2016-09-29T17:17:48+03:00

Почему в Беларуси не хотят заряжать электромобили?

Корреспондент «Комсомолки» на три дня отказался от своей бензиновой машины и пересел на электромобиль [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments4
Заряжать электромобиль в офисных условиях практически нереально.Заряжать электромобиль в офисных условиях практически нереально.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ
Изменить размер текста:

Электромобилей в Беларуси всего девять штук, в то время как в пятимиллионной Норвегии их количество уже превысило 10 000 штук. Легко ли белорусскому автовладельцу быть на острие моды и экологии? Чтобы узнать это, корреспондент «Комсомолки» на три дня отказался от своей бензиновой машины и пересел на электромобиль.

Цвет электричества

Купить в Беларуси новый электромобиль сейчас невозможно - наши импортеры и дилеры пока не рисковали завозить сюда такие «игрушки». Первым решился импортер KIA «Автопалас-М» и месяц назад привез в Минск тестовый экземпляр только что появившегося электрического KIA Soul EV - именно его мы и взяли на своеобразный тест-драйв.

Электромобиль - это обычный автомобиль, только двигатель работает не на бензине или солярке, а на электричестве. Заряжать машину можно от обычной розетки (полная зарядка длится 10 - 14 часов) или от специализированных станций зарядки (от 30 минут до 5 часов, в зависимости от типа станции). Полной зарядки KIA Soul EV хватает на 212 километров пробега - но это при идеальных условиях: спокойной езде, выключенной аудиосистеме, отключенном климат-контроле, погашенных фарах. В реальных условиях на одной зарядке можно проехать примерно 150 километров.

Запаса хода в реальных условиях хватает на 150 километров. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Запаса хода в реальных условиях хватает на 150 километров.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Дизайнеры, уже давно за нас решили, что цвет электричества - бело-голубой. Поэтому именно так и выглядит электромобиль: бело-голубая раскраска, необычный дизайн, светодиодные фары, «космические» литые диски. Салон, само собой, тоже светлый, прошитый голубой строчкой, бело-синяя приборная панель, шильдики eco electric - тут все кричит об «электрической экологичности».

«Прикольно!»

Нажимаю кнопку Power - и машина завелась. Хотя слово «завелась» тут неуместно: зажигается приборная панель, и больше ничего не происходит, ничего не крутится, ничего не вибрирует, ничего не шумит. Но машина уже готова к движению. Справа от водительского сиденья - стандартная ручка «автомата». На самом деле никакого «автомата» тут нет. Тут вообще нет коробки передач. Тут как бы одна сплошная передача - электрический двигатель через редуктор подключен к колесам. Управлять электромобилем нужно точно так же, как обычной машиной на «автомате».

Управляется электромобиль как обычная машина на автомате. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Управляется электромобиль как обычная машина на автомате.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Перевожу ручку в «D», отпускаю тормоз, машина бесшумно трогается, слышно только шуршание колес об асфальт. Давлю на газ (хотя как эту педаль электромобиля можно называть газом?) - и машина стремительно и практически бесшумно разгоняется, и кажется, что ей это ничего не стоит! Испытываешь настоящий восторг: набирая обороты, электромотор тихонечко гудит, напоминая звуки из фантастических фильмов. В этом моторе всего 110 лошадей, но секрет хорошей динамики прост: в электромоторах (в отличие от бензиновых или дизельных двигателей) максимальный крутящий момент достигается уже с первых оборотов. Это идеально для города: можно вклиниться в любую дырку, быстро обогнать поток или перестроиться. А благодаря тому, что тяжелая батарея расположена в самом низу, под полом, у электромобиля очень хорошая устойчивость.

Самое частое слово, которым описывают свои эмоции люди, садящиеся в электромобиль - «прикольно»:

- Это же как мобильник: днем ездишь, ночью заряжаешь! Прикольно!

- Быстро разгоняется и совсем не шумит? Прикольно!

- Хватает всего на 150 километров? Прикольно…

Чем аккуратнее ездит водитель, тем больше расцветает «экологическое дерево» на сенсорной панели. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Чем аккуратнее ездит водитель, тем больше расцветает «экологическое дерево» на сенсорной панели.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

«Проблемы из будущего»

Мы катались, а цифра, показывающая оставшийся пробег, стремительно приближалась к нулю. Значит, пора заряжаться. Удобнее всего это делать в частном доме. Если его нет - заряжать машину можно на парковке возле работы. Мы подогнали электромобиль прямо под окна редакции «Комсомолки», расположенной на четвертом этаже бизнес-центра, и решили спустить из окна удлинитель. Сразу не получалось: из одного окна удлинитель попадал на козырек крыльца, а из другого до электромобиля не дотягивался. Пришлось побегать по кабинетам, но шнур мы все-таки протянули.

