Кто в Беларуси может себе позволить собственный вертолет? Фото сайта byavia.net.
В минувшие выходные в Минске прошел большой праздник авиации: воздушные шары, прыжки с парашютом, показательные выступления пилотов спортивных самолетов.
Центральное событие - вертолетные гонки, которые в Беларуси прошли впервые. 16 экипажей из Беларуси, России и Украины соревновались в филигранной точности управления вертолетом. От пилотов требовалось пронести ведро воды, привязанное к вертолету пятиметровой веревкой, через расставленные на земле ворота, а потом поставить ведро на маленьких столик. Причем делать это нужно было на скорости, не расплескав ни капли!
Самыми точными и быстрыми оказались россияне - сказался большой опыт и длительные тренировки. Все-таки вертолетный спорт - дело недешевое. И пока зрители любовались гонками и болели за белорусов, «Комсомолка» выяснила, кто именно в нашей стране может себе позволить иметь собственный вертолет. Это бывший военный летчик и бизнесмен Валерий Яляев, председатель наблюдательного совета группы компаний А-100 Александр Центер. Еще один вертолет находится в собственности крестьянско-фермерского хозяйства «Панскi маёнтак Сула».
Валерий ЯЛЯЕВ: «На самом деле у меня нет вертолета - я подарил его ДОСААФу»
Валерия Яляева знают как крупного бизнесмена и инвестора - он владел частью российского «Лукойла» и «Лукойла-Белоруссия» и входит в ТОП-100 самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси. Хорошо знают его и в авиационном мире: Валерий Гильмутдинович летает уже полвека!
- Первоначальную летную подготовку я получил после своего совершеннолетия в системе ДОСААФ, - рассказал «Комсомолке» Валерий Яляев. - Тогда летал на Як-18. Потом поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище, а после окончания служил на Крайнем Севере.
Дальше - военная командная академия противовоздушной обороны имени Жукова, освоение все новых типов самолетов - сверхзвуковых и дальних истребителей, перехватчиков. Яляев командовал отрядом, потом эскадрильей, потом полком, а позже стал начальником авиации 2-й отдельной армии ПВО СССР.
- Десять лет назад начальник центрального аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский предложил мне попробовать вертолет Ми-2, - вспоминает Яляев. - У летчиков к вертолетчикам всегда было предубеждение, мол, вертолеты - это не то… Но я попробовал - и изменил свое убеждение, мне очень понравилось. Здесь совершенно другое понятие о пилотировании. Как я говорю, для управления вертолетом нужно пять конечностей - две ноги, две руки и голова.
Бывший военный летчик и бизнесмен Валерий Яляев.
Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ
Валерий Яляев освоил на Ми-2 фигуры высшего пилотажа. Сейчас он единственный пилот, который в Беларуси может на Ми-2 крутить пируэты - на авиационном языке это называется воздушный фристайл.
Но собственного вертолета у Валерия Гильмутдиновича нет - он подарил его авиаклубу!
- Когда-то я купил у нашего авиаклуба списанный Ми-2, - поделился с «Комсомолкой» Валерий. - Восстановил его, поставил новый двигатель. Россияне предлагали за эту машину 450 тысяч долларов. Но я принял решение и подарил этот вертолет родному авиаклубу - все-таки я, как летчик-общественник, должен вносить вклад в развитие белорусской авиации.
Теперь Валерий Яляев приезжает на аэродром в Боровой по выходным - и летает в свое удовольствие. Заодно обучает вертолетным премудростям молодых курсантов.
Александр ЦЕНТЕР: «Летаю на собственном вертолете за границу по делам»
Глава группы компаний «А-100» Александр Центер входит в ТОП-50 самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси. Сеть автозаправок, строительный бизнес, наконец, собственный вертолетный клуб. В его распоряжении два американских вертолета Robinson. Желтый вертолет сейчас восстанавливают после аварии, которая произошла под Кобрином в марте, белый вертолет успешно летает.
- Еще десять лет назад вертолетное движение в стране поддерживалось исключительно системой ДОСААФ, - рассказал «Комсомолке» Александр Центер. - На советских вертолетах Ми-2 там готовят пилотов для вооруженных сил, проводят обучение для частников и организуют вертолетные экскурсии. Первой частной компанией, которая смогла себе позволить вертолет, стала «Табак-Инвест» (ей принадлежит табачная фабрика, сеть гипермаркетов «Корона» и «Замок», загородный Robinson Club. - Ред.). В 2006 году они первыми привезли в Беларусь вертолет Robinson и много сделали для популяризации вертолетной деятельности у нас. Мы это движение продолжили.
Начинал Александр Центер все с того же ДОСААФ:
- Когда-то я в качестве курсанта занимался у них на Ми-2, отлетал необходимую программу, - вспоминает Александр Львович. - Примерно в те же годы я прошел вертолетные курсы в Испании и узнал, что Robinson - это самый популярный и надежный вертолет малого класса. Его и решили взять.
Глава группы компаний «А-100» Александр Центер.
Фото: Геннадий МОЖЕЙКО
Свой первый вертолет компания «А-100» купила два года назад. С доставкой и растаможкой Robinson обошелся в 650 тысяч долларов. Его привезли почти собранным - в двух контейнерах.
- С тех пор мы открыли собственный вертолетный клуб, проводим подготовку пилотов, организовываем обзорные экскурсии, оказываем услуги аэротакси и даже помогаем медикам быстро перевозить донорские органы.
В августе прошлого года «А-100» купила второй Robinson - тот самый, принадлежавший «Табак-Инвесту». Александр Центер активно летает сам:
- Любой полет - это всегда интересно. Часто сверху вижу животных - лосей, кабанов, оленей. Интересно летать в районе линии Сталина - с вертолета хорошо прослеживается цепочка ДОТов. Интересно пролететь над водными просторами - например, над Припятью, или меловыми карьерами под Красносельском - так называемыми белорусскими Мальдивами.
- И часто летаете?
- Примерно несколько раз в неделю получается полетать. Иногда просто ради удовольствия, иногда по делам. Не только по Беларуси - летаю и в Вильнюс, и в Таллинн, в прошлом году долетел до Ла-Манша и облетел почти всю Европу.
- То есть если вам нужно срочно по делам, скажем, в Брест, Москву или Вильнюс - вы летите на вертолете?
- К сожалению, со срочностью дела в Беларуси пока обстоят не лучшим образом. Дело в том, что минимум за день нужно подать заявку, получать разрешение, только потом можно лететь. Это называется разрешительная система - во всем мире себя изжила, а у нас пока существует. Даже в России уже три года как ее отменили - и начался бум самых разных авиационных активностей. Мы к этому идем, но, к сожалению, очень медленно.
По мнению Александра Центера, стране необходим уведомительный принцип:
- Это когда перед взлетом ты объявляешь о себе. И другие участники воздушного движения тебя слышат и понимают. Добросовестный пилот так и сделает - это элемент безопасности.
БУДЬ В КУРСЕ!
Получить права на вертолет стоит 25 тысяч долларов
Сперва нужно пройти врачебно-летную комиссию. Потом отслушать 178 часов теории и сдать экзамен - на это уходит два-три месяца. Потом приступать к летному обучению - минимум 42 летных часа.
- Всего получается около 25 тысяч долларов, - говорит Александр Центер. - Во-первых, это не дешево, а во-вторых, это отнимает много времени, ведь надо учиться, вспоминать школьный курс физики, аэродинамики.