Звезды

Миронова легко было разыграть, а Ширвиндт не верит, даже когда ему говорят правду

Сегодня московскому театру Сатиры исполняется 90 лет. В день юбилея «КП» попросила актеров вспомнить веселые истории, связанные с их работой в знаменитой труппе

Фото: ТАСС

Иногда спектакли идут годами так, что для актеров в них занятых выходить на сцену, становится мучительно. Чтобы не заскучать, они придумывают розыгрыши. В театре Сатиры мастером этих розыгрышей признан Михаил Державин. О том, как он «раскалывает» своих партнеров, ходят легенды. Не всех, конечно, удается расколоть. Есть крепкие орешки. Например, друга и художественного руководителя Александра Ширвиндта разыграть трудно.

- Шура с недоверием относится, даже когда ему говоришь правду, - поделился с нами Державин. - А вот Андрюша Миронов легко поддавался - не только на сцене, но и в житейских мелочах.

Однажды мы с Ширвиндтом выступали в городе Чехове перед местной милицией. Там в отделении стоял резак для автомобильных номеров. Смотрю сержант режет номер с такими же цифрами, как на машине Миронова, которую он как раз недавно купил. Я взял этот номер и принес его в театр. Приходит Миронов, видит в руках у меня автомобильные номера. Откуда? Я объясняю ему, мол, валялись около театра, то ли их сняли, то ли чью-то машину угнали... Андрюша побледнел и как рванул на улицу. Но он был отходчив и не обижался, наоборот, даже ценил хороший розыгрыш. И был очень смешлив, чем я нередко пользовался.

БОМБОВЫЙ УДАР ПО КУБЕ

- Мы играли в пьесе Федора Бурлацкого «Бремя решения» - о Карибском кризисе, - вспоминает Державин. - Спектакль вызвал огромный интерес. Роль президента Кеннеди исполнял Андрюша Миронов. Я выступал в качестве министра обороны Макнамары, начальника американских штабов играл Спартак Мишулин...

Текст пьесы документальный, произносить его было трудно, если кто-то терял нить, то восстановить ход спектакля было практически невозможно. Андрей знал, что от меня можно ждать подвоха, и даже старался не смотреть мне в глаза. И вот как-то на сцену вышел Спартак Мишулин с тонкой тетрадкой в клеточку. Спартак положил эту тетрадку и я увидел написанное в ней единственное слово «бомбардировка». Дело в том, что во фразе «На вторник назначена бомбардировка Кубы» он не мог выговорить слово «бомбардировка» и сделал себе шпаргалку. Не говоря ни слова, я одними глазами указал Андрюше на тетрадь. Он, давясь от смеха, прошипел мне на ухо: «Сволочь! (его любимое слово.) Я буду жаловаться Плучеку». Дальше все актеры захохотали, произошла полная потеря текста, и спектакль был сорван.

В следующий раз Андрей подошел ко мне и очень серьезно предупредил: если я не перестану шутить, то на этот раз он обязательно все расскажет Плучеку. Все уже ждали этой злополучной сцены, и тогда Спартак произнес замечательную фразу: «На вторник назначен бомбовый удар по Кубе». Играть после этого уже никто не мог...

Как-то меня пыталась разыграть моя давняя подруга Наташа Селезнева. Шел концерт на Дальнем Востоке. Я - на сцене. Вдруг в боковой кулисе появляется Селезнева... в одних трусиках. Я делаю вид, что ее не вижу. Но ее заметили два дяденьки из первого ряда партера, у них аж пот на лице выступил. Я поворачиваюсь в другую сторону. И Селезнева за кулисами перебегает на другую сторону. А там уже другие дяденьки в шоке. Представляю, что они рассказывали в антракте, но я на Наташину провокацию не поддался.

АРОСЕВА В РОЛИ ПИОНЕРКИ

Понятно, что в таком веселом и остроумном театре день смеха не проходил зря.

- Приходим мы 1 апреля в театр, а на доске объявлений висит распределение в новый спектакль «Мальчиш-Кибальчиш», - вспоминает актриса театра Сатиры Алена Яковлева. - Державин в роли Мальчиша. На главного буржуина - Спартак Мишулин. Агент Антанты - Наталья Селезнева. Роль пионерки досталась Ольге Аросевой. В массовке почему-то заняты актеры соседнего театра Моссовета. Но даже это обстоятельство нас не смутило. Мы все поверили, что это правда. Спартак Мишулин побежал звонить жене, мол, надо бы перечитать Гайдара... Взрослые актеры, а купились как дети на розыгрыш, который устроила молодежь нашего театра.

В театре Сатиры когда-то работала актриса Татьяна Васильева.

