2015-09-01T15:30:48+03:00
КП Беларусь

Мое открытие Америки. Часть 2

Продолжение моих сумбурных впечатлений от знакомства с системой образования США [фото]
Поделиться:
Изменить размер текста:

Мое открытие Америки. Часть 1.

- Что вы хотите посмотреть в Америке? - спросили меня в посольстве США перед поездкой, которую организовывал Госдепартамент по программе международных визитов.

- Школы, университеты, музеи науки, - ответ был для меня очевиден.

- А фаблабы, техшопы и мейкаспейсы?

- Да, это интересно, - сказал я после неловкой паузы, во время которой я пытался перевести незнакомые слова на русский язык.

Техшоп и стартапы

Нас привезли в какой-то торговый центр около станции метро на окраине Вашингтона. Рядом с магазинами одежды, обуви и кафе располагался большой павильон с вывеской TECHSHOP. Перед тем как войти, мы прошли инструктаж по технике безопасности и расписались. В помещениях павильона, а точнее цеха, мы увидели всевозможные самые современные станки, 3D-принтеры и компьютеры с соответствующим программным обеспечением. Честно говоря, я слабо разбираюсь в технике и технологиях, но я видел то сильное впечатление, которое производило оборудование лабораторий на Сергея Романюка (доцента БНТУ, начальника управления высшего образования Министерства образования) и соучредителя академии «ШАГ» Андрея Чупикова. Как нам сказали, стоимость всего этого оборудования была немного больше миллиона долларов.

Техшопом в Вашингтоне руководят две молодые, но очень образованные девушки. Фото: автора.

Техшопом в Вашингтоне руководят две молодые, но очень образованные девушки. Фото: автора.

Если я правильно понял, то любой человек, который хочет здесь что-нибудь сделать своими руками, должен пройти курс обучения работы на станках и стать членом некой ассоциации с членским взносом 100 долларов в месяц (есть возможность сделать только один проект по отдельному тарифу, не становясь членом ассоциации). Техшоп, в котором мы находились, являлся частью сети аналогичных мастерских (fab lab) и был открыт круглосуточно. Среди партнеров этого предприятия и Пентагон, и магазины «Сделай сам», и автомобильные гиганты, и вузы. Интересно, что в техшопе постоянно проводятся «уроки труда» для подростков.

Мы посмотрели проекты и работы, которые выполняли члены данного клуба: одноместный самолет, велосипед для перевозки крупногабаритной бытовой техники, складные байдарки для водных походов (их можно было сразу купить). Кто-то с помощью специальной программы кроил особенные шторы, кто-то паял платы для измерительных приборов. Еще несколько человек пришли сюда, чтобы изготовить какую-то деталь, которая им понадобилась в домашнем хозяйстве.

Народа в мастерских было немного, но нам предложили приехать еще раз в выходной день и посмотреть, как проходит уикенд-стартап. Я слышал, что в Минске тоже есть уикенд-стартапы, но их иногда в шутку называют «стартап на гриле», так как они часто проходят в кафе, где за чашкой кофе или шашлыком авторы идей пытаются уговорить инвесторов вложить деньги в их проект. «Бывает и так: дайте мне миллион, плюс мне нужен офис с оргтехникой, программист, бухгалтер и секретарь, но я вам не скажу, что я придумал и как буду идею реализовывать, иначе моей идеей воспользуются другие», - рассказывал мне один из участников таких мероприятий.

В субботу техшоп, действительно, был забит командами стартаперов. Одна команда делала систему поиска товаров для покупателя, который пришел в торговый центр с большим количеством магазинов, другая делала рюкзак для любителей покурить кальян (или еще что-нибудь), не привлекая внимания окружающих. Возраст многих стартаперов был далеко не юношеским. Я обратил внимание на команду, средний возраст которой был, по моим оценкам, лет 60+. Вместо рыбалки или шахмат в сквере мужики придумывли проект на миллион долларов, если получится. А если не получится, то просто получали удовольствие от жизни.

Организатором уикенд-стартапа оказался бывший житель Витебска, который занимался этой работой как хобби. Основная работа его самого и практически всех участников напрямую не связана со стартапами. Но благодаря общим интересам у членов этого клуба появлялись полезные знакомства, связи. Достаточно часто стартаперы находили более интересную работу, тем более что между столами ходили эксперты - бизнесмены и ученые, которые оценивали реалистичность внедрения и инвестиционную привлекательность проекта. Мы тоже переходили от одной команды к другой, с умным видом задавали вопросы о цели и способе реализации проекта. И всегда получали подробный ответ.

