2016-08-24T02:37:06+03:00
КП Беларусь

Директор Центра визуальных и исполнительских искусств Анжелика Крашевская: «ТЕАРТ» должен удивлять

Октябрь - месяц фестивалей в Минске. Самый долгий и оригинальный из них - «ТЕАРТ», который откроется 27 сентября и завершится почти через месяц, 22 октября
Поделиться:
Международный форум театрального искусства "ТЕАРТ" пройдет в Минске с 27 сентября по 22 октября.Международный форум театрального искусства "ТЕАРТ" пройдет в Минске с 27 сентября по 22 октября.
Изменить размер текста:

О том, что увидит фестивальная публика, какие спектакли удалось привезти в Минск, а о каких еще мечтается, мы говорили с создателем «ТЕАРТа» Анжеликой Крашевской.

- В этом году у фестиваля необычное начало. Балет «Жар-птица» впервые был показан во время «Русских сезонов» больше 100 лет назад. А мы привыкли, что «ТЕАРТ» - это всегда ново, смело, часто скандально.

- Я не сторонник музейного театра, но тут совпали два события. Белгазпромбанк, с которым мы создали и проводим «ТЕАРТ», презентует свое очередное приобретение - эскиз Леона Бакста к этому балету. А в Большом театре состоится премьера-реконструкция «Жар-птицы» в постановке Андриса Лиепы.

Хочется привозить постановки, которые способны удивлять. Если сравнивать открытие с закрытием фестиваля, то премьера Купаловского театра «Тата» должна стать более экспериментальной.

«На «Табакерку» билеты раскупили за неделю»

- В этом году в программе фестиваля нет спектаклей, для которых требуются совсем нестандартные площадки. Прошлогодняя «(А)поллония», которая шла в спортивном манеже, себя оправдала?

- Мне кажется, да. Такие вещи нужно смотреть для того, чтобы формировать собственное представление о том, что происходит в современном театре. Мы же так привыкли убеждать себя, что у нас все самое лучшее. А я видела реакцию студентов, которые были на «(А)поллонии» и выдержали все четыре с половиной часа. Ради этого стоит идти на такие эксперименты.

Я не говорю, что на такие постановки побежит покупать билеты массовый зритель. Мы уже знаем, куда он бежит.

- И куда?

- На русскоязычные спектакли. В этом году я знала, что первыми будут раскуплены билеты на спектакль «Табакерки» «Рассказ о счастливой Москве». Их не стало уже через неделю.

- Этот спектакль - один из самых старых в программе нынешнего «ТЕАРТа».

- Да, он поставлен в 2007 году. Я хотела привезти другой спектакль - «Год, когда я не родился», в котором играет сам Табаков с младшим сыном. Но оказалось, что Олег Павлович на дальние расстояния уже не ездит. Все понятно, Табакову уже за 80.

- И театр вам предложил замену?

- Они предложили нам несколько спектаклей на выбор. Мы остановились на знаковой постановке для режиссера Карбаускиса, за который он получил «Золотую маску» в 2008 году. Этот «несвежий» спектакль лучше некоторых наших премьерных.

- А что из нынешней программы было сложнее всего привезти в Минск?

- Вопрос не в сложности, а в технических возможностях. Только они, вернее, их отсутствие, могут нам помешать. К примеру, с датчанами мы договорились об участии в «ТЕАРТе» еще до премьеры «Смеха в темноте» по Набокову, которая была только в мае. К этому времени вся программа фестиваля уже была сформирована. Это абсолютно другой театр, в котором нет мелочей, ведь они становятся самым важным. Я была на премьере в Дании и выбирала между датским и английским языком. Мне казалось, что с английским потеряется колорит. Но по-английски они говорят идеально. А актриса, которая играет главную роль, меня поразила. Ей всего 18 лет, она еще и не актриса. Но выдерживает, как и все ее коллеги, по три репетиции в день.

