2016-09-29T17:17:21+03:00
КП Беларусь

Народный артист СССР Геннадий Овсянников: Вместо красной дорожки станцевал бы «Лявониху»

80-летие Геннадий Овсянников празднует уже неделю. Так родной Купаловский театр решил отметить юбилей одного из самых любимых своих артистов. Каждый вечер на купаловской сцене идут спектакли, в которых занят юбиляр
Поделиться:
Овсянников в «Свадьбе» срывает овации и в Европе, и в Китае, и дома.Овсянников в «Свадьбе» срывает овации и в Европе, и в Китае, и дома.
Изменить размер текста:

Овсянников в «Свадьбе» срывает овации и в Европе, и в Китае, и дома.

Овсянников в «Свадьбе» срывает овации и в Европе, и в Китае, и дома.

Накануне мы встретились с Геннадием Степановичем в его гримерке. Представить, что артисту 80, невозможно. Он, как всегда, шутлив, энергичен, элегантен - шейный платок, платочек в нагрудном кармане в тон.

- Мне так удобнее, чем в галстуке ходить, - признается юбиляр. - А в молодости, помню, меня на собраниях чехвостили за леопардовую рубашку - у меня одного в Минске такая была. Я тогда сказал, что у меня другой нет.

- Геннадий Степанович, целая неделя спектаклей - молодежь может позавидовать количеству ролей!

- Да все старое, что ж завидовать? А в принципе, девять названий - немало.

- Чувствуете, что юбилей близко?

- Только сейчас стал чувствовать. Это даже не волнение. Вот согласился на эту неделю - играть каждый день.

- Тяжело?

- В «Людзях на балоце» устаю к концу спектакля. Там сложная декорация - со света в темноту уходим, да еще надо попасть на мостик узенький, чтобы спуститься. Хорошо, что Паша Харланчук меня в темноте подхватывает. А вообще, все нормально. Вот «Вечер» даже без антракта играю. Но там по ровному полу ходишь, то на кровати полежишь, потом сделаешь вид, что умер.

- Знаете, как вас в театре называют?

- Дядя.

- Это ведь приятно?

- Нормально.

«ОТ РОЛИ ОТКАЗАЛСЯ ТОЛЬКО РАЗ В ЖИЗНИ»

- Сколько вы в Купаловском?

- 58 сезонов, этот 59-й. Это по документам, официально. А если считать, что в массовке в «Константине Заслонове» и «Павлинке» был задействован где-то с 1955-го, то уже и 60 лет будет. Поэтому, когда стал играть Пустаревича в «Павлинке», вошел без репетиций. Я знал все, что делал Глеб Павлович (Глебов. - Ред.). Я сидел во время спектакля на скамейке рядышком с ним, поэтому знал его роль до мелочей. У меня даже интонации некоторые глебовские остались, и ничего зазорного в этом не вижу. С годами только собственная свобода появилась.

- 60 лет на одном рабочем месте! Не надоело?

- Недавно шел по улице Ленина во время, когда все с работы возвращаются. На светофоре две женщины стоят. Одна говорит: «Так противно на эту работу ходить!» Вторая: «И я бы не ходила, ведь уже на пенсии. Но муж говорит: иди работать. А так неохота!» А я стою сзади и говорю: «Мне тоже так надоело ходить на работу!» Они повернулись, узнали, видно: «Ну, если вам не хочется на работу ходить, что уж нам говорить!»

Но про надоело - это я неправильно сказал. Хотя… Это женщины готовы всю жизнь играть, священнодействовать. А тут уже на диване полежать тянет…

- Но вы же никогда от ролей не отказываетесь.

- Один раз отказался. Не захотел репетировать в «Лесе», потому что отказался Виктор Павлович Тарасов (народный артист Беларуси, однокурсник Овсянникова. - Ред.). Мы с ним еще с института играли Несчастливцева и Счастливцева. Тарасов уже неважно себя чувствовал. К тому же ему не понравилось режиссерское решение - нужно было выходить из зала, по ступенькам подниматься. Он ушел и через несколько дней меня спрашивает: «Ты репетируешь?» - «Нет, я отказался, потому что ты отказался». Ему очень понравилась такая солидарность. Но и мне тоже то решение не нравилось. Всю жизнь являюсь адептом русского, а значит, и белорусского психологического реалистического театра.

- А как же «Свадьба» - самый нереалистичный спектакль в Купаловском (поставлен в жанре саунд-драмы. - Ред.)?

- А я там выхожу и все делаю реалистически. (Овсянников играет свадебного «генерала» Ревунова-Караулова.)

- И срываете овации.