- У нас в труппе несколько месяцев безуспешно ловили вора. - рассказала нам Татьяна Григорьевна. - И в конце концов милиционеры решила взять вора на живца. Они налили в пустой кошелек специальную краску, которая не смывалась в течение месяца и подбросили его на видное место. Замысел был такой: вор полезет за кошельком и испачкается этой несмываемой краской. Перед спектаклем я открыла шкафчик в гримерной, а там лежит такой странный кошелек, надутый, как воздушный шарик. Интересно... Беру его в руки, и вдруг - взрыв, я слепну, ничего не слышу. На ощупь пробираюсь к сцене, догадываюсь, что со мной что-то не то. «Ее зарезали, Васильеву зарезали», - слышу вокруг. Смотрюсь в зеркало, а там такое... Парик красный, все платье красное, глаза залиты «кровью». Вместо вора случайно попалась я.

Спектакль «Безумный день, или женитьба Фигаро» на 18 лет стал визитной карточкой театр. В нем были заняты любимцы публики: Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Андрей Миронов.

Спектакль «Безумный день, или женитьба Фигаро» на 18 лет стал визитной карточкой театр. В нем были заняты любимцы публики: Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Андрей Миронов.

Фото: РИА Новости

ГУРЧЕНКО ЩИПАЛА ШИРВИНДТА

- Я ставил в театре «Сатиры» спектакль «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» по пьесе Эдварда Раздинского, - рассказал нам режиссер Андрей Житинкин. - Меня предупредили, что у худрука театра Валентина Плучека есть странный пунктик: он придирчиво относился к сдаче макета декораций. «Когда будете сдавать макет, чтобы все прошло гладко, обязательно спросите его про Мейерхольда», - посоветовали мне старожилы. В театре это называлось «прижать шайбу». Например, когда актерам не хотелось репетировать, они просили Анатолия Папанова «прижать шайбу». Для этого Анатолий Дмитриевич во время репетиции вдруг спрашивал у Плучека: «А как эту сцену играли у Мейерхольда?». И Плучек, который боготворил своего учителями, рассказывал о нем часами и таким образом репетиция сворачивалась. Когда пришло время сдавать макет, вместо макета я взял зеленое махровое полотенце, которое подразумевало свежую траву, а на него поставил игрушечную машинку и стал ее катать по полотенцу. Плучек с интересом смотрел на мои манипуляции, потом тоже начал катать машинку... И наконец спросил: и это все? Но я не растерялся, сказал, что это очень стильная декорация, как у Мейерхольда... После этого мы три часа проговорили об этом выдающемся театральном деятеле. Макет был утвержден. Но возникла другая проблем, где взять джип для спектакля, уже не игрушечный, а настоящий? Я предложил взять автомобиль Ширвиндта, который играл в этой постановке вместе с Людмилой Гурченко. Александр Анатольевич с радостью предоставил свою машину, которую перед спектакле натирали до блеска и после на чистенькой машине Ширвиндт ездил по городу. Единственное неудобство заключалось в том, что темпераментная Гурченко так мощно хлопала дверью, что Ширвинд каждый раз на нее шипел: «Люся, ты раздолбаешь мой автомобиль». Но у нее был такой темперамент. Как только она чувствовала, что падает ритм, Люся исподтишка норовила ущипнуть Ширвинда, чтобы он не терял динамику. На одном из спектаклей он взял слишком высокий темп, стал очень быстро произносить текст, как оказалось потом, - спешил на поезд и надо было быстрее доиграть. А Люся, которая целиком отдавалась сцене, даже плакала по-настоящему, этой спешки не поняла и вынудила своего партнера вернуть сыгранный кусок к началу. В результате Ширвиндт опоздал на поезд.

5 ФАКТОВ ИЗ ИСТОРИИ

1. Театр Сатиры «родился» 1 октября 1924 года в подвале дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке, где раньше располагались кабаре «Летучая мышь». В его репертуаре были сатирические обозрения на темы политики и быта.

2. С 1964 года сатировцы живут на площади Маяковского, в помещении, которое было построено для конного цирка братьев Никитиных. Единственное «наследство» цирка - купол - сохранился.

3. По количеству запрещенных спектаклей театр Сатиры в СССР был рекордсменом. Комедию «Иван Васильевич» по Булгакову - сняли после первого же просмотра. Запрещали спектакли Валентина Плучека, Марка Захарова. Запретили «Теркина на том свете», которого блистательно сыграл молодой Папанов. Это подогревало интерес, и в середине 70-х театр стал самым труднодоступным в Москве.

4. В 1969 году состоялась премьера «Женитьбы Фигаро» с Андреем Мироновым в главной роли. Андрей Миронов умер на гастролях в Риге, не доиграв последнюю сцену из «Фигаро». Вообще 1987 год стал для театра трагическим - вслед за Папановым из жизни ушел Миронов. Тринадцать спектаклей из репертуара пришлось убрать.

5. С 2000 года художественный руководитель Театра Сатиры - Александр Ширвиндт.