2016-08-24T02:00:42+03:00
КП Беларусь

Выпускники вузов: «Диплом есть, а ты чего-то не знаешь. Неприятно!»

Опытные студенты советуют первокурсникам, что нужно сделать, чтобы не разочароваться в учебе в университете
Поделиться:
Выпускники вузов: «Диплом есть, а ты чего-то не знаешь. Неприятно!»
Фото: Дарья ДАНИЛЕВИЧВыпускники вузов: «Диплом есть, а ты чего-то не знаешь. Неприятно!» Фото: Дарья ДАНИЛЕВИЧ
Изменить размер текста:

Первые дни в университете для вчерашних школьников полны радужных надежд: впереди столько интересного! А к выпускному курсу оказывается, что что-то важное было упущено в самом начале учебы. «Комсомолка» узнала, о чем жалеют выпускники.

«НЕ СДАЛ ИСТОРИЮ БЕЛАРУСИ - ПОТЕРЯЛ СТИПЕНДИЮ»

- Два месяца назад я стал одним из первых выпускников специальности «Электронные системы безопасности», - рассказывает бывший студент факультета компьютерного проектирования БГУИР Никита. - Изначально я выбрал другую специальность - «Техническое обеспечение безопасности». Но когда мы пришли подавать документы, передумали: это же точь-в-точь, что мне нужно, потому что это то, чем занимается мой папа! А идея его работы всегда мне нравилась.

От университета я ждал, чтобы преподаватели объяснили, что делать рационально, а что нет, чтобы научили приемам и секретам. Но потом я понял, что прикладные навыки вряд ли получу, для этого нужно было идти в колледж. Так что мне по-настоящему было жалко времени на лекции: я много учил, когда готовился к защите лабораторных, а вопросы в методичке были составлены так, что охватывали весь материал. К экзаменам я был готов! Пересдача была только один раз, на истории Беларуси: у меня спросили, когда Александр Лукашенко стал президентом. Я назвал год, а число забыл - и все, не видел стипендии четыре месяца.

Жалею, что во время учебы был неинтересен предмет «Программируемые цифровые устройства и системы безопасности»: у нас не было ни учебников, ни методичек - ничего. Сейчас мне кажется, он мог бы быть полезен. Так же жалко «Проектирования электронных систем безопасности»: вел его хороший, но снисходительный преподаватель, поэтому все забивали. А ведь это наиболее приближенный к нашей специальности предмет, очень важный. Жалко времени на предметы, которые дублировались: на первом курсе у нас была «Техническая механика». Отличный, нужный предмет! Но потом было еще два, абсолютно его дублирующих. Суть их была в том, чтобы повторить «Техническую механику» - и те, кто прошел ее на первом курсе, только время потратили.

Мне хотелось бы создать умный дом: входишь, подносишь чип NFC от телефона - и включается свет, музыка, кондиционер. А потом идешь в ванную - свет в прихожей гаснет и загорается над раковиной. Но в университете я об этом ни слова не услышал. Да и практика показала, что в жизни все не так красиво. В Беларуси это просто невозможно: разрешено ставить только сертифицированное российское и белорусское оборудование, так что максимум, который можно себе позволить, - это охранная и пожарная сигнализации, которые срабатывали бы, пока тебя нет дома. Шаблонные ситуации, а мне хотелось бы более творческих задач и разработки интересных решений.

Поэтому первокурсникам я советовал бы по возможности подрабатывать по специальности уже во время учебы. И еще что-то параллельно учить, чтобы после выхода из университета не чувствовать, будто что-то сделал, но куда-то в пустоту. Да, университетские знания важны, это фундамент, но все равно неприятно осознавать, что после окончания университета ты все равно не до конца разбираешься в своей специальности.

«ВОПРОСЫ К УНИВЕРСИТЕТСКИМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ У МЕНЯ ПОЯВИЛИСЬ ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ»

- По специальности («Бухгалтерский учет, анализ и аудит») я пошел по маминым стопам, а БНТУ выбрал, чтобы не рисковать, - рассказывает Максим, выпускник факультета технологий управления и гуманитаризации БНТУ. - На ЦТ я набрал совсем немного баллов - 199. В БГЭУ в год моего поступления это была почти нижняя планка, зато для БНТУ оказалось более чем достаточно. Когда я шел в университет, считал (наверное, как и все абитуриенты), что с дипломом на руках у меня будет достаточно знаний, чтобы сразу же после окончания начать работать. Однако на деле хоть что-то стоящее я нашел только через четыре месяца: меня без опыта взяли на вакансию бухгалтера с зарплатой в 5 миллионов и согласились обучить.

