2015-06-19T14:07:49+03:00
КП Беларусь

Мое открытие Америки

За что учителям в США платят 80 тысяч долларов в год [часть 1]
Поделиться:
Изменить размер текста:

Три недели я провел в США в составе небольшой белорусской делегации. К началу второй недели погружения в американскую систему образования мы поняли, что сравнивать ее с нашей в целом или в отдельных проявлениях практически невозможно. Там все по-другому, причем я не могу сказать, лучше или хуже. Она совершенно другая. Поэтому я просто постараюсь точно описывать то, что я видел в серии очерков об этой поездке.

Часть 1. За что учителям в США платят 80 тысяч долларов в год

Какую проблему своей системы образования американцы считают главной

Что такое STEM?

О программе STEM я знал немного. Знал, что это аббревиатура слов: science (естественные науки), technology (технологии), engineering (инженерное дело), mathematics (математика). Знал, что про STEM постоянно говорят американские чиновники самого разного уровня. Например, с 2010 года Белый дом каждый год проводит ярмарки научно-технических проектов, созданных американскими школьниками и студентами, причем лучшие проекты затем размещают на сайте Белого дома (интересно, что на этом же сайте постоянно появляются разнообразные материалы, связанные с системой образования). Еще я знал, что в последние годы в американском бюджете все больше средств выделяется на подготовку преподавателей и прежде всего учителей математики, а количество студентов, получающих высшее образование в области STEM, значительно возросло.

Президент Обама на научной ярмарке школьников стреляет из «зефирной» пушки, изобретенной 14-летним школьником. Фотография из открытых источников.

Президент Обама на научной ярмарке школьников стреляет из «зефирной» пушки, изобретенной 14-летним школьником. Фотография из открытых источников.

Учителей в США не хватает, особенно по предметам STEM, поэтому зарплаты учителей за последние годы значительно выросли. Во многих штатах средняя зарплата учителя достигла 50 000 долларов в год, и уже не является редкостью учительская зарплата 80 000 долларов в год.

И еще я знал, что есть прагматичная причина, по которой в STEM вкладывают столь значительные средства. Считается, что в недалеком будущем большинство рабочих мест будут связаны с высокими технологиями, а значит, роль современного физико-математического образования резко возрасла.

Знакомство со STEM-образованием началось в… Пентагоне. Перед входом в Министерство обороны мы наивно спросили, можно ли брать с собой ноутбуки и телефоны. Нам ответили, что мы можем брать все, что хотим, так как «внутри здания все равно ничего работать не будет».

Так вот, в Пентагоне мы встречались с чиновником (мне он показался больше ученым, чем чиновником), который отвечает за образовательные программы. Я с удивлением узнал, что многие робототехнические турниры, школьные олимпиады и конкурсы проектов организуются и финансируются министерством обороны. Оно же выделяет гранты на образование одаренных студентов по предметам STEM, а также в области медицины и массовой психологии.

Не менее удивительна была следующая встреча с руководителями STEM-программ Женской ассоциации американских университетов. Как я понял, лидеры этой феминисткой организации считают, что зарплата женщин ниже, а безработица выше, чем у мужчин, потому, что у женщин недостаточное STEM-образование. Поэтому данная ассоциация всячески поддерживает женщин, изучающих в университетах STEM-дисциплины, а также проводит робототехнические турниры для девушек.

Вообще говоря, про STEM мы говорили с чиновниками всех ведомств, в которых у нас были встречи - Пентагоне, министерстве образования, академии наук, госдепартаменте. Но это были только разговоры, пусть и очень интересные, и после недели в Вашингтоне STEM казался чем-то мифическим - о нем все говорили, но никто из нас его не видел.

Лучшие школы США находятся в Кливленде

STEM для нас ожил в Кливленде. Вообще, Кливленд имел все шансы разделить печальную судьбу Детройта. Крупный промышленный центр стал приходить в запустение и вошел в тройку беднейших крупных городов Америки, когда многие производства стали закрываться. Но, в отличие от Детройта, власти успели переориентироваться на создание высокотехнологичных производств и современной системы образования. Теперь Кливленд является одним из крупнейших медицинских центров в мире. Считается, что здесь расположены лучшие больницы и медуниверситеты США, а также проводятся самые передовые исследования в области биотехнологий.

Первый визит был в школу mc2 - так скромно она называется. В этой школе учатся ученики 9 - 12-х классов, которые хотят получить хорошее STEM-образование. Отдельного помещения у школы нет. Для учеников 9-х классов выделен этаж в здании Кливлендского музея науки, десятиклассники учатся в одном из корпусов компании GE (General Electric), а ученики 11 и 12-го классов занимаются в одном из зданий университета.

Вступительных экзаменов в школу нет. Если желающих больше, чем мест, то ученики отбираются с помощью лотереи (в прошлом году на 120 мест было 135 желающих). «Для них принципиально проводить именно лотерею, а не конкурсный отбор лучших», - сказал нам представитель фирмы, которая занимается созданием таких школ. Уровень требований считается очень высоким, в школе учатся только отличники. Поэтому, если ученик не тянет, то с ним занимаются учителя и более сильные ученики до тех пор, пока ученик не подтянется. После 9-го класса около 10 человек, как правило, уходят. Тогда на их места приходят ученики, которые записаны в лист ожидания.

