2016-09-29T17:17:18+03:00

Утраченную картину Репина нашли на фото витеблянина

Фотограф изобрел затвор для фотоаппарата, но так и не смог его запатентовать [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments4
Изменить размер текста:

На мольберте - незаконченное "Искушение Христа", которое сгорело в Харькове. Фото: из коллекции архива Российской академии художеств.

На мольберте - незаконченное "Искушение Христа", которое сгорело в Харькове. Фото: из коллекции архива Российской академии художеств.

Имя Сигизмунда Юрковского есть во всех энциклопедиях фотографии и книгах по истории этого вида искусства. Но больше нескольких строк о нем так не найти. Хотя именно он в 1883 году придумал тот самый мгновенный затвор, которым мы пользовались почти сто лет до изобретения цифровой фотографии.

В издательстве «Четыре четверти» вышла книга, посвященная Юрковскому.

- Нам удалось собрать в ней все известные фотографии Юрковского, - говорит автор Людмила Хмельницкая.

Рассматривать эти фото невероятно интересно. Несмотря на несовершенство техники, очевидно, что фотограф разбирался и в композиции, и в светопередаче, и просто был человеком со вкусом. Но сам процесс фотографирования, сколько бы его ни показывали в кино, нам представить сложно. Ну как это - застыть неподвижно на несколько минут(!) перед фотоаппаратом? И как удавалось на такое чудовищно долгое время усмирять детей? Говорят, именно тогда и придумали птичку, которая должна была вылететь из объектива. А как снимали виды? Именно Юрковскому принадлежат первые фотографии Витебска. Правда, все они кажутся какими-то неживыми - ни людей на улицах, ни карет. Но не заставишь ведь целую улицу замереть на несколько минут. Поэтому и снимали город ранним пустынным утром.

Но Юрковский и тут решил поэкспериментировать. Его снимок, который сейчас хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, «Доставка паровоза на строящуюся железнодорожную линию Орел - Витебск, 1867» можно назвать одним из первых фоторепортажей. Все люди, на нем запечатленные, действительно замерли на мосту. А вот одна лошадка из шести пар всей ответственностью момента не прониклась, поэтому на фото у нее шесть ног.

Кстати, чтобы открыть в Витебске фотоателье в 1866 году, Сигизмунду Юрковскому пришлось написать расписку полицейскому управлению в том, что он обязывается «карточек, изображающих портреты лиц, известных по участию в мятеже, а равно и виды, напоминающие политические смуты в Польше, не снимать…». С момента подавления восстания 1863 - 1864-х прошло ведь всего два года.

Илья Репин в своей мастерской в Здравнево. Фото: из коллекции архива Российской академии художеств.

Илья Репин в своей мастерской в Здравнево. Фото: из коллекции архива Российской академии художеств.

Зато благодаря Юрковскому мы можем видеть, как выглядела… утраченная картина Ильи Репина «Искушение Христа». Примерно в 1895 году художник пригласил Юрковского в Здравнево, поместье, которое он купил под Витебском, и разрешил сделать снимки, в том числе и в мастерской. На мольберте - незаконченное еще «Искушение», которое сгорело в Харькове.

До изобретения мгновенного затвора для съемки детей придумали птичку, которая должна была вылететь из объектива. Фото: из коллекции Витебского областного краеведческого музея.

До изобретения мгновенного затвора для съемки детей придумали птичку, которая должна была вылететь из объектива. Фото: из коллекции Витебского областного краеведческого музея.

Как же получилось, что тот самый мгновенный затвор не носит имени Юрковского?

- Конец века - время, когда технический прогресс шел очень стремительно. И над подобными изобретениями работал, конечно, не один Юрковский, - считает Людмила Хмельницкая. - Если бы не он придумал затвор, это сделал бы кто-то другой. Но он был первым.

Первым представил его на заседании Русского технического общества в1883 году, первым опубликовал чертежи и описание в российских журналах, посвященных фотографии. Но в Российской империи его изыскания не были оценены, зато его идеей сразу же воспользовалась английская фирма Thornton-Pickard.

Шесть пар лошадей и люди ради этогоснимка замерли на несколько минут. Одна лошадка не выдержала, поэтому на фото у нее шесть ног. Фото: из коллекции Российской национальной библиотеки

Шесть пар лошадей и люди ради этогоснимка замерли на несколько минут. Одна лошадка не выдержала, поэтому на фото у нее шесть ног. Фото: из коллекции Российской национальной библиотеки

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также