Еще один мой фаворит этого года - словенский спектакль «Крейзи локомотив». Я видела эту постановку в прошлом году на фестивале и влюбилась. Это пример того, как в Национальном театре не боятся брать неизвестный, авангардистский материал.

Кстати, на обеих постановках технического персонала работает больше, чем актеров. Но как они работают!

«Барышников к нам никогда не приедет»

- А что не удалось привезти в этом году?

- Не буду говорить. Надеюсь, что удастся это показать в Минске на следующем «ТЕАРТе». Расскажу только про постановку, которой точно никогда у нас не будет. Очень хотелось показать в Минске «Старуху» в постановке Роберта Уилсона с Михаилом Барышниковым и Уиллемом Дефо.

- Зато ни один «ТЕАРТ» не обходится без постановок Алвиса Херманиса и Оскараса Коршуноваса.

- С Херманисом у нас были паузы. А Коршуноваса действительно стараемся привозить каждый год. И это хорошо. Зрители уже не спрашивают: кто это? что это? Этих имен на афише вполне достаточно. В этом году спектакль Херманиса «Обломов» будет с текстом, последние два года его спектакли были немыми. Мне кажется, театры этих двух режиссеров к нам ближе всего. Ближе, чем новый европейский театр.

- Несмотря на то, что они диаметрально противоположны по стилю, манере…

- Да, Херманис очень подробный, его постановки построены на мелочах. А последняя премьера Коршуноваса «Чайка» показывает, как он сам как режиссер растет. Его театр до сих пор не имеет в Вильнюсе своей площадки. Но Оскарас мастерски работает с актерами. Радуешься за них, ведь они живут профессией. И пример того, как можно минимальными средствами достигать художественных целей. Ведь «Чайку» у себя они играют в репетиционной комнате (в Минске спектакль будет идти на сцене Белорусского государственного театра кукол. - Ред.).

Кстати, кроме основной у нас будет в этом году и дополнительная программа. К примеру, 18 октября после «Чайки» Коршуновас пообщается с публикой. К сожалению, не получилось договориться на такую встречу с Херманисом. Он, как многие великие драматические режиссеры, ставит в опере.

- А реально на смелые, часто экспериментальные спектакли заполнить залы?

- За публикой мы не гонимся, но заполнить залы, конечно, хочется. Ведь эти средства идут на покрытие наших расходов. И нам это чаще всего удается. Тем более в этом году у нас в основном маленькие залы.

- Поэтому «Чайку» и «Обломов» будут показывать дважды?

- Да. И на «Обломове» зритель будет сидеть прямо на сцене. Ведь таких камерных площадок у нас просто нет. Порой приходится строить театральное пространство чуть ли не с нуля. Так было в прошлом году с той же «(А)поллонией» - ее в манеже «Динамо» монтировали четыре дня.

«В Беларуси забастовку в театре представить сложно»

- Белорусская программа «ТЕАРТа» с каждым годом становится больше.

- В прошлом году мы попробовали презентовать современную белорусскую драматургию. А в этом акцент в программе Belarus open сделали на андеграундных белорусских постановках, которые сделаны талантливыми людьми, но вне репертуарных государственных театров. Мы хотим показать, что этим талантам нужно уделять внимание. Почему мы не видим новые спектакли Евгения Корняга? Аверкова ездит ставить в Германию… Мы можем потерять то, что имеем. Нельзя делить тот же театр на государственный и негосударственный. Деление может быть только одним - талантливый или бездарный.

Когда я приглашала на фестиваль Светлану Алексиевич, ведь у нас в программе есть спектакль, основанный в том числе и на ее произведении («Перемещенные лица: женщины»), она очень хотела познакомиться с работой драматурга Павла Пряжко («Печальный хоккеист»). Значит, его имя на слуху даже в нетеатральной среде. А в белорусском театре к его творчеству по-прежнему относятся настороженно.

Дополнительную программу фестиваля смотрите на сайте teart.by.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также