- У ребят проблемы из будущего, - прокомментировал происходящее один из прохожих. Действительно, чтобы зарядить таким способом машину, нужно побегать вверх-вниз, да и время полной зарядки - не меньше десяти часов. А работать целый день с открытым окном коллеги не соглашались даже ради электромобиля, так что пришлось ехать на специализированную станцию быстрой зарядки, которая находится на задней стоянке супермаркета «Гиппо», что на Боровой.

Вопреки совету менеджера, приехали мы без предупреждения. И как ни старались, зарядить машину не получалось - сразу после старта зарядка прерывалась. На следующий день мы позвали специалиста из обслуживающей организации. Оказалось, что электрозаправка пока работает в тестовом режиме, и некоторые технические моменты пока не решены. Через час «танцев с бубном» зарядка все-таки пошла: за 30 минут машина зарядилась с 12% до 83%. Забегая вперед: самостоятельно зарядить электромобиль тут у нас не получилось и в следующий раз, правда специалист пообещал, что в будущем все проблемы устранят.

Быстро зарядить электромобиль на Боровой получилось не сразу. Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

Быстро зарядить электромобиль на Боровой получилось не сразу.Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

Зато приятно удивила электрозаправка на служебной стоянке минского офиса «Белоруснефти», что на Лещинского. Шлагбаум к ней закрыт, но рядом табличка «По зарядке электромобилей обращаться на пост охраны по телефону…». После звонка шлагбаум открылся, а к нам вышли сразу два сотрудника, которые активировали зарядку. Заправка не такая быстрая, как на Боровой (полностью машина тут заряжалась 5 часов), но зато работала без сбоев. Еще две такие же станции уже работают на заправках «Белоруснефти» в Гомеле: на Речицком проспекте и на улице Героев-подпольщиков. Кстати, все четыре белорусские электрозаправки бесплатные.

На станциях «Белоруснефти» электромобиль полностью заряжается за 5 часов, зато зарядка работает без сбоев. Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

На станциях «Белоруснефти» электромобиль полностью заряжается за 5 часов, зато зарядка работает без сбоев.Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

Заряжать электромобиль не хотят ни на шиномонтаже, ни в гламурном ресторане

Мы проверили, реально ли зарядить электромобиль, скажем, на автомойке, шиномонтаже или на парковке у ресторана.

- У вас работает розетка возле вон той лавочки? - спрашиваю сотрудницу обычной заправки «Белоруснефть» на Долгобродской.

- Вам телефон зарядить нужно?

- Нет, машину.

- Наверное, у вас не получится, потому что эта розетка искрит, - невозмутимо ответила девушка, словно просьбы о зарядке машин сыплются на нее каждый день. - Если спалите розетку - будете сами отвечать.

Ни за что отвечать не хотелось, и мы отправились дальше. Заворачивая к круглосуточному шиномонтажу, привлекли внимание механиков еще задолго до вопроса о зарядке. Посмотрев на рекламную надпись «Подключайся!», нанесенную на борт электрокара, парни однозначно заявили, что у них нет розетки.

Не смогли решить «проблему из будущего» и в пивном ресторане «Дрожжи» на Сурганова, хотя просили всего-то воткнуть в розетку удлинитель, протянутый с задней стороны ресторана.

- Форточек в окнах служебных помещений у нас нет, а оставить открытой дверь черного входа я не могу, - объяснила администратор.

К удивлению, помочь отказались даже в заведениях, работники которых нас уже знали: например в ресторане «Black Door» или «Кавказская пленница». Главный стереотип у администраторов - это дорого, счетчик будет крутиться как бешеный. На самом деле это не так: час зарядки от обычной розетки стоит около 4000 рублей даже по самому дорогому тарифу.

Помочь согласились только на автомойке на Петруся Бровки:

- Только мы скоро закрываемся, так что времени у вас минут 30 - 40, - сказали парни, расспрашивая об устройстве машины.

Кстати, если бы искать места зарядки приходилось регулярно, для экономии времени можно было бы распечатать ответы на часто задаваемые вопросы типа: «Правда, электрическая?», «А бензин в нее вообще не надо заливать?», «Быстро заряжается?», «А сколько можно проехать на одной заправке?» «А сколько стоит?», «А как зимой себя ведет?».

ВЫВОД «КП»

Электромобиль как новый айфон: современно, модно, стильно – но дорого и порой непонятно

Задумываться о покупке электромобиля можно только при наличии трех условий. Во-первых, жить нужно в частном доме, иначе электромобиль попросту негде будет заряжать. Во-вторых, в семье уже должна быть одна, а лучше две машины. И, наконец, денежный вопрос: стоимость электромобиля при прочих равных всегда дороже обычного автомобиля.

Нам показалось, что просьбы зарядить на автомойке или шиномонтаже электромобиль похожи на просьбы в баре зарядить какой-нибудь только что вышедший айфон: современно, модно, статусно – но дорого и непонятно. Но, как говориться, ничто не вечно. И кажется, что через какое-то время мир все-таки пересядет на электромобили. И тогда типичный диалог в типичном белорусском офисе будет таким:

- Никто не видел мою зарядку от KIA?

