2016-08-24T01:58:37+03:00
КП Беларусь

Пинчанин "оживляет" утраченные архитектурные памятники

Как бы могли выглядеть сейчас взорванные в период «воинствующего атеизма» храмы можно увидеть на специальных фотоколлажах [фото]
Поделиться:
Как могла выглядеть Фара Витовта в Гродно. Фото: из личного архива. Оригинальное фото: C.ПлыткевичКак могла выглядеть Фара Витовта в Гродно. Фото: из личного архива. Оригинальное фото: C.Плыткевич
Изменить размер текста:

Рассматривая современные цветные фотографии, куда с ювелирной точностью вписаны утраченные памятники, кажется, что это вовсе не монтаж, а реальные снимки. Но, к сожалению, жизнь взорванных храмов продолжается только на этих фотографиях. Конечно, идея подобных коллажей не нова. И раньше гродненские энтузиасты пытались совместить безвозвратно ушедшее прошлое и настоящее. Но именно пинчанин Александр Невар добился поразительной точности в своих работах.

А это вид на Фару с улицы Замковой в Гродно. Фото: из личного архива

А это вид на Фару с улицы Замковой в Гродно. Фото: из личного архива

- В осуществлении задуманного самое тяжелое вовсе не подобрать масштаб, ракурс, или смоделировать, а найти достоверные исторические материалы того времени в виде обмерных чертежей, фотографии того времени, плюс дополнительные материалы в виде рисунков, гравюр.

Так могла выглядеть Фара Витовта в Гродно. Фото: из личного архива

Так могла выглядеть Фара Витовта в Гродно. Фото: из личного архива

И только потом можно приступить к реализации собственно 3D-модели. - Это лишь технические аспекты и дело времени и, конечно, отношения к своей работе и конечному результату. Архитектор по образованию, Александр работал в проектных организациях, непосредственно связанных с реставрацией и реконструкцией объектов в Бресте и Брестской области. Наверное, именно тогда зародилась идея попробовать сделать первые 3D-модели разрушенных храмов.

Советская площадь в Гродно могла бы иметь совершенно другой вид. Фото: из личного архива

Советская площадь в Гродно могла бы иметь совершенно другой вид. Фото: из личного архива

- Сейчас моя работа не связана с реставрацией, а свои увлечения среди коллег по работе особо не афиширую. Для меня это в первую очередь творческое самовыражение и привлечение внимания к нашему утраченному архитектурному наследию. Да, и 3D-графика это не совсем хобби. Сама идея подобного монтажа, конечно же, не новая. Фотоколлажи широко применяются для проектов, где надо вписать новое здание в уже существующую окружающую застройку. По умолчанию предполагается, что проектировщик должен уметь выразить и воплотить свои идеи. В том числе и таким наглядным способом.

- Гродненцы были в восторге, когда увидели «реконструкцию» Фары Витовта, храма, который был взорван в 60-е годы... - Фара Витовта не первый "оживший" в современных фотографиях памятник архитектуры. До этого я "виртуально восстановил" костел святого Станислава с похожей судьбой в Пинске. Костел ранее считался крупнейшим католическим храмом во всем Великом княжестве Литовском: кресты его возвышались примерно на высоте 9-этажного дома, а в комплекс монастыря иезуитов входил еще и коллегиум, сохранившийся до наших дней. К сожалению, в 1953 году костел был взорван "в связи с тем, что здание по своему техническому состоянию не может быть восстановлено для использования под культурно-бытовое помещение, а также не является архитектурным памятником". Так было написано в официальном решении совета местного исполкома.

- Почему ты выбрал именно эти храмы? - И с Гродно, и с Пинском меня связывают множество ниточек — отсюда мои предки, а в будущем также хотелось бы внести свой вклад и для моей малой родины — Витебщины. Что касается Фары Витовта, то этот храм является своеобразным символом всего утраченного наследия Гродно.

А вот площаьб в Пинске могла выглядеть так, если в 1953 году там не взорвали костел. Фото: личный архив

А вот площаьб в Пинске могла выглядеть так, если в 1953 году там не взорвали костел. Фото: личный архив

- Почему для гродненской Фары ты выбрал именно такой вид? Ведь храм со временем менялся и много перестраивался... - Визуализация Фары Витовта - это гипотетическая реконструкция на период 1586-1793 годов, основанная на наиболее ранних сохранившихся изображениях этого храма. Это и гравюра Маковского 1600 года, обмеры 1802 года после пожара и до перестройки католического храма в православный Софийский собор. Даже первая перестройка кардинально не изменила образ храма, добавив лишь черты классицизма. В таком виде собор зарисовал Наполеон Орда, а также примерно год назад два энтузиаста выполнили первую гипотетическую графическую реконструкцию.

Костел святого Станислава был крупнейшим в ВКЛ. Фото: из личного архива

Костел святого Станислава был крупнейшим в ВКЛ. Фото: из личного архива

В своих фотоколлажах, которые уже видели гродненцы в интернете, я попытался изобразить его в том виде, в котором он был первоначально возведен из камня, а не в том, который приобрел в ходе последующих перестроек и реконструкций.

Еще больше материалов по теме: «Гродно: новости»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также