Обычной школьной программы не существует. Учителя придумывают проект, который ученики будут выполнять в течение четверти. Например, перед нашим приездом ученики 10-х классов закончили создавать звуковые колонки. А значит, уроки математики, физики, английского языка, труда, рисования, музыки, литературы должны были в данный период помочь школьникам изготовить эти колонки. Учителя придумывают, какие темы школьных дисциплин наиболее точно отражают задачу проекта. Хотя уроков в нашем понимании по отдельным предметам в этой школе нет. Во время занятий ученики решают проблемы под руководством сразу нескольских учителей, причем ученики класса разбиты на группы по 4 человека, и каждая группа делает свой проект.

Директор школы сказала нам, что они уходят от классической урочной системы потому, что «важно не то, что ты услышал, увидел, запомнил, а важно то, что ты сделал. Вовлечение ученика в активную деятельность дает значительно лучший результат».

Директор школы показывает выполенные учениками проекты. Колонки, как и все остальные проекты, ученики делают собственными руками в мастерской, оборудованной самыми современыми станками, в том числе и лазерным резаком. 3D-принтеры также находятся в этой ма

Директор школы показывает выполенные учениками проекты. Колонки, как и все остальные проекты, ученики делают собственными руками в мастерской, оборудованной самыми современыми станками, в том числе и лазерным резаком. 3D-принтеры также находятся в этой ма

Считается, что инновации находятся на стыке высоких технологий и искусства, поэтому каждый день у старшеклассников один из уроков - музыка, рисование или литература.

Творческая обработка портрета на уроке рисования.

Творческая обработка портрета на уроке рисования.

Есть компании, которые создают такие школы. Например, компания, которая открыла описываемую мной школу, создала сеть из 10 школ только в штате Огайо. Эта же компания открыла аналогичную школу в Египте (инициатива принадлежала египетским властям). Финансируются такие школы одновременно и государством, и бизнесом. Школы сотрудничают друг с другом, обмениваясь опытом.

Интересно отметить «беспонтовость» этой школы. Навороченным было только оборудование в лабораториях и мастерских. Все остальное - кабинеты, мебель, интерьеры были очень простыми, а учителя и директор (с пирсингом и татуировками) были очень прикольными. Именно в этой школе я вспомнил замечательный советский фильм о школе «Расписание на послезавтра» (помните, там Олег Даль в роли директора школы).

Директор школы показывает нам расписание уроков, которое очень прикольно выглядит. Каждый день урок Art

Директор школы показывает нам расписание уроков, которое очень прикольно выглядит. Каждый день урок Art

Контрастным душем для нас оказался визит еще в одну кливлендскую школу для старшеклассников, которая постоянно входит в десятку лучших школ США, а в 2014 году была признана самой лучшей. В этой школе больший акцент делается на преподавание предметов, которые помогут школьникам в дальнейшем стать студентами медицинских вузов. Школа, кроме государства, финансируется многими фондами и предприятиями, поэтому зарплата учителей в ней от 52 до 100 тысяч долларов в год при 50 часовой рабочей неделе и 6 неделях годового отпуска, то есть значительно большей нагрузке, чем в среднем по стране.

Директор школы в своем кабинете

Директор школы в своем кабинете

Так вот, директор школы показался мне очень странным. «Это лучшая школа Кливленда и одна из лучших школ Америки», - вещал директор. «Вот знамя школы, на котором написан ее девиз», - знамя было снято с постамента и развернуто перед нами. «Мы идем по коридору университетов Лиги Плюща (лучшие университеты США. - Е.Л.) и вы видите вымпелы этих университетов. Теперь мы свернули в спортивный коридор. Вот кубки, завоеванные нашими учениками на различных соревнованиях. А сейчас мы идем по коридору спонсоров школы, и вы видите их вымпелы. А вот знамя спонсоров нашего университета», - и опять знамя снималось с постамента и разворачивалось перед нами.

Директор школы демонстрирует одно из знамен школы.

Директор школы демонстрирует одно из знамен школы.

«А вот фотографии наших выпускников, которые учатся в лучших университетах США. А это имена учеников выпускных классов, которые уже зачислены в лучшие университеты», - в этом месте я перестал мысленно прикалываться над директором, который обеспечивал высокий результат работы, пусть и непонятными для меня методами.

На каждом треугольничке имя ученика и символы университетов, которые уже предложили этому ученику обучение. На одном из них я насчитал 15 университетов, которые приглашают к себе данного ученика

На каждом треугольничке имя ученика и символы университетов, которые уже предложили этому ученику обучение. На одном из них я насчитал 15 университетов, которые приглашают к себе данного ученика

Мы посмотрели несколько классов - обстановка и оборудование были достаточно скромными. Огромную столовую школа по выходным сдает в аренду, зарабатывая деньги.Особенно удивил кабинет директора. Я ожидал увидеть что-то очень пафосное, а вместо этого увидел каморку, забитую бумагами и оргтехникой.

