Общество

10 наивных вопросов о том, что ждет белорусскую школу в 2015 году

Чем повышенное изучение предметов отличается от базового? И что будет с гимназиями и лицеями?
10 наивных вопросов о том, что ждет белорусскую школу в 2015 году

10 наивных вопросов о том, что ждет белорусскую школу в 2015 году

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Чего только не случилось с белорусской школой за последние десять лет! Вводили двенадцатилетнее обучение и возвращали одиннадцатилетнее, добавляли предметы, сокращали часы… В новом учебном году нас ждут очередные нововведения. «Комсомолка» задала наивные вопросы заместителю министра образования Раисе Сидоренко.

1. Семь лет назад профильные классы из белорусских школ убрали. Теперь возвращают. Поняли, что ошиблись?

- В 2008 году было принято решение о том, что повышенный уровень изучения предметов будет реализовываться через факультативные занятия, - уточняет Раиса Сидоренко. - А в 2013 году, после анализа результатов ЦТ и вступительных испытаний, министерство пришло к выводу, что этот вариант недостаточно эффективен.

И тогда министерство предложило правительству вернуть старую схему. Там дали добро - и вот, с 1 сентября 2015 года профильный класс может появиться в любой школе. Учиться по профилю ученики смогут только в десятых и одиннадцатых классах.

2. А почему профиль будет только с десятого класса? Почему не с пятого, как было в СССР или в Беларуси до 2008 года?

Потому что, считают в министерстве, в пятом классе ребенок еще не знает, к чему у него в будущем будет лежать душа - к химии или литературе.

- Организовывать обучение на повышенном уровне можно было в течение последних двух лет, - приводит пример замминистра. - И в тех школах, где этой возможностью воспользовались, сразу повышенным уровнем были охвачены 65% учеников. Но через год осталось всего 55%. И это десятиклассники! А пятиклассник еще не совсем знает, что ему будет интересней: математика или русский, лирик он или физик. Физики у него вообще еще нет, она начинается только в седьмом классе.

Поэтому в министерстве предлагают пользоваться факультативами, и каждый год пробовать себя в чем-то новом. Например, в пятом классе - в русском, в шестом - в математике. И так пока не найдешь себя.

- В идеальных условиях ученик, который идет в десятый класс, должен знать, куда он будет поступать. В реальности это не всегда так, - признает Раиса Сидоренко. - Поэтому обязательной составляющей профильного обучения является допрофильная подготовка.

По плану девятиклассники, желающие попасть в профильные классы, должны будут пройти через систему допрофильной подготовки, а это те же факультативы. В 2015 - 2016 учебном году они будут в девятых классах, потом в министерстве планируют спустить их вниз.

3. А зачем вообще нужно это повышенное изучение предметов? Чем оно отличается от базового?

Базовое - это то, которое есть в Беларуси сейчас. По идее его должно хватать для общего развития и общекультурной подготовки. А вот если школьник хочет учиться в ссузе или вузе, ему нужен повышенный уровень.

- В 2013 году возможностью преподавать предметы на повышенном уровне воспользовались около 20% классов, - заглядывает в статистику Раиса Сидоренко. - Но отдельной программы не было, и разница была только в количестве часов. Реализовать повышенный уровень при одной и той же программе невозможно, поэтому к началу учебного года будут подготовлены разные учебные программы - для базового и повышенного уровня. Они будут отличаться не только количеством часов, но и содержанием.

А еще в министерстве сняли ограничения по направлениям для профильных классов. Раньше можно было открывать только гуманитарные, физико-математические, химико-биологические или обществоведческие классы. Со следующего года - что угодно, в любых сочетаниях. К тому же в этих классах министерство рекомендует использовать схему мультипрофильного обучения: класс будет делиться на несколько групп и изучать предмет по уровням.

4. Вернут ли профильное образование в те школы, где оно было до 2008 года?

Силком - нет.

- Следующий учебный год ни в коем случае не пройдет под девизом «Каждой школе по профильному классу!», это недопустимо. С 2008 года прошло 7 лет, изменился кадровый состав, материальная база могла стать грустной - или наоборот, - рассуждает чиновница. - Мы будем оценивать ситуацию на сегодняшний день.

5. А как тогда будут решать, где вводить, а где не вводить?

Открывать профильные классы может любое учреждение образования. Но это не значит, что оно должно: в школе должны быть учителя, которые смогут преподавать на повышенном уровне, материально-техническая база (например, полностью оборудованный кабинет химии, если профиль - химия) и мотивированные ученики. Так что решать, быть или не быть, будет только один человек - директор.

6. А как ребенку поступить в профильный класс? Можно ли будет просто перейти в другую школу?

Главный и единственный критерий отбора в профильные классы - средний балл аттестата. Никаких специальных экзаменов не будет. Принимать будут на конкурсной основе: у кого выше, тот проходит. Главное, чтобы средний балл был не ниже шести, а по тем предметам, которые школьник планирует изучать на повышенном уровне, не ниже семи. Можно будет перейти в другую школу, если в родной не будет нужного профиля.

7. А что, если ребенок не захочет идти в профильный класс? По какой программе он будет учиться?

Не захочет - не пойдет! Кроме профильных будут продолжать работать и обычные классы.

- Базовые классы будут сохранены, - успокаивает Раиса Сидоренко. - Однако кроме введения профильного обучения мы хотим реализовать относительную завершенность базового образования.

Что это значит? Это значит, что сейчас ученик, который после девятого класса уходит из школы, не успевает пройти школьную программу до конца. Например, история для него заканчивается на Октябрьской революции. Чтобы такого не было, министерство образования будет пересматривать программу.

- В этом учебном году вступит в силу новый учебный план и новая программа - в первом, пятом и десятом классе, - объясняет замминистра. - А через год по новым планам будут работать уже пятый и шестой классы, на третьей ступени - десятый и одиннадцатый. И так, постепенно и плавно, в течение пяти лет мы выйдем на завершенность базового образования, и потом еще раз пересмотрим программу.

Пока что главное изменение в программе - новый предмет у пятиклассников. В министерстве убрали «рисование» и вернули «отечественную и мировую художественную культуру».

8. Какие экзамены будут сдавать выпускники профильных классов?

В этом и следующем году - те же.

- А через год мы посмотрим, есть ли такая необходимость и нужна ли корректировка выпускных экзаменов. Этот вопрос сегодня рассматривается. Возможно, это будут какие-то обязательные предметы для всех плюс предмет, который изучается на повышенном уровне, как это было ранее.

9. А как будут готовить учителей?

Чиновники уверены, что специальной подготовки для того чтобы преподавать на повышенном уровне не нужно, и высшего педагогического образования для подготовки компетентного педагога вполне достаточно.

- Полную готовность к реализации повышенного уровня после нашего соцопроса подтвердило 87% учителей. Но даже они отметили, что им нужна помощь по изучению современных методик и технологий.

10. Что будет с гимназиями и лицеями?

Раз в любой школе может появиться повышенный уровень, значит, что-то изменится и в работе лицеев и гимназий. Может, там появится углубленный уровень?

- Углубленный уровень - это что? Если мы будем писать программу под учреждение образования, то это, наверное, будет неправильно. Мы должны писать программы для ученика, - говорит Раиса Сидоренко. - Мы также прекрасно понимаем, что с введением профильного обучения нам необходимо внести изменения в централизованное тестирование. Уже сейчас мы рассматриваем рабочие варианты, сегодня их четыре. Вероятно, это случится только через два года.