2016-08-24T02:30:45+03:00
КП Беларусь

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

«Комсомолка» поговорила с психологами о том, что и когда нужно рассказать ребенку о деньгах
Поделиться:
Как научить ребенка обращаться с деньгами?Как научить ребенка обращаться с деньгами?Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ
Изменить размер текста:

Современные родители понимают: чем раньше их ребенок научится обращаться с деньгами, тем проще ему будет разбираться со своими финансами во взрослой жизни. «Комсомолка» поговорила с психологами о том, что и когда нужно рассказать ребенку о деньгах.

От 1 до 3 лет.

- Знакомить с деньгами ребенка нужно начинать уже тогда, когда он только начал ходить. В этом возрасте достаточно рассказать ребенку, что деньги - это ценность, их нельзя мять, рвать или просто брать без спроса, - говорит директор Центра успешных отношений, психолог Елена Дубовик.

От 3 до 6 лет.

- В этом возрасте уже нужно дать более полное представление о том, для чего нужны деньги и откуда они берутся. Например, в магазине родители могут попросить ребенка помочь им расплатиться: найти в кошельке нужные купюры, отдать их кассиру и забрать сдачу, - рассказывает Елена Дубовик. - Полезно знакомить детей с ценами и привлекать к выбору. Дошкольника можно попросить сделать покупку самостоятельно, только присматривая за процессом. При этом не забудьте максимально просто объяснять ребенку, что в магазинах мы обмениваем деньги на какие-то вещи, которые нам хочется иметь, и что они не берутся у родителей просто так. Для этого нужно ходить на работу. Здесь не помешает рассказать и о том, что в зависимости от места работы, должности, образования люди могут получать разное количество денег. Это особенно актуально с учетом того, что в этом возрасте дети начинают задаваться вопросами о том, почему у других детей игрушки лучше или хуже, чем у них.

От 7 до 14 лет.

- Младшему ребенку, который идет в школу, уже нужно давать карманные деньги. Во-первых, для ребенка это определенная степень свободы и доверия родителей, а во-вторых, так он начнет учиться самостоятельно их тратить, - объясняет Елена Дубовик.

Сумму карманных денег лучше определить сразу и выдавать ее раз в неделю. Разумеется, основные траты по-прежнему будут ложиться на плечи родителей, а свои карманные деньги ребенок может тратить на то, что ему хочется. Что это будет: сладости, игрушки или развлечения, или откладывание на более крупные покупки – решает сам ребенок. В распределении расходов ему необходимо помочь, но полностью забирать контроль над ними и рассказывать, что покупать, а что нет, ни в коем случае не нужно. Иначе ребенок так и не научится обращаться со своими деньгами самостоятельно.

- Если карманные деньги закончатся, не надо давать ему дополнительный бонус, как бы ребенок ни просил, - предостерегает Елена Дубовик. - В таком случае нужно объяснить, что деньги были выданы ему на неделю, поэтому очередную сумму он получит не раньше положенного дня. Исключение делается в очень важных обстоятельствах. Только так можно научить ребенка планировать свои пока еще небольшие финансы.

От 14 лет.

Потребности у подростков растут, сладостями уже не отделаешься. Так что в этом возрасте сумма карманных денег увеличивается. Если ваш сын или дочь изъявляют желание, можно предложить ребенку подыскать подработку - на летних каникулах или даже во время учебного года, если это не будет мешать школе. И дело не только в сумме карманных денег. В этом возрасте ребенку будет полезно осознать, что деньги достаются за труд.

- Поэтому не очень разумно устраивать ребенка к каким-нибудь родственникам, которые будут платить ему за ничегонеделанье. Работа должна быть настоящей, при этом посильной, соответствующей возрастным возможностям, - поясняет Елена Дубовик.

К слову, работать с 14 лет можно только с разрешения родителей, а искать работу для подростков лучше на сайтах вакансий или в службах занятости. Устроиться можно, например, курьером или расклейщиком объявлений.

ЕСТЬ ВОПРОС

Стоит ли давать детям деньги за хорошие оценки и работу по дому?

- Многие родители любят поощрять таким образом детей за их успехи. Но плата за десятки и вымытую посуду - это неправильно. Мотивация должна быть позитивной: хорошо учиться нужно потому, что это интересно и полезно, а убираться - потому что в чистом доме приятно находиться. Если стимул будет только финансовым, ребенок не привыкнет получать удовольствие от своих обязанностей, - говорит Елена Дубовик.