Самыми полезными предметами во время учебы оказались те, которые непосредственно относились к моей специальности. Например, тот, где мы учились работать с бухгалтерскими программами, - только благодаря этому я хоть как-то приспособился к работе. Но вообще в университете было чересчур много предметов, которые я сдал и забыл. Например, философия: нагромождения фраз и терминов, которые никто не понимал и просто заучивал.

Если бы я попал в университет сейчас, то стал бы задавать преподавателям конкретные вопросы по работе. Ведь как все обычно происходит? Преподаватель читает лекцию и спрашивает, у кого есть вопросы. Но их нет. Какие могут быть вопросы, если реально с этими проблемами никто пока не сталкивался? Ты все выслушал, вроде бы понял, сдал экзамен, получил хорошую оценку и остался уверен, что что-то знаешь и можешь работать. Но на практике это не совсем так: далеко не каждый работодатель хочет брать молодого специалиста, потому что им нужны реальные навыки и опыт, а не сухая университетская теория.

Так что я жалею, что не начал искать подработку по специальности в свободное от учебы время. Хотя бы пара часов после занятий очень помогла бы. Или, возможно, стоило бы поступать на заочное и одновременно работать, чтобы получать опыт и немного зарабатывать. Но неизвестно, было бы лучше или нет: на собеседованиях я увидел, что многим работодателям принципиально, чтобы у сотрудника было дневное образование.

А тем, кто сейчас готовится поступать на первый курс, стоит поговорить с выпускниками или студентами этого университета. Многие так делают: раньше старшеклассники частенько писали мне в соцсетях с просьбой рассказать о вузе. И это правильно: чтобы не было неприятных сюрпризов, нужно заранее максимально узнать и об учебе, и о том, что ждет вас после окончания университета.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

ПСИХОЛОГ: «ИСКАТЬ СЕБЯ ДО 29 ЛЕТ – СОВЕРШЕННО НОРМАЛЬНО»

- Разочарование в учебе - последствие нескольких явлений, одно из них чрезмерное напряжение от ожиданий, - объясняет директор Центра успешных отношений, психолог Елена Дубовик. – Истоки этой проблемы кроются в высоких социальных требованиях и длительном нагнетании напряжения: чуть ли не с первого класса ребенку начинают говорить, как важно поступить в университет, а уже с пятого нанимают репетиторов. Когда ребенок на протяжении многих лет слышит, насколько это важно, поступление приобретает большую ценность, и если ожидание не совпадает с реальностью, то наступает разочарование.

17-18 лет – возраст, когда зрелость еще не наступила. Европейские исследователи говорят, что ювенальный возраст длится до 29 лет, и искать себя в этом возрасте – совершенно нормально. Выполнение социальных стандартов («закончил школу – сразу поступил в университет») не может вызвать чувство удовлетворения. Оно может появиться, только если человеку по-настоящему нравится заниматься тем, что он делает.

Когда выбираете профессию, нужно полагаться на индивидуальность, которая проявляется в способностях и желании (это мне нравится!) и непременно пробовать. Подумать «быть программистом – это круто» недостаточно. Полезно разузнать об этом больше и подводные камни в том числе: найти знакомых программистов, пообщаться с ними, сходить к ним в офис и погрузиться в атмосферу, чтобы не было иллюзий.

После поступления стоит устроить праздник и отметить достижение. Ведь все многолетние усилия абитуриента связаны с таким сильным нервным напряжением, что он не всегда может этому радоваться. Но если поступить не удалось, ругать и отчаиваться не стоит: значит, не время и нужно попробовать еще раз или что-то другое.

- А если только на первом-втором курсе понимаешь, что все это не то?

- Важна осознанность. Студент должен определить, какие у него цели в процессе обучения. Например, «Найти хорошую работу после окончания обучения». Для этого нужен диплом и знания. Значит, появляются две новых цели – «Получить знания» и «Получить диплом». И это хорошие цели!

- А если учиться скучно?

- В университете и взрослой жизни не все очень-очень интересно. Если какой-то предмет скучен, значит, стоит заниматься дополнительно и искать материалы не только по программе. Если сами организовываете процесс, контролируете его и добиваетесь результатов, вы будете удовлетворены. Жаловаться, что неинтересно - это безответственная не взрослая позиция. Нужно понимать, что ответственность всегда лежит на самом человеке: если не включать волю, то получить результат будет очень трудно. Может помочь психолог или смена образования, но подходить к повторному выбору нужно будет гораздо более вдумчиво.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также