Совершенно иначе была организована презентация студенческих стартапов в одном из университетов Кливленда. Студенты, надеясь заинтересовать инвесторов, представляли уже готовые проекты. Всего было представлено восемь проектов. Одна из команд создала портативное устройство, которое спортсмены могут вкладывать в кроссовки для того, чтобы обувь сразу после тренировки высыхала и проветривалась. «После занятий спортом вы редко сразу же едете домой. И ваша обувь парится в сумке еще несколько часов. Мы надеемся, что наш проект заинтересует крупных производителей спортивной обуви». Еще один проект заключался в попытке создать окна, которые одновременно будут солнечными батареями. По крайней мере, некий полупрозрачный материал, неоднородный по толщине, был представлен, и прототип окна, сделанный из этого материала, можно было использовать как небольшую солнечную батарею. А еще одна команда создала материал (некий аналог лакмусовой бумаги), из которого можно изготавливать тонкую поверхность женских гигиенических средств. Вместо того чтобы сдавать анализы, связанные с гинекологическими исследованиями, женщина сможет сдать на анализ эту «бумагу». По мнению авторов проекта (а это был исключительно мужской коллектив), реализация их идеи сэкономит женщинам кучу времени, а главное, уменьшит психологические переживания, связанные с процедурой взятия анализов.

Студенты предлагают делать окна - солнечные батареи. Уже разработано несколько типов такого стекла. Фото: автора.

Студенты предлагают делать окна - солнечные батареи. Уже разработано несколько типов такого стекла. Фото: автора.

Артлабы, фаблабы

Насколько я понял, в большинстве американских музеев постоянно проводятся занятия для детей разного возраста. По крайней мере, во всех музеях, где мы побывали за три недели, такие занятия проходили. Артлаб в Музее современного искусства Вашингтона оказался современным Домом пионеров. Сюда приходят тинейджеры, чтобы попытаться реализовать свои творческие способности. Например, научиться делать кино, получив азы профессии оператора, звукорежиссера, монтажера и другие. В процессе учебы снимаются и монтируются короткометражные фильмы. Есть еще группы по изучению веб-дизайна, по созданию 3D-портретов, 3D-карт местности и… Всего я не запомнил. Занятия в артлабе бесплатны. Директор музея сказал нам, что они стараются привлечь к занятиям подростков из неблагополучных семей.

3D-головы руководителей артлаба, сделанные тинейджерами. Фото: автора.

3D-головы руководителей артлаба, сделанные тинейджерами. Фото: автора.

В одном из университетов Кливленда мы зашли в fab lab, который был оборудован приблизительно так же, как Техшоп, который мы видели в Вашингтоне: лазерные резаки, 3D-принтеры, разнообразные станки и оборудование. Как я понял, в этой лаборатории, которая работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю, можно было изготовить практически все, что угодно. Меня поразило то, что любой человек - не обязательно студент или сотрудник университета - может прийти в эту лабораторию со своими материалами и бесплатно, используя все оборудование, сделать все, что ему потребовалось.

Зачем этому человеку понадобился молоток, изготовленный на 3D-принтере, я не понял. Фото: автора.

Зачем этому человеку понадобился молоток, изготовленный на 3D-принтере, я не понял. Фото: автора.

Fab lab университета города Рино (штат Невада) доступен только студентам и преподавателям этого университета и только за плату, пусть и незначительную. В этой лаборатории студенты выполняют курсовые и дипломные проекты. Например, они разработали нечто похожее на Google Glass.

Такие очки раньше были только у Терминатора. Фото: автора.

Такие очки раньше были только у Терминатора. Фото: автора.

В робототехнической лаборатории этого же университета мы познакомились с прототипами гуманоидов - человекоподобных роботов, которых учат общаться с людьми. Кроме гуманоидов в лаборатории придумывали и создавали всевозможные дроны (беспилотные летающие роботы). Лабораторией руководит 33-летний доктор наук (в переводе на нашу систему ученых степеней) из Германии, а его команда немного напоминает героев сериала «Теория Большого взрыва». Мы пытались общаться с роботами: здоровались, разговаривали, задавали дурацкие вопросы, делали селфи, а также пытались поездить на роботах и даже потанцевать с ними. Судя по тому, что создатели роботов не сильно удивлялись нашему поведению, я понял, что они уже привыкли к тому, что гости их лаборатории, как правило, неадекватны.

Рассказывает и показывает руководитель лаборатории по изготовлению роботов. Фото: автора.

Рассказывает и показывает руководитель лаборатории по изготовлению роботов. Фото: автора.

С.Романюк не удержался от фото с роботом. Фото: автора.

С.Романюк не удержался от фото с роботом. Фото: автора.

Знакомство с маленьким гуманоидиком. Фото: автора.

Знакомство с маленьким гуманоидиком. Фото: автора.

Большой гуманоид. Фото: автора.

Большой гуманоид. Фото: автора.

Гуманоид открыл мне свои объятия. Фото: автора.

Гуманоид открыл мне свои объятия. Фото: автора.

Еще больше материалов по теме: «Евгений Ливянт: мнение репетитора»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также