Происшествия

Версия: А-321 над Синайским полуостровом погиб из-за взрывной разгерметизации

В «Когалымавиа» заявили, что самолет начал разрушаться в воздухе из-за внешнего воздействия
Генеральный директор авиакомпании "Когалымавиа" Александр Снаговский на пресс-конференции.

Генеральный директор авиакомпании "Когалымавиа" Александр Снаговский на пресс-конференции.

Фото: РИА Новости

Пресс-конференция в офисе авиакомпании «Когалымавиа» началась с соболезнований руководства компании родственникам погибших. Напомним, жертвами катастрофы рейса Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург стали 224 человека, в том числе и экипаж судна.

К журналистам вышли генеральный директор компании Александр Снаговский, зам генерального директора по организации лётной работы Александр Смирнов и зам гендиректора по инженерному обеспечению Андрей Аверьянов. Но Снаговский сразу после вступительного слова ушел: в компании в настоящее время поводятся сразу две проверки - Росавиации и Ространснадзора.

Встреча шла почти час в небольшом душном помещении. Всех журналистов волновал единственный вопрос: была ли у самолета техническая неисправность? В частности, речь шла о пресловутой усталостной трещине.

- Действительно, когда самолет эксплуатировался авиакомпанией «Ливанские авиалинии», в 2001 году при посадке в Каире он получил повреждение хвостовой части - тейл-страйк, - рассказал Андрей Аверьянов. - После этого воздушное судно некоторое время стояло на земле. Сначала был сделан временный ремонт для перелета самолета в Тулузу на завод «Эйрбас», а там в ноябре 2001 года был выполнен постоянный ремонт. Так как все было сделано самим производителем в соответствии со всей документацией, сомневаться в том что данное событие повлияло на характеристику воздушного судна, не приходится. Более того, в марте 2014 года проводилась очередная проверка на развитие усталостных трещин, ничего выявлено не было.

По словам руководителей компании, во время полета произошла взрывная разгерметизация.

По словам руководителей компании, во время полета произошла взрывная разгерметизация.

Фото: РИА Новости

- Но если вы утверждаете, что самолет был исправен, то при каких условиях он мог развалиться в воздухе?

- Нет таких отказов двигателей или системы, которые могли бы привести к тому, чтобы самолет разрушился в воздухе, - объяснил журналистам Александр Смирнов. - Да, при трагическом стечении обстоятельств, когда отказывают сразу несколько систем, может произойти катастрофа. Но в таком случае самолет разрушится от удара о землю. В воздухе самолет разрушиться не может. Если не брать фантастические версии, теоретически это может произойти, если борт вышел на большие перегрузки. Но А-321 - это очень надежный самолет, в законы управления которого внесены так называемые защиты. Они не дадут выйти самолету на большие перегрузки даже при грубой ошибке техники пилотирования. Поэтому единственной объяснимой причиной разрушения самолета в воздухе может быть определенное техническое или механическое воздействие на воздушное судно.

- Теракт?

- Давайте не будем гадать, а дождёмся результатов расследования.

- Но вы же все равно между собой обсуждаете случившееся...

- Да, но это наше субъективное мнение. Оглашать его не имеем права, - отрезал Смирнов.

- Но есть информация, что якобы экипаж жаловался египетским техникам на проблемы с двигателем.

- Я со всей ответственностью говорю, никакие египетские техники к нашим самолетам не подходят, - заявил зам гендиректора Аверьянов. - Наши самолеты обслуживаются только нашими специалистами. В том числе, в Шарм-эль-Шейхе 30 октября наш самолет обслуживался только нашими специалистами. Египетский персонал осуществляет только наземное обслуживание. Мы представили в следственный комитет бортжурналы за последние пять полетов. Ни одного замечания от экипажей ни по каким системам не было. Экипаж, совершавший перед этим рейс на роковом А-321 из Самары, тоже давал показания следователям о том, что никаких проблем с воздушным судном не было. Ведущий инженер обслуживающий самолет 30-го числа, сказал, что замечаний не было. Командир, который вылетел в тот злополучный рейс, никаких замечаний в бортжурнале перед вылетом не оставил. Кроме того, самолет вылетел точно по расписанию. Это говорит о том, что экипаж не предпринимал никаких лишних действий или процедур. А 26 октября в Домодедово оба двигателя воздушного судна прошли бароскопический осмотр и не было выявлено никаких повреждений газовоздушного тракта обоих двигателей. Все документы переданы в СК и в Росавиацию.

