2016-08-24T02:17:37+03:00

Под Могилевом нашли самолет, который должен был разбомбить вокзал в Минске

Для этого поисковикам пришлось перекопать болото в Кличевском районе [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments3
Поисковикам пришлось копать в глубину почти на пять метров.Поисковикам пришлось копать в глубину почти на пять метров.
Изменить размер текста:

- Вообще место это гиблое... В 1943 - 1944 годах в этих краях было сбито три советских самолета - и это только те, о которых мы знаем. А в 41-м недалеко отсюда упало несколько тяжелых бомбардировщиков, - рассказывает руководитель Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» Николай Борисенко. - Я наткнулся на эту информацию, изучая материалы по обороне Могилева и воспоминания Симонова.

29 июня 1941 года немцы подошли к Березине и заняли Бобруйск. В своих воспоминаниях Симонов рассказывает, как советские бомбардировщики летели бомбить переправу через Березину, чтобы не дать врагам перебраться на другой берег. Наши самолеты летели без какого-либо прикрытия, поэтому были легкой мишенью для немецких истребителей.

Один из этих упавших самолетов как раз и пытались обнаружить поисковики осенью прошлого года в Кличевском районе, когда им стали звонить местные жители и рассказывать, что в лесном болоте километрах в двух от деревни Межное с войны лежит еще один советский самолет.

- Мы стали опрашивать местных жителей, но они толком ничего не помнили - только то, что самолет упал в 1943-м. В живых свидетелей этого падения осталось немного, но их рассказы не принесли большой пользы. Люди помнили только шум и грохот, то, что самолет был объят огнем, летел над деревней, и они боялись, что он упадет прямо на нее. Из деталей самолета, валявшихся в округе, местные потом делали ложки и вилки, использовали в хозяйстве, если что надо было подчинить - другого материала было просто не достать. Тогда мы подняли архивные записи и выяснили, что недалеко от этого места действительно пропал боевой самолет.

Тот это самолет или нет и предстояло выяснить могилевским поисковикам. Вместе с лесником и поисковой группой «Ольса» из Кличева они отправились на болото.

Вести раскопки в промерзшей болотной грязи было не так уж просто.

Вести раскопки в промерзшей болотной грязи было не так уж просто.

- Мы полдня ходили с металлоискателем по пояс в болоте, но так ничего и не нашли - как потом оказалось, промахнулись всего на полкилометра, - вспоминает Борисенко. - Мы почти сдались, но через полгода нам снова позвонили ребята из Кличева и рассказали, что все-таки нашли в соседнем болоте обломок самолета - куски обшивки с входными отверстиями от пуль, скорее всего, крупнокалиберного пулемета или немецкой пушки. Судя по размеру деталей, это был большой тяжелый самолет.

Кусок обшивки фюзеляжа с рукописными буквами СК. Что они могли значить, поисковики не знают до сих пор.

Кусок обшивки фюзеляжа с рукописными буквами СК. Что они могли значить, поисковики не знают до сих пор.

УЗНАТЬ, ЧТО ЭТО ЗА САМОЛЕТ, ПОМОГ НАЙДЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Получив куски обшивки, поисковики отправились на разведку, уже совместно с представителями Могилевского облисполкома.

- Мы обратились за помощью в военную часть в Пашково, думали, нам поможет их инженерно-саперная бригада. Взяли с собой командира батальона и его заместителя, лесников, эмчээсовцев, - вспоминает Николай Борисенко.

Военные приехали к болоту, посмотрели на него и прикинули: чтобы их техника прошла, нужно сначала насыпать десятки машин песка и поверх выстелить гать из бревен, а это около километра дороги по лесу. Единственный вариант, который показался приемлемым, - провести технику зимой, когда болотистая почва подмерзнет.

Дождавшись холодов, поисковики вернулись в Кличевский район, но прихватили с собой в этот раз огромный экскаватор, с которым помог местный ПМК. Чтобы огромная махина прошла к болоту, лесники прорубили около километра просеки. Экскаватор вычерпывал болото гигантским ковшом и складывал всю грязь на его берегах. Внимательно рассмотреть все, что он достал, у поисковиков просто не было возможности - на это ушел бы не один месяц, ведь болото было не таким уж и маленьким: метров 20 в длину и около 15 в ширину.

Николай Борисенко в конце поискового дня.

Николай Борисенко в конце поискового дня.

- Нам повезло почти сразу же найти двигатель с номерным знаком. Он лежал на глубине около пяти метров. Фрагменты двигателя были небольшие, поэтому мы предположили, что это мог быть истребитель, но уж никак не бомбардировщик - такой двигатель его попросту не поднял бы, - рассуждает Николай Борисенко.