- Не надо меня хвалить. Хотя в «Свадьбе» у нас много чего накручено, некоторые персонажи раздваиваются, даже растраиваются. Слышал немало восторгов по этому поводу. А что тут хорошего?! У нас был спектакль «Слуга двух господ», в котором было четыре Труффальдино. И ни у кого из четырех артистов нет роли! Конечно, может быть, я отстал, и театральное действо настолько шагнуло вперед, я чего-то не понимаю. Но не понимают, кстати, многие.

А вот после «Вечера» ко мне подошла одна женщина: «Спасибо вам, я после спектакля пошла и позвонила родителям». Вот это цепляет! Я за такой театр.

- Могли ли вы в 1955 году представить, что будете на гастролях во Франции, Испании, Китае?

- Нет, конечно. Театр тогда только в Польшу съездил. В Европе нашу «Свадьбу» везде принимали восторженно, хотя играли без перевода, только с титрами. А в Китае видел, как зрителей вели строем. У них гардеробов нет, поэтому в зале все в куртках сидели. Мы тоже в китайскую оперу сходили, так плащи пришлось в руках держать.

«ТРИБУНАЛ» СЫГРАЛ 650 РАЗ

- У вас в театре не сразу пошли значительные роли?

- Ну да. До «Трибунала» было только несколько работ. И это за 10 с лишним лет в театре.

- И успех у «Трибунала» был невероятный.

- О, тогда все газеты писали взахлеб и восторженно. У нас даже шутка появилась: идем с Раевским в лечкомиссию мимо газетного киоска. Глянули: «А, про нас тут ничего нет. Не будем покупать!»

- Сколько раз спектакль сыграли?

- Сейчас точно скажу: 650 раз. Я как-то в шутку высчитывал, сколько выпил воды за это время на сцене - 650 бутылок, по одной за спектакль. А Кудревич и Белохвостик, которые полицаев играли, сколько съели яичниц!.. Машеров даже у директора тогдашнего спросил: «Ты что, артистов не кормишь?» Так они на нее набрасывались.

- Машеров часто в театр приходил?

- На каждую премьеру.

- А вы с ним общались?

- Нет, а вот с Александром Григорьевичем довелось. На открытии Несвижского замка я изображал Николая Радзивилла Сиротку. Репетировали долго и очень тщательно, чуть ли не с секундомером: президент входит - двери открываются, он доходит до определенной отметки - тогда мне можно его приветствовать. И вот появился президент, но задержался с кем-то. Двери не открывают. Потом он подошел ближе, двери уже открылись, я выхожу, руками взмахнул, чтобы начать говорить, а президент снова остановился с кем-то. Я замер так с поднятыми руками. Потом он дошел все же до той точки, и я стал говорить: «Хвіліначку, Аляксандр Рыгоравіч. Я павінен вам расказаць, як я, Мікалай Сіротка, будаваў гэты замак…” А он мне: “Что ты тут делаешь?” - “Ну, пакуль тэатр на рамонце, тут грошы зарабляю”. Вот так и поговорили.

ПОСЛЕДНИЙ НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР

- Вы же звание народного СССР получили самым последним.

- Да, но там ведь целый список в документе. Уже и шутка появилась, что последний все-таки Янковский, ведь он на Я. Однажды приезжаем в Баку, и там находится последний народный артист СССР. Такой последний есть и в Молдове. Алла Борисовна тоже с нами в том списке.

- А говорят, звания не нужны.

- Может, и не нужны. Если бы денег дали, то и не нужно никаких званий. Зато благодаря ему я к лечкомиссии причислен. Правда, путевок 36-процентных в санаторий уже нет, приходится за полную стоимость покупать. А стоит она в те же «Сосны» 20 миллионов на 20 дней. Пока удается собрать…

- Ростислав Иванович Янковский и депутатом был, и сенатором, и президентом фестиваля. А вы в общественной жизни не замечены.

- Я это не люблю. Меня и на «Лістапад» звали много раз по этой красной дорожке пройти, я отказываюсь. Зачем перенимать чужое? Если бы еще роль какая-то в кино большая была, как в той же «Свежине с салютом». И не надо подражать никому. Придумали бы что-нибудь свое - прошли бы «Лявонихой», например. Хоть смешно было бы.

- А в кино у вас не очень много работ.

- Последнее, что еще не вышло, - сыграл коллекционера у Ефремова в картине «Все сокровища мира». На озвучании смотрел - вроде ничего получилось. В прошлом году снялся в «Полесских робинзонах».

- 60 лет в театре, 80 лет жизни. Все удалось?

- Я считаю, что все нормально прошло, хотя и своеобразно, конечно. Дело не в количестве женитьб, а в том, что каким-то образом я оказался доволен. Почти все получалось в жизни. Вот недавно спросили: не жалко, что нет наследников? А что жалеть? Раз нет, так нет. Об этом не надо задумываться. Так сложилось.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также