2016-08-24T02:29:04+03:00
КП Беларусь

Генеральный директор Большого театра Беларуси Владимир Гридюшко: За пять лет выпустили 45 премьер

12 декабря в театре открывается пятый Рождественский оперный форум
Поделиться:
12 декабря в Большом театре Беларуси открывается пятый Рождественский оперный форум. "Риголетто" покажут 16 декабря. Фото: из архива театра12 декабря в Большом театре Беларуси открывается пятый Рождественский оперный форум. "Риголетто" покажут 16 декабря. Фото: из архива театра
Изменить размер текста:

Поводов говорить с руководителем Большого театра множество: победа в нескольких номинациях на Национальной театральной премии, успешные выступления солистов театра на международных конкурсах, выход в финал телевизионного проекта «Большая опера» баритона Ильи Сильчукова. А на этой неделе впервые в Минске пройдет Международный конкурс вокалистов, победители которого выступят в гала-концерте Рождественского оперного форума.

Генеральный директор Большого театра Беларуси Владимир Гридюшко. Фото: из архива театра

Генеральный директор Большого театра Беларуси Владимир Гридюшко. Фото: из архива театра

- Владимир Павлович, не боитесь, что после «Большой оперы» Сильчукова кто-нибудь переманит?

- Такие опасения всегда есть. Сильчуков - бриллиантовый голос. Но мы же не в закрытом пространстве живем, те, у кого есть голос, талант, становятся доступными для других театров. Это нормально. Мы всегда отпускаем наших солистов попеть в других театрах. Наоборот, любой солист, который выезжает за рубеж, представляет свою страну…

- И работает на имидж театра.

- Конечно.

- В пятницу откроется пятый Рождественский оперный форум. Когда первый делали, представляли, что он станет традиционным?

- Тогда могли об этом только мечтать. Но все проекты, которые рождаются в театре, становятся традиционными. Это говорит о том, что идея не была ошибочной. Сейчас мы впервые проведем международный конкурс вокалистов, и я абсолютно не сомневаюсь, что он будет продолжаться, как Большой бал, как Вечера Большого в замке Радзивиллов, как журнал «Партер», первый номер которого вышел тоже пять лет назад. Сегодня не так много театров в мире могут похвастаться ежемесячным журналом, выходящем на двух языках.

На конкурс пришло больше 200 заявок

- Мы сами не ожидали, что первый Международный конкурс вокалистов вызовет такой интерес. Первоначально было больше 280 заявок. А подтвердили свое участие 230 певцов из 21 страны мира - от Канады до Китая. Я в прошлом году был на конкурсе в Австрии, там было около 100 участников. В Софии соревновались 30 вокалистов. Во Франции два года работаю в составе жюри конкурса «Монмартр 2013 - 2014», и там порядка двухсот конкурсантов.

- На кону нашего конкурса - весьма соблазнительный приз.

- Да, Гран-при у нас 10 тысяч евро за вычетом подоходного налога. Но такие награды бывают на многих конкурсах. Но чаще на конкурс стремятся не ради денежного приза, а для того чтобы себя показать, других увидеть, реально оценить свои возможности. И очень важно, что в составе нашего жюри менеджеры очень крупных театров из Канады, Германии, Австрии, Болгарии, Узбекистана, Украины, представитель европейского оперного агентства.

Плюс возрастной ценз мы установили до 35 лет. Этим мы тоже привлекли конкурсантов, среди которых много профессиональных певцов. Так что жюри будет не так просто работать.

- Больше 200 вокалистов жюри должно будет прослушать за три дня первого тура?

- Во Франции мы начинали прослушивания в 10 утра и заканчивали в час ночи. Надеемся, в Минске уложимся в восьмичасовые прослушивания. Во второй тур пропустим только 30 конкурсантов.

- Когда публика сможет их услышать?

- На третьем туре, который будет проходить на большой сцене Большого театра 17 декабря. В финал выйдет 10 человек, которые будут претендовать на Гран-при, первую, вторую и третью премию. Предполагается, что кто-то из руководителей театров-членов жюри учредят свои призы. Ими могут быть, к примеру, исполнение партии в своем театре. И три обладателя первых премий споют 18 декабря в гала-концерте звезд мировой оперы, которым закроется наш форум.

«Елена Образцова дала письменное обещание спеть на нашей сцене»

- Оперный форум - дорогое удовольствие? В этом году нет приглашенного спектакля, только приглашенные звезды.

- Это, безусловно, дорогостоящее удовольствие, которое к тому же не окупается. Ведь нужно привезти и симфонический оркестр в сотню музыкантов, и декорации, всех поселить, накормить, заплатить гонорар. Но мы всегда на это шли. А в этом году конкурс вокалистов с лихвой нас обеспечил приглашенными музыкантами. При этом ни копейки бюджетных денег мы не тратим. Все покрывает продажа билетов и помощь наших партнеров.

- Жалко только, что не состоится приезд Елены Образцовой и ее участие в «Пиковой даме».

- Здоровье важнее, врачи настояли на том, чтобы Елена Васильевна уехала в Германию на лечение. Но у нас есть ее письменное обещание приехать, как только она сможет. И у нас равноценная замена - Ирина Богачева, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР, она тоже одна из лучших Графинь в мире. Мы счастливы, что смогли с ней договориться, это было непросто. Мы даже подумывали пригласить какого-нибудь солиста спеть партию Германа. Но «Пиковая дама» идет сейчас в редких театрах, и мы просто не нашли Германа.

В мае зрителей ждет новая «Кармен»

- Какие оперные спектакли являются хитами в Беларуси? На что ходит публика?

- Всегда на премьеры. Если каждый месяц ставить по одной премьере, никаких проблем не будет. Но это абсурдно и нереально. У нас и так в год по 7 - 8 спектаклей новых появляется. За пять лет мы поставили 45 премьер из 75 спектаклей всего репертуара. Это, конечно, и опера и балет.

Существует определенный стереотип, что должно идти в Большом театре: самые знаковые названия зарубежной и русской классики, национальная классика. У нас все это есть. Что-то из них публика любит больше, что-то меньше. «Евгений Онегин» - всегда проходит с аншлагом, «Кармен» - один из самых кассовых спектаклей, ее можно сравнить с «Лебединым озером» в балете. Новая «Кармен» у нас будет в мае следующего года. Зритель всегда есть на «Травиате». «Аида» настолько ярко у нас поставлена, что овации начинаются, как только поднимается занавес. А вот на прекрасный отечественный спектакль «Седая легенда» зал заполнить непросто.

- Театр может себе позволить рискнуть и поставить что-то, чего публика не ждет?

- А мы так и поступаем. Мы рисковали, когда пригласили болгарскую постановку «Зигфрида» Вагнера. Или когда сами ставили «Летучего голландца».

- И не прогадали?

- «Летучий голландец» в репертуаре больше года и всегда идет с аншлагами. Зритель всегда оценит качественную постановку.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также