2016-08-24T02:26:54+03:00
КП Беларусь

Будущее за открытой моделью образования

Письмо на наш конкурс «Продвинутый учитель» от учителя информатики гимназии города Мстиславля [итоги конкурса будут 9 января]
Поделиться:
Письмо на конкурс «Продвинутый учитель». Фото: firestock.ruПисьмо на конкурс «Продвинутый учитель». Фото: firestock.ru
Изменить размер текста:

Открытая модель образования, возникнув в конце ХХ века, сегодня признана во многих странах мира как наиболее эффективная. Под открытым образованием понимается система организационных, педагогических и информационных технологий, обеспечивающих процесс обучения на основе обмена информацией с целью предоставления образовательных услуг в индивидуальной форме. Такая система образования основывается на открытых стандартах и интерфейсах, которые обеспечивают мобильность, стабильность и эффективность системы.

Одним из условий развития открытых образовательных систем является активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства как действенного инструмента вовлечения в обсуждение и решение проблем развития образования широкого круга заинтересованных субъектов. Примером организации такого партнерства может служить формирование в Мстиславском регионе Могилёвской области партнерской сети учреждений образования, объединенных идеями образования в интересах устойчивого развития: государственные учреждения образования Подсолтовская средняя школа, Ходосовская средняя школа и Гимназия г. Мстиславля.

Одной из технологий обеспечивающих открытость образовательной системы может быть использование глобальной сети интернет, которая позволяет объединять людей в сообщества по различным сферам человеческой жизнедеятельности. Одно из достоинств сети интернет - это возможность целенаправленно создавать разнообразные информационно-образовательные пространства.

Единую информационно-образовательную среду можно определить как управляемую социально-технологическую систему, основанную на использовании современных информационно-образовательных технологий с целью организации образовательного процесса для всех желающих независимо от расстояния, места, времени и уровня образования. Современные информационные технологии не являются сущностью открытого образования, а есть лишь его средство.

Для решения задач организации сетевого взаимодействия с партнерской сетью, распространения информации о реализуемых в Партнерской сети инициативах и конструирования интерактивной информационно-образовательной среды был создан интернет-ресурс «Интеллектуальная мастерская устойчивых перемен».

Фото: автора письма

Фото: автора письма

Модераторами проекта стали учителя информатики Кольцов Сергей Александрович (ГУО «Гимназия г. Мстиславля) и Семёнов Александр Владимирович (ГУО «Ходосовская средняя школа»). Одним из итогов деятельности портала стало получение им в марте 2014 года статуса «Ресурсного центра онлайн-поддержки практики образования в интересах устойчивого развития» Партнерской сети школ устойчивого развития Республики Беларусь.

Сайт «Интеллектуальная мастерская устойчивых перемен» - как интерактивная информационно-образовательная среда и описание идеи создания открытой интерактивной информационной среды учреждений образования получили диплом на конкурсе «Адукацыя для свабоды. Ноўтбук актыўнаму настаўніку», который проводил портал «Настаунiк.iнфо».

За два с половиной года интернет-портал «Интеллектуальная мастерская устойчивых перемен» имеет следующую статистику работы:

Техническое построение портала «Интеллектуальная мастерская устойчивых перемен» основано на многообразном использовании сетевых интерактивных технологии. Интернет-портал был создан с помощью интерактивных технологий динамического программирования браузера Google Chrome с использованием Google-документов: интерактивных Формы, Таблиц, Презентаций, Веб-альбомов Picasa; Видео-YouTub и др. Список используемых технологий постоянно расширяется, что делает сайт достаточно эффективным методологическим инструментом, интересным по формам восприятия информации. Специфика технологий в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством трансляции профессиональной деятельности социальной культуры.

Взаимодействие субъектов сетевой организации основано на использовании богатого арсенала методов и инструментария социального партнерства. Это консультации и переговоры, участие в общих акциях и проведение совместных мероприятий, распределение функций между всеми участниками. Каждый из партнеров внес свою лепту в представленное многообразие форм образовательной деятельности в интересах устойчивого развития.

Одной из основных форм стали мастер-классы «Интеллектуальной мастерской устойчивых перемен». Их разнообразие, практическая направленность и взаимное дополнение позволили экспериментальным путем выстроить вектор деятельности в рамках образования в интересах устойчивого развития региона.

Условные мастер-классы для учителей объединены в три тематических группы:

Основой создаваемой открытой образовательной системы является, с одной стороны, формирование недостающих связующих звеньев, с другой стороны - организация условий для социального партнерства субъектов. Примером такого социального партнерства стало совместное участие во взаимодействии с международной инициативой Peace One Day - было создано Google-сообщество «Один день Мира» (74 участника) и каждым из субъектов партнерской сети проведены видео-мосты с лондонским офисом организации. Организаторы видео-мостов были награждены дипломами миротворческой организации.

