Общество

Чиновники перестанут отвечать на электронные письма

А за несколько повторных обращений по одному и тому же вопросу могут оштрафовать
Отправлять запрос чиновнику по интернету можно, но не через электронное письмо, а с помощью специальной формы на сайте госоргана. Фото: v-uae com

Отправлять запрос чиновнику по интернету можно, но не через электронное письмо, а с помощью специальной формы на сайте госоргана. Фото: v-uae com

Обращениям граждан в Беларуси уделяется очень большое внимание. Даже в своих отчетах чиновники рассказывают не только про то, сколько дорог отремонтировали и домов построили, но и на какое количество писем ответили. Около трех лет назад отправлять обращения стало возможно не только письменно, но по электронной почте. В 2013 году около 30% обращений от граждан государственным служащим были электронные. В прошлом году их стало более 40%. И вот новость. В закон об обращении граждан хотят внести изменения, по которым электронное письмо не может быть официальным обращением к чиновнику. Есть и другие новшества. Пока что это только законопроект. Но что ждет белорусов, если его примут именно в таком виде?

- Основное изменение заключается в том, что нельзя будет писать обращения по электронной почте, - говорит эксперт Центра правовой трансформации Lawtrend Андрей Сушко. - Есть еще ряд изменений, которые есть в других нормативных актах, а теперь их хотят прописать в законе. Например, уточняется ответственность за многократное и необоснованное обращение к государственному служащему. За то, что ты необоснованно несколько раз задал один и тот же вопрос чиновнику, с тебя могут взыскать затраты, которые потратил на тебя чиновник. Хотя вопрос, что считать необоснованным обращением? Этого в законе не прописано.

Второе изменение, которое также прописано в ряде законодательных актов, а теперь уточняется в самом законе, это схожие обращения от граждан.

- Если чиновник получает более десяти одинаковых или схожих обращений, то можно не давать ответ каждому человеку, а опубликовать его на сайте госоргана или другой организации. И если ты после публикации задаешь этот же вопрос, ответа на него не получишь. То есть перед тем, как спросить что-то у чиновника, люди должны поискать ответ в интернете. Тут тоже вопрос: что считать похожим обращением? Оно должно быть идентично вплоть до запятой? Что считать другой организацией? СМИ или смежное ведомство? В коллективных обращениях люди, как правило, указывают частную информацию и персональные данные. И, если ответ на это обращение будет опубликован на сайте, затрагивается тайна личной жизни.

- Получается, что по новому закону писать письма чиновникам можно будет только от руки?- Получается, что по новому закону писать письма чиновникам можно будет только от руки?

- Либо письменно, либо обращаться через специальную электронную форму, которая есть почти на каждом сайте госоргана. Но, во-первых, такая форма есть не на всех сайтах. Во-вторых, не везде она удобная. На основе мониторинга сайтов госорганов, который Lawtrend ведет последние два года, на 10% сайтов госорганизаций нет форм для отправки обращений. Только на 40% сайтов исполкомов могут отправить обращение незрячие люди.

Обращение через официальный сайт имеет еще один недостаток: невозможно доказать, что вы его отправили.

- Из моей практики: отправляешь письмо через специальную форму на сайте, а тебе даже подтверждение не приходит на почту о том, что оно отправлено. Получил ли письмо чиновник, или произошел сбой в системе? Доказать это невозможно. Есть министерства и ведомства, которые отвечают по электронной почте очень быстро. А есть те, от которых ответ можно ждать полгода и не дождаться.

- На ваш взгляд, зачем вводятся подобные изменения? Что не так было у чиновников с письмами по почте?- На ваш взгляд, зачем вводятся подобные изменения? Что не так было у чиновников с письмами по почте?

- В большей степени эти изменения связаны с тем, чтобы люди не писали коллективных петиций. Их, как правило, отправляют по электронной почте. Через специальную форму на сайте это сделать сложно - надо вводить данные на каждого человека. Чтобы не отвечать сотням или тысячам людей, просто закрывают эту возможность.

- И открывают возможность штрафовать?- И открывают возможность штрафовать?

- И да, и нет. Формально у чиновника появляется возможность подать в суд на человека, который отправляет ему письмо за письмом по одному и тому же вопросу. Действительно, обращений от профессиональных жалобщиков очень много. Но если ты пишешь про яму на дороге, ее обещают заделать через месяц, но ничего не происходит, и ты пишешь второе письмо, то оно уже не повторное, а новое обращение - на то, что чиновник не выполнил обещание. И в суд теперь можете подавать вы - на чиновника или ведомство. С другой стороны, теперь есть основание штрафовать и тех, кто подает петиции.

Кстати, в Законе об информации сказано, что ответа вы можете и не получить.

- Если информация была опубликована в СМИ или на официальном сайте госоргана, то чиновник может не давать ответ, - говорит Андрей Сушко.

КОММЕНТАРИЙ ДЕПУТАТА

«Электронные письма часто терялись»

- Никто электронные обращения не убирает. Их просто упорядочивают, - рассказала «КП» заместитель председателя постоянной комиссии палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Оксана Нехайчик. - Но если раньше электронное обращение можно было направить по электронной почте, то сейчас - через официальный сайт государственного органа или организации.

По мнению депутата, такая форма более целесообразная. Мол, электронные письма теряются, попадают в спам и т.д.

- Немного меняются и требования к электронному обращению. В нем нужно указать, кто задает вопрос - как и в обычном бумажном письме. Но почему-то все это восприняли, как ограничение права задать вопрос. Это не так, просто меняется структура. Ко мне тоже приходит много электронных обращений. И я на них отвечаю как в электронном виде, так и письменно. Но ответить на них письменно, если не указан адрес, имя и фамилия человека, невозможно. Хорошо, что мои электронные письма доходят до заявителя, но они ведь могут и потеряться.

- Говорят, что по новому закону чиновник не обязан отвечать на одни и те же вопросы. Мол, если мой сосед получил ответ на вопрос про грязный подъезд, то я, если задам такой же вопрос, ответа на него не получу. Это так?

- Вам ответят. Повторное обращение - это то, что поступило от одного и того же заявителя. Если похожий вопрос задает другой человек, это другое. Да, чиновникам дано такое право: если есть обращения, которые носят типичный характер, они могут опубликовать ответ на сайте государственного органа. К сожалению, граждане не всегда пользуются сайтом. Например, мне чаще всего задают вопросы по жилью. Я открываю на сайте администрации района раздел «Жилищная политика» с наиболее часто задаваемыми вопросами по жилищному законодательству. И там есть ответы на те же вопросы, которые мне присылают. Но ведь если ты мне прислал вопрос по электронной почте, то наверняка владеешь компьютером. Тем не менее, и ты можешь точно так же, как и я, почитать ответы на вопросы… Ситуация интересная. В любом случае никто из госслужащих не позволит себе отослать гражданина, не ответив ему на его вопрос. Просто есть надежда, что граждане будут активнее читать информацию, размещенную на сайтах госорганов.