КСТАТИ

Карманные деньги - на банковскую карточку

Специальный детский пластик хоть и начал появляться в Беларуси всего пару лет назад, но уже пользуется популярностью среди тех родителей, которые с младых ногтей хотят приучить своих чад к современным финансам. Сейчас завести такую карточку можно в шести банках. Ее главное отличие от обычного пластика в том, что детская карта всегда будет привязана к родительскому счету. То есть ребенок никогда не останется без денег, а для любого родителя это плюс. Но чтобы дитя вас не разорило (а также чтобы научить его грамотно распоряжаться своими деньгами), банк позволит установить лимиты: например, по количеству операций или сумме снятия в день. Кроме того, взрослые могут подключить смс-оповещение и интернет-банкинг и тут же получать информацию обо всех расходах своих детей на телефон или электронную почту.

Платежные системы для детских карточек используются самые простые: либо отечественный «Белкарт», либо международные Visa Electron или Maestro (с ними можно отправить ребенка за границу). Открывают детские карточки на 1 - 2 года, а стоят они в среднем от 15 до 90 тысяч в зависимости от банка и типа карты.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Урок детской финансовой грамотности от РРБ-Банка: нарисовать вклад и устроить пресс-конференцию

В последнее время банки все больше внимания начали уделять именно детской финансовой грамотности. И неудивительно: не успеем мы глазом моргнуть, как нынешние школьники вовсю начнут пользоваться пластиковыми картами, брать кредиты, открывать вклады… А значит, чем раньше они познакомятся со всеми премудростями банковской системы, тем легче им самим будет сориентироваться во всем многообразии предложений, а банкам - работать с ними.

Особое внимание при этом банкиры уделяют детям-сиротам.

- Если в семье ребенок видит и знает, откуда у его родителей берутся деньги и каким образом они их распределяют, то у таких деток практически полностью отсутствует возможность узнать что-то о личных финансах и функциях банков на бытовом уровне. Поэтому мы уже два года курируем школу-интернат для детей-сирот в деревне Свободное Витебской области и регулярно приезжаем к ребятам с благотворительно-образовательными акциями. Это означает, что мы не просто привозим им полезные и приятные подарки, но еще и учим финансовой грамотности, - рассказывает Елена Наркевич, заместитель начальника управления маркетинга и клиентского сервиса РРБ-Банка. - Мы провели несколько открытых уроков, на которых рассказали детям о том, что такое банк, как рождаются деньги, что такое вклад, электронный кошелек, пластиковая карточка, какие в банке есть профессии… А чтобы им не было скучно, свои уроки мы стараемся проводить в игровой форме. Например, устраиваем для ребят настоящую пресс-конференцию, где они могут задать сотрудникам банка любые вопросы, которые интересны в первую очередь им самим. Или проводим конкурс рисунка - просим изобразить кредит или вклад. Что это за деньги? Куда они идут? Что происходит с ними дальше? Когда урок проходит в форме игры, дети гораздо легче воспринимают и запоминают информацию. А еще нам очень помогает книжка «Денежная азбука», которую выпустила «Комсомолка» при поддержке Национального банка Республики Беларусь, и специальный обучающий мультфильм «Уроки тетушки Совы». Его с удовольствием смотрят и первоклашки, и без пяти минут выпускники.

Исходя из своего опыта регулярных уроков финансовой грамотности, Елена Наркевич готова дать несколько советов родителям, которые тоже решили обучить своих чад денежным премудростям.

- Самое главное - это замотивировать ребенка, тогда у него загораются глазки и ему самому становится интересно учиться. Но пообещать какой-то подарок недостаточно. Необходимо объяснить, что эти знания ему помогут, что они нужны каждому, - рекомендует Елена Наркевич. - Кроме того, не нужно читать ребенку скучные лекции. Общайтесь с ним, отвечайте на его вопросы и просите его самого рассказать вам что-нибудь. Вы удивитесь, но ваш ребенок многое знает и без вас, особенно в том, что касается высокотехнологичных услуг. А еще в деле обучения финансовой грамотности не стоит останавливаться. Одного урока будет недостаточно, к этим вопросам нужно возвращаться снова и снова. Только тогда к ребенку придут знания и понимание того, что такое деньги и как пользоваться ими с умом.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также