Развитие партнерского поля позволило организовать с использованием интернет-ресурса несколько совместных интерактивных проектов:

Фото: автора письма

Фото: автора письма

Фото: автора письма

Фото: автора письма

Фото: автора письма

Фото: автора письма

В этих проектах посредствам использования сетевых информационных технологий, основанных на использовании интерактивных Google-форм, удалось осуществить социальное партнерство множества учащихся из нескольких регионов Республики Беларусь.

Сравнительно новой формой сетевого взаимодействия стало создание в рамках инновационной деятельности виртуальных сообществ Google+, на страницах которых участники делятся информацией и своими впечатлениями по заявленным темам:

Девизом проекта «Сбережем энергию Земли» стал девиз движения за устойчивое развитие: «Множество маленьких людей во множестве маленьких уголков мира, делая много маленьких дел, изменят окружающий мир».

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ - САМЫЙ ДЕШЕВЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ «ИСТОЧНИК» ЭНЕРГИИ - с таким утверждением на страницах интернет-ресурса участникам (всем желающим) предлагается некое путешествие по страницам проекта: «Если вы готовы активно участвовать в сбережении энергии дома и в школе, то начинать надо прямо сейчас. И этот проект - помощник тем, кто оправился в путь, чтобы внести свой вклад в сохранение энергии Земли. Практические задания и примеры помогут вам постигать искусство бережного, разумного энергопотребления и понемногу уменьшать собственное энергопотребление».

Материалы проекта помещались модераторами на сайт поэтапно. В настоящее время реализована I часть проекта, которая включает в себя следующие тематические этапы-практикумы:

Блок, посвященный энергетическим ресурсам:

По мнению авторов проекта, очень важно показать участникам как их личные результаты, будут интегрированы в общие (школьные, республиканские и т.д.), что приведет к формированию чувства сопричастности конкретных детей и их родителей к глобальным проблемам энергосбережения и сохранения климата на Земле. Для этого авторами разработаны специальные формы и таблицы, созданные по технологии Google-документы, в которых на страницах проекта можно проанализировать все материалы, предоставленные участниками проекта.

Проект и настоящее время может использоваться педагогами для проведения образовательной деятельности по вопросам энергосбережения. Зарегистрироваться можно на странице «Регистрация» и за каждое выполненное задание участники проекта получают баллы, которые можно отследить на отдельной странице «Рейтинг». Отдельная страница сайта посвящена самым активным участникам проекта, где размещены их фотографии.

Главным итогом проекта стало то, что кроме представителей от партнерской сети (Ходосовской средней школы и Подсолтовского УПК детский сад - средняя школа) к работе в проекте присоединились другие учащиеся Мстиславского региона (Гимназии г. Мстиславля, Ширковской базовой школы), а также других регионов Республики Беларусь: Учебно-педагогического комплекса детский сад - средняя школа №1 им. П.И.Куприянова г. Жодино, средней школы №3 г. Свислочь, Браславской государственной гимназии, гимназии №19 г. Миска, Озёрской государственной санаторной школы-интерната Гродненского района, Могилевского государственного областного лицея №2 и других.

В настоящее время в проекте зарегистрировались 207 участников из 12 учебных заведений Республики Беларусь и несколько отдельных участников. Общее количество выполненных участниками заданий составляет 1512.

Как итог I этапа проекта в рамках Недели устойчивого развития в Республике Беларусь 22 апреля 2013 года в Международный день Земли был проведен фестиваль «Мы вместе сохраним энергию Земли».

В результате проведения фестиваля для его участников были тематически объединены Неделя устойчивого развития - 2013 в Республике Беларусь, Международный день Земли, проект «SPARE-Беларусь» и проект «Сохраним энергию Земли». Для более широкой местной аудитории были представлены важные направления устойчивого развития, в том числе экологические проблемы сбережения энергии на Земле, и пути их решения на местном и глобальном уровнях.

Перед проведением фестиваля участникам проекта было предложено поместить на страницах сайта свои предложения в виде советов по осуществлению энергетической политики правительству Республики Беларусь, предложить свои выводы об использовании природных ресурсов, о способах экономии и замены невозобновляемых ресурсов возобновляемыми и оформить их в виде слоганов, стикеров, плакатов, статей и т.п. Результаты коллективной деятельности участников проекта можно просмотреть на странице 13. Фестиваль «Мы вместе сохраним энергию Земли» .Фестиваль в значительной мере способствовал развитию сетевого взаимодействия между молодыми людьми при решении экологических и социальных задач в рамках движения по устойчивому развитию территорий.

Древняя китайская пословица гласит: «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага». Конструирование открытой образовательной среды - процесс инновационный и динамичный. Как интернет-ресурс «Интеллектуальная мастерская устойчивых перемен», имеет возможность и будет в дальнейшем совершенствовать свое содержательное поле. Как интерактивный ресурс партнерской организации, основной упор в дальнейшей деятельности будет направлен на поиск новых форм социального партнерства и расширения круга потенциальных партнеров.

Сергей Кольцов Государственное учреждение образования «Гимназия г. Мстиславля» Могилёвская область

Еще больше материалов по теме: «Стань отличником с «Комсомолкой»: 2014»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также