Умные вещи

Гаджет, который развивает мозг

19 октября прошел уже второй минский открытый детский турнир по робототехнике
19 октября прошел уже второй минский открытый детский турнир по робототехнике.

19 октября прошел уже второй минский открытый детский турнир по робототехнике.

Как я стал фанатом детской робототехники

Чуть больше года назад сооснователь известной IT-компании epam Леонид Лознер спросил у меня, знаю ли я что-нибудь о лего-роботах? Именно он в августе 2013-го приложил максимальные усилия, чтобы подтолкнуть развитие детского роботоконструирования в Минске. Я ответил, что только по отдельности - о лего и о роботах - я что-то знаю, а как одно слово или выражение - не слышал. В последствии точно такие же ответы мне давали мои знакомые, включая самых продвинутых, когда я в свою очередь задавал им этот же вопрос.

За год я убедился, что у детской робототехники большое будущее, и занятия ею фантастически интересны и полезны. Самостоятельно создавая и программируя роботов, школьники на практике изучают основы программирования и физики, развивают абстрактное мышление, учатся работать в группе. По сути, речь идет о современном инженерном образовании для школьников. К тому же детское роботостроение переживает сейчас бум в самых технологически передовых странах мира. Для этого выделяются большие средства - как государственные, так и частные (к сожалению, не у нас).

Интересно, что на занятиях по робототехнике дети опровергают распространенное мнение взрослых, что у них «клиповое мышление» и что больше 2 - 5 минут они не могут заниматься одним делом. Роботами дети могут заниматься до 2,5 часа, не отвлекаясь на разговоры, интернет, компьютерные игры, еду, туалет… - вообще не отвлекаясь. Я думаю, что занятия робототехникой будут очень полезны ребятам, которые подсели на компьютерные игры, и родители не знают, как их с этой «иглы» снять. Мне кажется, что в данном случае можно надеяться на мягкую сублимацию бессмысленного времяпровождения за компьютерными играми в полезное развивающее и дающее современное образование занятие.

Нельзя сказать, что увлечение детской робототехникой уже стало в Минске массовым - сейчас ею регулярно занимаются несколько сотен юных минчан. Интересно наблюдать и за отцами, которые ждут, пока закончатся занятия, чтобы забрать своих детей. В их глазах читается откровенная зависть и переживания из-за того, что «в нашем детстве таких роботов не было».

Зачем и как мы проводили турниры

Турниры нужны и детям, и педагогам для того, чтобы максимально проявить свои способности, сравнить себя с другими, обменяться опытом и получить значительный толчок для дальнейшего развития. Кроме того, такие соревнования позволяют популяризировать детское роботоконструирование.

Итак, прошло чуть больше года, а мы уже провели второй детский городской турнир по робототехнике. Первый турнир мы организовали в мае: роботы играли в хоккей - пытались завести шайбу в ворота, расталкивая соперников. В первом турнире приняли участие 47 человек, а на соревнования пришли посмотреть несколько сотен зрителей. Во втором турнире роботы-сумоисты боролись друг с другом. Это была непредсказуемая битва роботов! В соревнованиях участвовали 30 команд (более 60 участников).

Мне кажется очень важным, что при организации турниров не было подписано ни одного документа. Организаторы и спонсоры не передали друг другу ни копейки денег - столы и другие материалы для проведения, а также призы и подарки закупались и привозились к месту турнира всеми участниками процесса самостоятельно. Все делалось под честное слово, и все выполнили свои обязательства! Участие в турнире для всех было абсолютно бесплатным, все участники получили подарки, победители и призеры получили призы.

Не может не радовать и тот факт, что на второй турнир пришло более трехсот зрителей (в основном родители с детьми), что увеличилось количество спонсоров, а призовой фонд состоял из 21 планшета, не считая подарков для всех участников, что на церемонии открытия выступал посол Японии, а затем он активно болел и переживал во время схваток роботов, что турнир освещали два телеканала и множество печатных и электронных СМИ, включая самые популярные.

