Общество

Министерство образования: «Разговоры о том, что на физкультуре не нужно ставить отметки, идут давно и достаточно бурно»

Родители беспокоятся за детей, которые перенапрягаются на физкультуре
Министерство образования: «Разговоры о том, что на физкультуре не нужно ставить отметки, идут давно и достаточно бурно»

Министерство образования: «Разговоры о том, что на физкультуре не нужно ставить отметки, идут давно и достаточно бурно»

На прошлой неделе в минских школах за 4 дня произошло две трагедии: на уроках физкультуры умерли девочки-подростки. 19 сентября - 13-летняя девочка на дополнительных занятиях по физкультуре, а 23 сентября - пятиклассница, которая занималась по отдельной программе по медицинским показаниям.

Сразу после происшествий врачи посоветовали детям не перенапрягаться на физкультуре, но тренера и учителя физкультуры против: они считают, что современные дети очень мало двигаются и к подростковому возрасту успевают собрать букет болячек.

- Теперь дети стали меньше заниматься физкультурой, - говорит тренер Брестского центра олимпийского резерва по гребле с более чем 25-летним стажем Александр Попенко. - Мы ездим по району, отбираем в спортивную секцию. Берем на карандаш 100 человек, они проходят обследование в диспансере спортивной медицины - и практически 50% отсеивается. Сколиоз, проблемы со зрением - уйма разных проблем… Сейчас очень мало абсолютно здоровых детей.

Однако минчане всерьез беспокоятся за судьбу своих детей. Родители учеников из подготовительной группы объясняют свой страх: они не хотят, чтобы дети рисковали своим здоровьем ради высоких отметок.

- Зачем ставят оценки на физкультуре? - задала вопрос минчанка Полина на онлайн-конференции belta.by с представителями министерства образования. - Страшно от новостей, что дети умирают в школе. Врачи советуют не бегать через силу ради оценки. Не лучше ли сделать физкультуру просто уроком, на котором бы дети активно проводили время, играли? А за посещение ставили зачет либо незачет в четверти.

- У нас сегодня два урока физкультуры и один час здоровья и спорта, - ответила начальник управления общего среднего образования Светлана Уклейко. - Последний введен несколько лет назад, чтобы повысить двигательную активность - поиграть, научиться играть в волейбол, баскетбол (хотя эти элементы есть и в учебной программе). Что касается самого урока физической культуры, не скрою: разговоры о том, что этот предмет надо сделать безотметочным, идут давно и достаточно бурно обсуждаются у нас и в Министерстве спорта и туризма. Пока мы не пришли к окончательному мнению.

Если у ребенка подготовительная группа, это означает, что определенные виды деятельности он просто не выполняет, - объясняет чиновница. - Соответственно учитель, у которого в обязательном порядке должны быть сведения о состоянии здоровья, эти виды деятельности не предусматривает, и ребенок определенные нормативы не сдает. Во-вторых, десятибалльная система предусматривает отметки от 1 до 10, и они все положительные. Пробежал ребенок в свою силу - и получил не 10, а 8. Наверное, в этом никакой проблемы нет. Мы в ближайшее время очень серьезно будем анализировать этот вопрос и изучать состояние вообще организации образовательного процесса и по физической культуре в целом по республике, обязательно к этому вопросу еще вернемся.

Позицию учителей физкультуры поддержал ректор педагогического университета Александр Жук.

- Мы реагируем на какие-то частные вещи. Если посмотреть системно, мы должны формировать культ здорового образа жизни. У нас есть замечательные примеры в стране, как к спорту относится государство и его руководство. Надо, чтобы в семьях с самого раннего детства дети занимались физкультурой, чтобы так же, как почистить зубы и умыться утром, было сделать зарядку. Не обязательно ставить оценки за нормативы, но двигательная активность должна присутствовать. Сегодня серьезно влияют компьютеры, интернет. Дети постоянно сидят за ноутбуками и в смартфоне. Их надо выводить из этой ситуации и заставлять больше двигаться, придумывать различные игры.