2016-08-24T02:30:19+03:00
КП Беларусь

Отдельные проблемы или системный кризис?

Власти, наконец, признали, что в системе образования накопились серьезные проблемы, но не знают, как их решать
Поделиться:
Власти, наконец, признали, что в системе образования накопились серьезные проблемы, но не знают, как их решать.Власти, наконец, признали, что в системе образования накопились серьезные проблемы, но не знают, как их решать.Фото: Павел МАРТИНЧИК
Изменить размер текста:

Несостоявшееся совещание

10 июня 2014 года президент страны заявил о том, что намерен до 1 сентября провести совещание, на котором будут обсуждены проблемные вопросы системы образования.

«Я полагаю, что соответствующая группа изучает, а точнее, систематизирует вопросы, чтобы наконец-то освободить учителей от несвойственных функций и заставить их заниматься только своим делом - передачей знаний, обучением детей и их воспитанием. Наверное, на уровне министерства и правительства это не в состоянии сделать», - сказал глава государства. 8 августа президент вернулся к этому вопросу еще раз. Глава государства поручил подготовить специальное совещание, на котором будут предметно рассмотрены принципиальные вопросы сферы образования, проанализировано ее нынешнее состояние и определена стратегия развития на ближайшую перспективу.

Однако анонсированное совещание до сих пор не состоялось. Вот и сейчас, выступая на семинаре в педуниверситете, президент сказал, что в ближайшее время такое совещание состоится.

«Я обещаю, что мы в ближайшее время добавим скорости Министерству образования», - заявил президент, и добавил, что «мы очень серьезно еще раз (думаю, в начале или середине будущего года) вернемся к вопросу образования и рассмотрению проблем в этой сфере».

Оказалось, что была создана группа, которая занималась изучением проблемных вопросов в системе образования. По словам президента, группа подготовила доклад, преподнеся все в лучшем виде. Александр Лукашенко отметил, что его это насторожило, а потому была создана вторая группа, чтобы еще раз вернуться к изучению проблем в школе и в вузе.

Итак, можно с уверенностью констатировать, что руководство страны признало наличие серьезных проблем в системе образования и что созданы специальные группы для их решения. О каких же проблемах идет речь?

Проблемы системы образования

Президент на семинаре в БГПУ заявил, что система образования сильно забюрократизирована, что половина школьной программы - абсолютно ненужный для жизни детей хлам. Президент также говорил и о низком уровне престижа профессии учителя. Во время семинара в БГПУ обсуждались и другие проблемы: нежелание выпускников школ выбирать педагогические специальности, оторванность теории от практики при учебе в вузе, высокая текучесть кадров и многое другое.

Но наряду с этими, на мой взгляд, основными проблемами, обсуждались, как мне кажется, несущественные. Пионерская и комсомольская организации существуют в большей степени на бумаге. Длину юбки учительницы я бы обсудил после того, как все остальные проблемы будут решены.

Что касается шестого учебного дня, то, если я правильно понял суть предложений президента, суббота должна быть днем без обязательных уроков, а вместо них школа должна предложить ученикам занятия физкультурой и разнообразные кружки.

В любом случае стоит различать основные и второстепенные проблемы, так как есть высокая вероятность того, что вместо борьбы с бюрократией, улучшения программ и учебников, повышения социального статуса учителя нас ждет имитация бурной деятельности.

Проблемы или кризис?

Главной проблемой нашей системы образования является нежелание властей признать существование очень серьезных проблем - это был основной тезис всех моих критических публикаций с осени прошлого года. Сейчас можно уверенно говорить, что, стараясь не произносить слова «кризис», руководители страны все же констатируют, что система образования решает поставленные перед нею задачи все хуже и хуже - и с этим надо что-то делать.

При этом можно утверждать, что какого-то действенного решения этих проблем пока не найдено. Об этом говорит и постоянный перенос сроков совещания на высшем уровне, и как минимум странные предложения комиссии под руководством А.Тозика, которая недавно завершила свою работу и передала свои предложения по усовершенствованию системы образования президенту.

Например, учителя с сарказмом восприняли список документов, утвержденный министром образования, которые должны вести педагоги. Как справедливо написала на форуме к этой статье одна учительница: «Только сегодня заполнила:

- отчет об успеваемости;

- отчет о пропусках;

- отчет о выполнении программы;

- дописала журнал;

- анализ контрольных работ по математике, русскому языку, белорусскому языку;

- планирование на 2-ю четверть;

- выписка по контрольным работам на 2-ю четверть.

А впереди еще ждет сдача актов ЖБУ (на каждого ученика), актов рейда «Подросток», «Семья» (по 5 штук и отчет по актам), папка по безотметочному обучению, доклад на методобъединении.

Так что ждать уменьшения бумаг приходится только в мечтах!!!»

Итак, признание серьезных проблем - это очень важный первый шаг, необходимое условие для начала поиска путей исправления ситуации. Но без признания того, что кризис в системе образования системный и глубокий, дело с места не сдвинется. Для профессионалов очевидно, что никакими отдельными мерами исправить что-либо уже не удастся. Нужны глубокие всесторонние системные реформы, а их надо тщательно готовить и широко обсуждать.

Что можно и нужно сделать сейчас?

Тем не менее есть проблемы, которые можно решить быстро, но для этого нужна руководящая воля. Во-первых, можно и очень нужно дебюрократизировать систему образования. Для этого нужен указ президента, так как, к сожалению, решения нижестоящих инстанций не срабатывают. Этот указ должен ввести запрет на заполнение учителем любого документа, кроме классного журнала и поурочных планов работы. Требование заполнения любого другого документа должно наказываться увольнением должностного лица. Для администраций школ должен быть составлен минимальный перечень необходимых для заполнения документов, а требование вышестоящими руководителями дополнительных отчетов должно повлечь их увольнение. Дело в том, что вместо выполнения своей основной работы - организации учебного процесса и контроля за ним - администрация школ тратит бОльшую часть своего времени и энергии на безумный документооборот.

Во-вторых, необходимо прекратить разговоры о слишком длительном отпуске у учителей. Наоборот, его надо увеличить за счет каникул. Важно понимать, что для хорошего учителя абсолютно необходимо восстановить силы между учебными четвертями. Два официальных дня отдыха на каждых каникулах в учебном году не обременят бюджет и подчеркнут уважение государства к учительскому труду. Оставшихся на каникулах дней вполне достаточно, чтобы провести педсоветы, совещания, навести порядок в делах и в кабинетах. Тем более что большинство учителей использует эти дни для подготовки к урокам, к тому же более продуктивно, чем сделали бы это, находясь в школе.

Таким образом государство проявит реальное, а не на словах уважение к учителю и значительно повысит стоимость единицы его рабочего времени (рабочее время уменьшится приблизительно на 1 час в день, который сейчас тратится на заполнение всевозможных отчетов).

Для тех же, кто не считает, что в системе образования кризис, я советую ознакомиться со списком вакансий в школах и детских садах Минска по состоянию на ноябрь 2014 года. Хочу обратить внимание, что и этот перечень неполный, так как директора неохотно сообщают о том, что у них не хватает работников, пытаясь все проблемы решить самостоятельно.

Еще больше материалов по теме: «Евгений Ливянт: мнение репетитора»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также