2016-08-24T02:31:35+03:00

«Мама, я хочу стать дизайнером!»

Где и как школьники могут выбрать будущую профессию
Поделиться:
Школьники могут за два-три часа узнать, какой будет их идеальная будущая профессия.
Фото: i.telegraph.co.ukШкольники могут за два-три часа узнать, какой будет их идеальная будущая профессия. Фото: i.telegraph.co.uk
Изменить размер текста:

Вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» в первый раз задают ребенку, когда он начинает говорить. Но, несмотря на 15 лет раздумий, редкий выпускник на сто процентов уверен в том, чем хочет заниматься в жизни и что поступает туда, куда хочет. «Комсомолка» отправилась в Городской ресурсный центр, чтобы выяснить, когда нужно задумываться о выборе профессии.

«10 ЛЕТ НАЗАД ШКОЛЬНИКИ ХОТЕЛИ БЫТЬ ЮРИСТАМИ, СЕЙЧАС - ВРАЧАМИ»

- Случайно подслушала разговор в кафе: девушка рассказывала, что одноклассница зовет ее поступать на «Печатные СМИ» журфака БГУ, потому что там небольшой конкурс. Но она, скорее всего, пойдет на экономфак в нархоз. Мне кажется, идеальная посетительница вашего центра.

Ольга Тарасюк.

Ольга Тарасюк.

- Говоря профессиональным языком, мы содействуем процессу выбора профессии, профессиональному самоопределению, - объясняет директор Городского ресурсного центра Ольга Тарасюк. - Помогаем выбрать профессию, сменить род занятий, рассказываем, какие специалисты нужны на рынке труда... Смотрим, какие есть возможности для профессионального роста. Специалисты нашего центра помогают старшеклассникам выбирать профессию больше 25 лет! А в июле из Республиканского центра профориентации молодежи мы стали Городским ресурсным центром, и теперь в вопросе эффективного поиска работы помогаем и взрослым.

Специалисты работают в районных отделах трудоустройства и проводят совершенно бесплатные для всех консультации и тренинги. А те, кто хочет записаться на расширенную консультацию в центре, могут зайти на наш сайт rcpom.edu.by. Длится она, как правило, около двух часов. Проводим мы и групповые консультации, к нам приходят целыми классами! У нас есть возможность проводить консультации онлайн, когда школьники находятся в классе, а мы - в центре.

- А как в принципе проходит процесс выбора профессии?

Екатерина Пастушкова.

Екатерина Пастушкова.

- Специалисты центра разработали пакет психодиагностических методик «Профиль 2.0», который прошел экспертизу и имеет гриф Министерства образования. Но какого-то стандартного, единого подхода не существует, - говорит начальник отдела организационно-методического обеспечения профориентационной работы Городского ресурсного центра Екатерина Пастушкова. - Каждая консультация индивидуальна: для одного ребенка в ходе консультации мы можем использовать четыре методики, для другого - шесть - восемь. Главная цель - максимально глубоко изучить способности и склонности.

- Десять лет назад все выпускники повально хотели быть экономистами и юристами. А сейчас?

- В целом ситуация не изменилась, но движение все-таки есть. Мы провели мониторинг среди старшеклассников. К сожалению, самые популярные профессии - те, которыми рынок перенасыщен. Школьники воспринимают профессию как средство для достижения желаемого образа жизни и, возможно, упускают шанс состояться в «своей» профессии. Поэтому все так же не манят детей рабочие специальности (хотя спрос на рынке труда на специалистов в этой области просто огромный). Зато приобрели популярность медицинские! Мы смотрим не только на результаты тестов, но и на конкурс, например, в медуниверситете. Похвально, что ребята хотят быть врачами!

Большинство по-прежнему хочет работать юристами, экономистами, психологами, переводчиками, менеджерами по продажам. А многие, насмотревшись «Квартирных вопросов», дизайнерами. Но ведь для того чтобы поступить на специальность «Дизайн», нужно иметь специальную подготовку, например закончить художественную школу. Сдать творческий экзамен (рисунок, композицию) просто так, с бухты-барахты, невозможно. Отчетливо помню ребенка, у которого были склонности к тому, чтобы стать артистом. Но он, к сожалению, не занимался в театральных кружках или студиях - склонности никак не развивались. В таких случаях - их немало! - мы советуем выбрать что-то другое, а творческое направление оставить в качестве хобби.

