2016-09-29T17:17:42+03:00
КП Беларусь

Чиновники перестанут отвечать на электронные письма

А за несколько повторных обращений по одному и тому же вопросу могут оштрафовать
Поделиться:
Отправлять запрос чиновнику по интернету можно, но не через электронное письмо, а с помощью специальной формы на сайте госоргана. Фото: v-uae comОтправлять запрос чиновнику по интернету можно, но не через электронное письмо, а с помощью специальной формы на сайте госоргана. Фото: v-uae com
Изменить размер текста:

Обращениям граждан в Беларуси уделяется очень большое внимание. Даже в своих отчетах чиновники рассказывают не только про то, сколько дорог отремонтировали и домов построили, но и на какое количество писем ответили. Около трех лет назад отправлять обращения стало возможно не только письменно, но по электронной почте. В 2013 году около 30% обращений от граждан государственным служащим были электронные. В прошлом году их стало более 40%. И вот новость. В закон об обращении граждан хотят внести изменения, по которым электронное письмо не может быть официальным обращением к чиновнику. Есть и другие новшества. Пока что это только законопроект. Но что ждет белорусов, если его примут именно в таком виде?

- Основное изменение заключается в том, что нельзя будет писать обращения по электронной почте, - говорит эксперт Центра правовой трансформации Lawtrend Андрей Сушко. - Есть еще ряд изменений, которые есть в других нормативных актах, а теперь их хотят прописать в законе. Например, уточняется ответственность за многократное и необоснованное обращение к государственному служащему. За то, что ты необоснованно несколько раз задал один и тот же вопрос чиновнику, с тебя могут взыскать затраты, которые потратил на тебя чиновник. Хотя вопрос, что считать необоснованным обращением? Этого в законе не прописано.

Второе изменение, которое также прописано в ряде законодательных актов, а теперь уточняется в самом законе, это схожие обращения от граждан.

- Если чиновник получает более десяти одинаковых или схожих обращений, то можно не давать ответ каждому человеку, а опубликовать его на сайте госоргана или другой организации. И если ты после публикации задаешь этот же вопрос, ответа на него не получишь. То есть перед тем, как спросить что-то у чиновника, люди должны поискать ответ в интернете. Тут тоже вопрос: что считать похожим обращением? Оно должно быть идентично вплоть до запятой? Что считать другой организацией? СМИ или смежное ведомство? В коллективных обращениях люди, как правило, указывают частную информацию и персональные данные. И, если ответ на это обращение будет опубликован на сайте, затрагивается тайна личной жизни.

- Получается, что по новому закону писать письма чиновникам можно будет только от руки?

- Либо письменно, либо обращаться через специальную электронную форму, которая есть почти на каждом сайте госоргана. Но, во-первых, такая форма есть не на всех сайтах. Во-вторых, не везде она удобная. На основе мониторинга сайтов госорганов, который Lawtrend ведет последние два года, на 10% сайтов госорганизаций нет форм для отправки обращений. Только на 40% сайтов исполкомов могут отправить обращение незрячие люди.

Обращение через официальный сайт имеет еще один недостаток: невозможно доказать, что вы его отправили.

- Из моей практики: отправляешь письмо через специальную форму на сайте, а тебе даже подтверждение не приходит на почту о том, что оно отправлено. Получил ли письмо чиновник, или произошел сбой в системе? Доказать это невозможно. Есть министерства и ведомства, которые отвечают по электронной почте очень быстро. А есть те, от которых ответ можно ждать полгода и не дождаться.

- На ваш взгляд, зачем вводятся подобные изменения? Что не так было у чиновников с письмами по почте?

- В большей степени эти изменения связаны с тем, чтобы люди не писали коллективных петиций. Их, как правило, отправляют по электронной почте. Через специальную форму на сайте это сделать сложно - надо вводить данные на каждого человека. Чтобы не отвечать сотням или тысячам людей, просто закрывают эту возможность.

- И открывают возможность штрафовать?

- И да, и нет. Формально у чиновника появляется возможность подать в суд на человека, который отправляет ему письмо за письмом по одному и тому же вопросу. Действительно, обращений от профессиональных жалобщиков очень много. Но если ты пишешь про яму на дороге, ее обещают заделать через месяц, но ничего не происходит, и ты пишешь второе письмо, то оно уже не повторное, а новое обращение - на то, что чиновник не выполнил обещание. И в суд теперь можете подавать вы - на чиновника или ведомство. С другой стороны, теперь есть основание штрафовать и тех, кто подает петиции.

Кстати, в Законе об информации сказано, что ответа вы можете и не получить.

- Если информация была опубликована в СМИ или на официальном сайте госоргана, то чиновник может не давать ответ, - говорит Андрей Сушко.

КОММЕНТАРИЙ ДЕПУТАТА

«Электронные письма часто терялись»

- Никто электронные обращения не убирает. Их просто упорядочивают, - рассказала «КП» заместитель председателя постоянной комиссии палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Оксана Нехайчик. - Но если раньше электронное обращение можно было направить по электронной почте, то сейчас - через официальный сайт государственного органа или организации.

По мнению депутата, такая форма более целесообразная. Мол, электронные письма теряются, попадают в спам и т.д.

- Немного меняются и требования к электронному обращению. В нем нужно указать, кто задает вопрос - как и в обычном бумажном письме. Но почему-то все это восприняли, как ограничение права задать вопрос. Это не так, просто меняется структура. Ко мне тоже приходит много электронных обращений. И я на них отвечаю как в электронном виде, так и письменно. Но ответить на них письменно, если не указан адрес, имя и фамилия человека, невозможно. Хорошо, что мои электронные письма доходят до заявителя, но они ведь могут и потеряться.

- Говорят, что по новому закону чиновник не обязан отвечать на одни и те же вопросы. Мол, если мой сосед получил ответ на вопрос про грязный подъезд, то я, если задам такой же вопрос, ответа на него не получу. Это так?

- Вам ответят. Повторное обращение - это то, что поступило от одного и того же заявителя. Если похожий вопрос задает другой человек, это другое. Да, чиновникам дано такое право: если есть обращения, которые носят типичный характер, они могут опубликовать ответ на сайте государственного органа. К сожалению, граждане не всегда пользуются сайтом. Например, мне чаще всего задают вопросы по жилью. Я открываю на сайте администрации района раздел «Жилищная политика» с наиболее часто задаваемыми вопросами по жилищному законодательству. И там есть ответы на те же вопросы, которые мне присылают. Но ведь если ты мне прислал вопрос по электронной почте, то наверняка владеешь компьютером. Тем не менее, и ты можешь точно так же, как и я, почитать ответы на вопросы… Ситуация интересная. В любом случае никто из госслужащих не позволит себе отослать гражданина, не ответив ему на его вопрос. Просто есть надежда, что граждане будут активнее читать информацию, размещенную на сайтах госорганов.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также