В школе мы были во время каникул, но в одном из классов ученики занимались в каком-то кружке. В разговоре с ними мы выяснили, что большинство из них планируют стать врачами разных специальностей, некоторые собирались стать инженерами, один планировал заняться бизнесом. Интересно, что и эти, и абсолютно все подростки, с которыми мы беседовали за время трехнедельной поездки, подробно рассказывали о себе и о своих планах спокойно, легко и непринужденно, не кокетничая и не стесняясь.

Расписание на послепослезавтра

Школы, которые мы посетили в Кливленде, хоть в какой-то степени были похожи на наши, а частная школа в Бостоне вызывала некие отдаленные ассоциации с нашими УПК. Если я правильно понял, то другие частные школы Бостона отправляют в эту школу своих учеников для создания разнообразных проектов. Это могли быть занятия раз в неделю или каждый день, в зависимости от плана, разработанного школой совместно с учеником и его родителями. Никакого изучения школьных предметов - ученики под руководством преподавателей придумывали и реализовывали проекты, используя самые современные станки, 3D-принтеры, а также разнообразные компьютерные программы. Кстати, во всех учебных заведениях, где мы были, есть самый современный софт. Я не могу утверждать, что все американские школы получают его бесплатно, но школы, которые мы посетили, получили программы на основании партнерских отношений школ и бизнеса.

Странная обстановка школы

Странная обстановка школы

Сначала мы пообщались с 14-летним парнем, который разрабатывал колодки для женской обуви. Смысл проекта был такой: обувь на низком каблуке удобна во время работы, но после работы женщина может захотеть пойти в театр, в ресторан или на вечеринку. И поэтому легким движением руки низкий каблук превращается в высокий. В разработанной модели возможны были только два положения каблука, но в следующей модели запланировано уже 4 положения. Все модели школьник изготавливал сам, используя самые современные станки, программы и 3D-принтер.

Мы спросили у ученика, где и как он еще учится и какие у него планы. Он, как и положено американскому тинейджеру, спокойно ответил, что остальные предметы ему не очень интересны, поэтому оценки по ним невысокие, но планирует поступать в MIT (входящий в топ-5 вузов мира. - Е.Л.). «А проблемы с поступлением в такой престижный вуз не будет»? - спросили мы. «А я у них спрошу, кто вам больше нужен - ботаник, который зазубрил формулы и набил голову пустой информацией, или творческий человек, который уже придумал и создал несколько проектов? Мне будет что показать приемной комиссии!» Интересно, что система зачисления в американские вузы существенно отличается от нашей, и этот парень не предавался юношеским мечтам, а рассуждал вполне рационально, в соответствии с их правилами поступления.

Вряд ли у этой идеи большое будущее, но придумать и реализовать своей проект дорогого стоит

Вряд ли у этой идеи большое будущее, но придумать и реализовать своей проект дорогого стоит

Во время описываемого мной разговора я все время украдкой наблюдал за работой находящегося рядом молодого человека, который что-то делал с помощью небольших станков и механизмов. Этот парень сидел в специальной коляске, так как ног у него не было. Я тихонечко спросил у руководителя школы, насколько уместно приставать к этому ученику с распросами, и получил ответ, что никаких проблем не существует.

Молодой человек увлеченно рассказывает о своем проекте

Молодой человек увлеченно рассказывает о своем проекте

Парень рассказал нам, что делает универсальные крепежи для различных приспособлений к коляске. Он пояснил нам, что большая часть присоблений к коляске помогает сопровождающим легче ею управлять. А его цель сделать так, чтобы ему самому управлять коляской было более комфортно. Он придумал универсальные крепления, которые будут располагаться на ручках кресла. В эти крепления легко можно будет вставить (или достать из них) различные устройства. Например, специальный фонарик, который будет не только освещать дорогу, но и подавать световой сигнал при пересечении проезжей части. Вместо этого фонарика можно вставить рукоятки тента, который прикроет коляску от дождя или солнечных лучей.

Цель проекта - создать универсальное крепление для различных приспособлений

Цель проекта - создать универсальное крепление для различных приспособлений

Руководитель этой школы (на вид ему было лет 30 - 35) окончил Гарвардский университет и получил в нем докторскую степень по строительству и архитектуре. Он придумал проект школы, получил грант от какого-то фонда, нашел единомышленников-учителей и открыл школу. На вопрос о бюрократических процедурах и проволочках, сопровождающих открытие, руководитель школы ответил, что главное было соответствовать нормам безопасности, например, противопожарной, а все остальное не отнимает много времени и усилий. Обучение в такой школе стоит приблизительно 25 тысяч долларов в год.

Руководитель необыкновенной школы.

Руководитель необыкновенной школы.

Продолжение следует.

Еще больше материалов по теме: «Евгений Ливянт: мнение репетитора»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также