«ЕСЛИ РЕБЕНОК НИЧЕМ НЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ, НУЖНО ОСТАТЬСЯ В ШКОЛЕ»

- Кто приходит на консультации?

- В первую очередь, родители с детьми, - отвечает Ольга Тарасюк. - Это понятно: в таком возрасте родители оказывают наибольшее влияние на выбор профессии. Специалисты проводят консультацию не только для детей, но и для родителей. Ведь если родители пришли, значит, и у них есть вопросы - они не знают, что делать.

- Бывает по-разному, - подключается Екатерина Пастушкова. - Кто-то приходит с уже сформированной мыслью: «Хочу, чтобы мой ребенок стал юристом» или «Пусть поступает в медицинский». Родители - самая заинтересованная сторона в этом вопросе. Они лучше всех чувствуют ребенка, видят его развитие, видят, как развиваются его интересы и склонности, и интуитивно понимают направление, которое ему было бы лучше выбрать. Результаты диагностики обычно подтверждают интуитивный выбор. Получается, в данном случае люди приходят за подтверждением: они счастливы, что не прогадали, что думали в правильном направлении.

А бывает по-другому: приходят дети, которые пока не знают, чего хотят. Это распространенная ситуация для девятиклассников: профессиональная направленность еще не сформирована, а вопрос актуальный - многие хотят поступать после девятого класса! Еще очень сложный момент, когда ребенок интересуется всем на свете. У него нет доминирующих интересов, скажем, к математике или химии, все равнозначно.

- И о чем это говорит?

- О том, что профессиональные намерения пока не сформированы. Детям мы рекомендуем остаться в школе, а родителям - понаблюдать. Чтобы относительно будущей профессии появились какие-то идеи, нужно интересоваться миром профессий, много читать, анализировать, изучать.

В интернете много сайтов, где можно найти описание профессий. Нужно присмотреться к профессиям своих близких и «примерить» профессию на себя. Помогут в выборе занятия в кружках и секциях, увлечение может стать профессией.

Современные дети, к сожалению, во многом эгоистичны и не слишком ответственно относятся к своему будущему. Раньше ребята стремились поступать на бюджет, а сегодня многие надеются на родителей, потому что уверены, что она всегда смогут оплатить им учебу. Трудовая мотивация не сформирована у большинства обратившихся к нам на консультацию.

«О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ НУЖНО НАЧИНАТЬ ДУМАТЬ В 8-М КЛАССЕ»

- Моя подружка мечтала о работе патологоанатома, но родители уломали ее поступать на бухгалтера - мол, математика везде пригодится.

- Неправильно выбирать профессию для кого-то. Это может звучать банально, но это нужно делать исходя из интересов и склонностей ребенка. А над выбором надо думать хотя бы за год до момента поступления: в восьмом классе, если есть планы поступать в девятом, или в десятом, если поступление грядет только в одиннадцатом. Мы всегда просим родителей дать ребенку попробовать, чтобы он выбрал то, чем хочет заниматься.

Безусловно, обладая определенными знаниями и умениями (скажем, программирование), можно заработать, но что, если у ребенка просто-напросто нет таких склонностей? Помню маму, которая привела на диагностику сына-одиннадцатиклассника, а с ним маленького братика - не с кем было оставить. Пока мы делали тесты и определяли склонности старшего, младший очень красиво нарисовал какую-то лягушку в разрезе. Мама перехватила мой взгляд: «Вы не удивляйтесь, у нас просто дедушка-врач, и Костя, похоже, тоже врачом будет».

- А взрослые люди к вам приходят, не школьники?

- Приходят, и немало. Чаще всего взрослые люди хотят более четко определиться с тем, по какому направлению получать второе высшее образование, интересуются тем, как грамотно составить резюме и вести себя на собеседовании с нанимателями.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ*

283 школьника получили консультацию по выбору или смене профессии.

21 607 человек получили справочно-информационную профконсультацию

Проведено 359 групповых консультаций.

*За период с января по сентябрь 2014 года.

ГДЕ ИСКАТЬ? г. Минск, ул. Харьковская, 88 или rcpom.edu.by

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Будущую профессию можно выбрать за 2,5 часа

Из принтера выползает распечатка. Елена изучает ее и сообщает подуставшей девочке:

- Нанотехнологии - определенно не ваше. Можете вздохнуть спокойно.

- Да? - смеется Даша. - А я так хотела крем варить, как Ив Роше! (Читать далее...)

Еще больше материалов по теме: «Работа: Беларусь»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также