Турнир прошел по схеме, аналогичной схеме чемпионата мира по футболу. Сначала прошли групповые этапы, а затем плей-офф. Но на этом сходство не заканчивается. Были сильнейшие эмоции и слезы, переживания из-за судейских ошибок и произвола, претензии к соперникам и к организаторам, в том числе и обвинения в подсуживании. Но, как и в чемпионате по футболу, заслуженно победили сильнейшие, их победа не ставится под сомнение никем из участников или зрителей.

Творческий конкурс - а в нем приняли участие всего две команды - не вызвал такого ажиотажа, как борьба сумо, в нем не было азарта и драйва. Но и судьи, и зрители были как минимум приятно удивлены уровнем выступлений участников, которые предлагали свои проекты использования роботов в повседневной жизни.

О судьях

При приглашении судей мы в первую очередь учитывали их репутацию честных людей, готовых серьезно отнестись к детским соревнованиям и потратить на них свой выходной день (все судьи - три преподавателя вуза, два ведущих инженера в крупных компаниях, тренер по карате и кинопродюсер - были волонтерами). На фотографиях и видео боев видно, как ответственно они отнеслись к своей работе. Кстати, в турнире победили команды, которые не имели никакого отношения ни к организаторам, ни к спонсорам турнира.

Как мы будем исправлять недостатки

К сожалению, организация турнира (а я был, по сути, руководителем оргкомитета) оказалась не идеальной. Судя по интересу зрителей и СМИ, турнир явно перерос стадию «домашнего междусобойчика», а значит, и уровень организационных усилий должен быть повыше. В первую очередь надо придумать, как обеспечить зрителям возможность комфортно наблюдать за соревнованиями. Ответ очевиден - видеотрансляция на большие экраны. Перед турниром мне предлагали ее организовать, но цена вопроса увеличивала расходы организаторов на 1000 - 4000 долларов.

Второй существенный вопрос заключается в строгости судейства. Задержка с началом турнира, суета и неорганизованность были в первую очередь вызваны тем, что почти половина команд пришла с роботами, которые не соответствовали регламенту соревнований, опубликованному в начале сентября. Судьи и организаторы оказались перед дилеммой: снимать команды-нарушители с турнира, по сути, срывая его, или допустить эти команды к турниру, попросив устранить хотя бы некоторые недостатки. Мы выбрали второй вариант, который вызвал недовольство детей и их руководителей и родителей из команд, где роботы были собраны в соответствии с правилами. Сразу же скажу, что роботы призеров соответствовали всем правилам изначально.

Наши планы

Мы планируем сделать такие турниры регулярными и надеемся увлечь робототехникой не сотни, а тысячи минских школьников. Следующий турнир мы хотим провести зимой, предварительно проанализировав и исправив недостатки в организации второго турнира. Мы также учтем опыт организации подобных турниров в других странах. В интернете можно легко найти видео крупных турниров, например, в России, где размах и организация таких соревнований поражает. Неслучайно именно в России в конце ноября этого года пройдет чемпионат мира по детскому роботоконструированию.

Недавно я спросил Леонида Лознера, который и на втором турнире был не только одним из организаторов, но и главным судьей соревнований, зачем ему все это нужно, и услышал в ответ: «Мне очень приятно участвовать в подготовке и проведении уже второго детского турнира по робототехнике. Дети - это будущее. Я хочу, чтобы наше будущее, а затем и будущее наших детей были наполнены творчеством, созиданием и, конечно же, благополучием. Образование - главный ключ к этому всему. Помогая организовать такой детский турнир, я вношу свой посильный вклад в будущее творчество, созидание и благополучие. И у меня есть два сына школьного возраста. Мне очень хочется заразить их интересом к интеллектуальному состязанию. При этом я хотел бы видеть их в компании увлеченных эрудированных ровесников. От той среды, в которой будут находиться мои сыновья, в определяющей мере зависит ИХ будущее. Пусть оно будет увлекательным и доброжелательным у всех наших детей».