Фрагмент двигателя М-88Б.

Фрагмент двигателя М-88Б.

Уже потом оказалось, что на подобных бомбардировщиках устанавливали два таких двигателя. Второй поисковики пока не нашли.

Тот самый номер двигателя на поршне, по которому был установлен экипаж самолета.

Тот самый номер двигателя на поршне, по которому был установлен экипаж самолета.

Поисковики разместили добытую ими информацию и номер двигателя самолета на российском форуме «Тризна», где сидят такие же энтузиасты, и попросили у них помощи. Им несказанно повезло: всего через несколько дней ребята нашли в российских архивах информацию о том, что двигатель с таким номером был установлен на советском бомбардировщике Ил-4, вылетевшем на боевое задание в ночь с 27 на 28 октября 1943 года с аэродрома в Калужской области. На его борту находилось четверо членов экипажа - все они служили в 17-м гвардейском бомбардировочном авиаполку 6-й гвардейской дивизии авиации дальнего действия. На тот момент ребятам было 20 - 25 лет.

Командир экипажа упавшего Ил-4 летчик гвардии младший лейтенант Дмитрий Климаченков в годы войны.

Командир экипажа упавшего Ил-4 летчик гвардии младший лейтенант Дмитрий Климаченков в годы войны.

БОЛЕЕ 70 ЛЕТ ЧИСЛИЛИСЬ ПРОПАВШИМИ БЕЗ ВЕСТИ

Всего в ту ночь на задание вылетело пять таких самолетов. Они должны были разбомбить железнодорожный вокзал в Минске, чтобы немцы не могли воспользоваться железнодорожным сообщением. До цели долетел только один, все остальные были сбиты.

Во время раскопок были найдены детали самолета и личные вещи членов экипажа.

Во время раскопок были найдены детали самолета и личные вещи членов экипажа.

- Я полагаю, что этот бомбардировщик был подбит немецким истребителем над железнодорожной станцией Воничи, а потом уже истребитель добивал его - просто летел сзади и стрелял. Воздушный стрелок и борт-радист погибли сразу. А вот штурман и летчик, которые сидели впереди и были защищены бронеспинкой, смогли выпрыгнуть из горящего самолета, правда, их раскидало и друг друга они так и не нашли… Штурман Алексей Гвоздовский приземлился нормально, вышел к фронту, воевал, но спустя полгода погиб в бою. А летчик Дмитрий Климаченков запутался в ветвях дерева и провисел там всю ночь, пока его не нашли и не сняли местные жители. Он потом совершил еще 134 боевых вылета, трижды прыгал из горящего самолета, последний раз - над Берлином, дослужился до генерала и умер в 2012 году - нам удалось найти его внучку, но дед почти ничего ей не рассказывал о том своем боевом задании, - продолжает Николай Борисенко.

Теперь уже генерал-майор Дмитрий Климаченков за год до смерти.

Теперь уже генерал-майор Дмитрий Климаченков за год до смерти.

Удалось установить и имена погибших членов экипажа - это воздушные стрелки-радисты Вячеслав Хайлов и Хаким Музаффаров. Все эти годы их останки пролежали вместе с самолетом на дне болота, а сами воины числились пропавшими без вести. Сейчас их извлекли оттуда и перезахоронят в мае - как раз к годовщине Победы. Нашлись родственники и Вячеслава Хайлова – двоюродная внучка и племянник. Оба проживают в Москве и обещают обязательно приехать на перезахоронение. Родственники Хакима Музаффарова из Ташкента пока не отозвались, но «Виккру» не прекращает поиски.

Виктор Бубенцов (справа) и Николай Борисенко с найденным «трофеем».

Виктор Бубенцов (справа) и Николай Борисенко с найденным «трофеем».

Продолжается работа и на месте падения самолета - поисковики ищут и изучают уже найденные детали самолета. Болото, куда он упал, никак не охраняется, поэтому свои поиски не прекращают и местные жители - черные копатели, которые мечтают найти в болоте личное оружие погибших солдат.

- Кстати, пулемет, который должен был быть установлен на таком самолете, мы так и не нашли - скорее всего, его сняли партизаны, - говорит Николай Сергеевич. - А вот судьба личного оружия неизвестна до сих пор… Но все эти обломки и куски железа нас интересовали постольку-поскольку. Для нас важным было установить обстоятельства гибели летчиков и возвратить их имена родным...

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: 70 лет Великой Победы!»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также