- Подойдет от Nissan, у Любы из бухгалтерии такой, спроси.

В отличие от простых заправок, на электрозаправках можно курить. Фото: Никита ПИНИГИН.

В отличие от простых заправок, на электрозаправках можно курить. Фото: Никита ПИНИГИН.

БУДЬ В КУРСЕ!

Кто в Беларуси ездит на электромобиле?

Первый электромобиль в стране зарегистрировали в августе прошлого года- двухлетний электрический Nissan Leaf купила компания «А-100». За рулем машины иногда видят владельца компании, бизнесмена Александра Центера. Такую же машину этой весной купила и «Белоруснефть» - для служебных целей и изучения спроса. Одну из двух белорусских Tesla Model S зарегистрировали в апреле на юрлицо. За рулем ездит руководитель одного из белорусских интернет-порталов Виталий Шуравко. Еще четыре автомобиля находятся в частных руках: два Nissan Leaf (один из них - в Молодечно) и две малютки Mitsubishi i-MiEV. Владельцы последних живут в частных домах под Минском и заряжают свои машины от обычной розетки.

- Когда я семь лет назад привез в Беларусь первую гибридную Honda Civic, на меня все смотрели как на ненормального, - рассказал владелец электрической Mitsubishi Алексей. - Сейчас гибрид никого не удивляет. Также скоро будет и с электромобилями.

Наконец, самый свежий электромобиль - недавно презентованный KIA Soul EV, с помощью которого «Комсомолка» и проверяла, насколько легко живется в Беларуси владельцам экологически чистого транспорта.

На первой зарегистрированной в Беларуси Tesla ездит руководитель одного из белорусских интернет-порталов. Фото сайта avto-nomer.ru.

На первой зарегистрированной в Беларуси Tesla ездит руководитель одного из белорусских интернет-порталов. Фото сайта avto-nomer.ru.

СЧИТАЛКА «КП»

Сколько стоит 100 километров пробега электромобиля?

На имеющихся четырех белорусских электрозаправках зарядить электромобиль можно бесплатно. Посчитаем, во сколько обойдется заряжать такую машину дома или в гараже.

Сейчас для белорусских домов и квартир есть два вида тарифов на электроэнергию - обычные и дифференцированные.

В обычных тарифах киловатт-час стоит одинаково в любое время суток: 696 рублей (если есть электроплита) и 819 (если ее нет). Киловатт-час в квартирах и домах без счетчика, в гаражах и на дачах обойдется в 1468 рублей.

В дифференцируемых тарифах в вечерние часы пик электроэнергия дороже, а в остальное время дешевле. В домах с плитой «обычный» киловатт-час стоит 487 рублей, если электроплиты нет - 573 рубля.

Пока автомобиль находился в руках корреспондента «Комсомолки», средний расход составил 16,5 киловатт-часов на 100 километров. В пересчете на деньги - от 8.050 до 24.250 рублей (в зависимости от тарифа) - как два литра бензина в худшем случае!

Вместо обычного двигателя - электромотор, а батареи спрятаны под полом.

Вместо обычного двигателя - электромотор, а батареи спрятаны под полом.

СЧИТАЛКА «КП»

Электромобиль окупится через 135 тыс. километров

Белорусскую цену на KIA Soul EV пока не объявили - автомобиль будет продаваться только со следующего года. Зато уже известна цена в Германии – 31 000 евро. Это на 8000 евро больше, чем такой же, только дизельное авто. Условно, каждые 100 километров электромобиль экономит 7 литров 95-го бензина. Выходит, чтобы отбить разницу в цене между простым и электромобилем, нужно проехать на электрокаре 135 тысяч километров.

А КАК У НИХ

В Литве уже 42 электромобиля, в России - больше тысячи

Первая электрическая заправка в Москве появилась в конце 2011 года на парковке одного из бизнес-центров. Первая быстрая зарядка появилась в мае 2012 года в дилерском центре Mitsubishi. Сейчас в Москве работает больше полусотни электрических заправок, большая часть из них - в торгово-развлекательных центрах. А количество электромобилей в России уже перевалило за тысячу.

В самой близкой «загранице» Литве зарегистрировано 42 электромобиля. Уже построено несколько электрозаправок, которые заряжают машину за 4 - 8 часов. Первая скоростная станция, способная зарядить машину за 30 минут, появилась в Вильнюсе только в августе этого года. По данным сервиса chargemap.com, сейчас в Литве 16 электрозаправок, 8 из которых находятся в Вильнюсе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В гараже на окрайне Гродно школьники построили самодельный электромобиль. Как только не называли этот агрегат в интернете: гипсовой кибиткой, нашим ответом ё-мобилю и даже Ў-мобилем. Но едва стало понятно, что самоделка реально ездит, корреспондент «Комсомолки» отправился на тест-драйв.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Автоклуб KP.BY»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также