать специального оператора, который следил бы за дверьми. Либо взять на вооружение наработку парижского метро. Там некоторые станции имеют криволинейные платформы, и тут на помощь машинисту приходят установленные на вагонах камеры.

- И все-таки! Красная станция, синяя станция, желтый вагон... Голова кругом идет. А если человек - турист, впервые в Москве? Разобраться непросто.

- Когда-то сто лет назад в Буэнос-Айресе появилось метро, там большинство населения было неграмотным, они названий станций на схемах и стенах читать не могли. Так им станции в разные цвета разукрасили, и ничего, нормально. Ну что мы, хуже аргентинцев, что ли? Мне кажется, разок проехал - на второй уже четко ориентироваться начнешь. Ну вот на автобусных остановках люди стоят. Подъезжают одинаковые с виду автобусы, но с разными номерами. Никто же не путается. Вообще во всем мире вопросы переполненного метро решаются всеми доступными способами. В Японии, например, в подземке нанимают специальных толкачей - молодых парней, которые стоят на платформах и «утрамбовывают» людей в вагоны. Мне почему-то кажется, что Москва должна придумать какой-то свой способ. Да можно ведь для начала провести эксперимент на одной линии.

Кликните для увеличения

Кликните для увеличения

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

До 9 миллионов человек московское метро перевозит в будние дни.

56% всех пассажиров городского общественного транспорта - доля подземки.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

«Энергосети не выдержат такие составы»

Сергей КАПУСТНИК, машинист депо «Фили»:

- Есть несколько но. Первое - энергетические сети подземки вряд ли выдержат составы из 12 вагонов. Они на это не рассчитаны. Кроме того, в старых вагонах метро не предусмотрена система, чтобы машинист мог в головных вагонах двери открыть, а в задних - нет. Все двери открываются синхронно. Случится сбой - и люди попадут на рельсы под током. Чтобы такого не было, нужно полностью парк менять, а вагоны новых моделей существенно дорабатывать. Ну а самое главное, наших людей вряд ли можно научить, что на такой-то станции такие-то вагоны остаются в тоннеле.

Какой выход из усложняющейся ситуации? По моему мнению, нужно пойти дальше «цветных вагонов» и попросту удлинять платформы, тупики и составы.

«Нужно, чтобы пригородные электрички стали частью метро»

Александр МОРОЗОВ, сопредседатель Межрегионального движения «Город и транспорт»:

- Идея красивая, но недоработанная. Совершенно очевидно, что в желтых вагонах, которые останавливаются на всех станциях, случится перегрузка. Кроме того, есть линии, где переходы на другие ветки выпадут на станции одного и того же цвета. Значит, в них тоже будет садиться больше людей. Думаю, эффект «цветных вагонов» будет более пессимистичным. Есть и технические вопросы. Тупики во всех депо нужно будет увеличивать в полтора раза. Не везде это возможно. Кроме того, необходимо поменять всю систему светофоров в тоннелях, ведь расстояния между ними изменятся.

Я считаю, что Москве нужно пойти по примеру Мадрида, Лондона, Мюнхена, Парижа. Там пригородные электрички врезаются в систему метро. Сейчас ведь в нашей столице основной поток пассажиров подземки - это приехавшие на работу из Подмосковья. Получается, что большинство этих людей едут сначала на электричке на какой-то из вокзалов, потом еще минут двадцать пытаются попасть в метро. Давка, потеря времени и нервов. Почему бы не совмещать большинство платформ в черте города со станциями метро? В будущем правильнее все тоннели подземки делать более широкими, а пути рассчитывать на составы из 12 вагонов и шириной 3 с половиной метра - как нынешние пригородные поезда. Это позволило бы перевозить в два с половиной раза больше людей, чем сейчас. По сути, третий пересадочный контур (вторая кольцевая московского метро, по прогнозам, будет запущена в 2018 году. - Авт.) - первый реальный шаг в этом направлении.

Еще больше материалов по теме: «Столичное метро»

Подпишитесь на новости: