2016-08-24T02:40:12+03:00
КП Беларусь

Найди художника на его картине

В юбилейный год знакомим читателей «Комсомолки» с десятью шедеврами Художественного музея - по одному в месяц [фото]
Поделиться:
Изменить размер текста:

В этом году Национальный художественный музей отмечает 75-летие. За эти годы его собрание выросло до 30 с лишним тысяч экспонатов. Но, как и в любом музее мира, посетители могут видеть лишь небольшую часть его сокровищ. Она даже меньше десятой части.

Федор Бронников изобразил себя в виде постояльца кабачка.

Федор Бронников изобразил себя в виде постояльца кабачка.

В середине XIX века такие полотна называли «итальянщиной». У русского живописца Федора Бронникова сбылась мечта многих тогдашних художников: получить творческую командировку в Италию. Именно о такой шестилетней поездке мечтал в те же годы наш Иван Хруцкий. Дорогу в Италию открывала Большая золотая медаль, которую вручали за какое-то выдающее полотно. И Бронников такую медаль получил, прожил в Италии почти десять лет и вернулся туда в конце жизни.

Картину «Тебе Бог подаст» художник написал в 1859 году. Она все же выделяется из привычных итальянских сцен, созданных в то время русскими материалами. Молодая женщина с ребенком просит милостыню у подвыпившей компании. А мужчины брезгливо от нее отмахиваются: «Тебе Бог подаст».

- Тут, конечно, есть социальный подтекст, - говорит заведующий отделом русского и зарубежного искусства Национального художественного музея Алексей Хоряк. - Но о критическом реализме, о передвижничестве говорить не приходится.

Хотя спустя 15 лет Бронников примкнет к передвижникам, которые создавали искусство, понятное народу.

Но картина из собрания нашего Художественного музея интересует нас не столько своей социальной стороной, сколько загадкой. Приобрела ее в послевоенные годы Елена Аладова, которой пришлось чуть ли не заново собирать коллекцию музея. Несколько полотен Бронникова Елена Васильевна купила у московских коллекционеров. «Тебе Бог подаст» большую часть своего минского периода провела в запасниках. А в этом году она была выставлена в проекте, который назывался «Свидетели времени. Портрет в русской живописи и графике XVIII - XX веков». Какое отношение жанровая сценка имеет к портретам? Наверняка такой вопрос возникал у многих посетителей той выставки. Но именно тут и кроется разгадка этого полотна.

По этому автопортрету из собрания Третьяковки художника и опознали.

По этому автопортрету из собрания Третьяковки художника и опознали.

Несколько лет назад «Тебе Бог подаст» показали публике во время выставки «Италия, отчизна вдохновенья…».

- Мы тогда внимательно изучили картину и обратили внимание на изображения людей в глубине полотна, - вспоминает Алексей Хоряк. - Мужчина прямо за спиной нищенки очень внимательно наблюдает за происходящим. Тогда у нас родилось предположение, что это сам Бронников.

Сотрудники музея изучили эскизы художника, его автопортреты и действительно убедились в том, что на этой картине Бронников изобразил себя. Опознали его, к примеру, по автопортрету, который сейчас находится в Третьяковке и написан примерно в те же годы, что и «Тебе Бог подаст».

- Русские художники не так часто изображали себя на собственных же исторических или жанровых полотнах, - признается Алексей. - Самый известный пример - Карл Брюллов, автопортрет которого мы можем видеть в знаменитом «Последнем дне Помпеи». Кстати, и Брюллов, и Бронников - ученики одной Академии художеств.

Казалось бы, загадка картины разгадана. Но мы так и не узнаем, почему именно в этом полотне художник решил себя увековечить? Может быть, реальная сцена, свидетелем которой он стал, так его потрясла? В любом случае, зная такие детали, рассматривать картину зрители будут с особым отношением.

Еще раз увидеть произведение Федора Бронникова можно будет с начала сентября на выставке «Искусство русского академизма».

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также