- В октябре я совершал рейсы на этом судне в качестве командира экипажа и самолёт был в отличном техническом состоянии, - добавил Смирнов.

Экипаж разбившегося Аэробуса Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

Экипаж разбившегося Аэробуса Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

- С чем связано резкое падение скорости самолета?

- Пока черные ящики не расшифрованы, ничего сказать нельзя. Программа Флайтрадар свидетельствует, что за минуту произошло торможение самолета на 300 км в час с одновременной потерей высоты 1,5 км. В таком режиме самолет летать не может. Это значит, что он находился в неуправляемом полете. Самолет не летел, а падал. Видимо, к этому моменту он получил значительные конструктивные повреждения, которые не позволили продолжать полет. И, видимо, в связи с этим экипаж полностью потерял работоспособность. Именно этим можно объяснить то, что не было ни одной попытки выйти на связь и доложить об аварийной ситуации на борту. В салоне произошла взрывная разгерметизация (см. «Комментарий специалиста»). Для находящих внутри людей это была колоссальная перегрузка.

- Сейчас появилась информация о задолженности авиакомпанией заработной платы перед своими сотрудниками...

- Задолженность есть. Но в разумных пределах. Это связано с экономической ситуацией на рынке. Ситуация решается. Все сотрудники относятся к этому с пониманием. И никаким образом она не связана с произошедшей катастрофой и с безопасностью полетов.

- Будут ли выплачены компенсации пострадавшим?

- Безусловно, будут. Но мы расскажем об этом позже. Вопрос решается. Кроме того, все пассажиры были застрахованы.

- А как вы относитесь к заявлению ИГ (запрещённая в России террористическаяч организация, - Ред.) о причастности к трагедии?

- Ничего исключать нельзя, но то видео, что есть в Интернете, на наш взгляд, подделка. Но полеты над Синийским полуостровом мы прекратили сразу же. Этот же шаг предприняли и несколько мировых авиакомпаний.

Экипаж и пассажиры рейса "Кагалымавиа": Вспомним всех поименно...

ФОТОРЕПОРТАЖ

Катастрофа российского лайнера на Синайском полуострове: хроника трагедии

ОФИЦИАЛЬНО

Дмитрий Песков: Путин воспринял известие о катастрофе так же, как и все россияне

Пресс-секретарь президента попросил не спекулировать на трагедии

Глава Минтранса Максим Соколов, возглавляющий комиссию по расследованию авиакатастрофы в Египте, сегодня доложит Владимиру Путину первые результаты работы. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. (подробности)

- Соколов только что вернулся из Египта, за двое суток был проведен огромный объем работы, хотя говорить о том, когда будут первые итоги начатого расследования, рано, - сказал Песков.

КОММЕНТАРИЙ ИСЛАМОВЕДА

Синай - театр военных действий. И его начали облетать стороной

- Расположенный на крайнем юге Синая Шарм-Эль-Шейх - признанный мировой курорт, - говорит исламовед Роман Силантьев, - Но не надо забывать, что значительная часть полуострова (особенно центральные и северные районы) уже давно превратилась в место боев египетской армии и полиции с террористами.

Конфликт начался после революции 2011 года и продолжается до сих пор. Там действуют около полутора десятков различных экстремистских группировок, включая «Вилаят Синай» (это местное подразделение запрещенного в России «Исламского государства»), «Аль-Каиду», «Братьев-мусульман». Исламисты периодически устраивают теракты и нападения на египетских силовиков, израильских пограничников. Те отвечают рейдами и бомбардировками, против боевиков действует военная авиация. Полной безопасности полетов для гражданских воздушных судов над этой зоной нет.

Кстати, это частично признают и сами египетские власти , установив минимальную безопасную высоту полета над центром и севером полусотрова в 8 000 метров.

Иностранцы ниже 9000 там не летают. А часть даже отказалась от этого воздушного коридора. Немецкая Lufthansa, французская Air France, арабские Emirates и Flydubai, вторая по величине в Бельгии Jetairfly, британская Thomas Cook Airlines уже прокладывают обходные маршруты. До тех пор, пока не будут выяснены все обстоятельства трагедии. А может быть они уже что-то знают...

ВОПРОС ДНЯ

Что происходит с нашей авиацией?

Александр РОМАНОВ, бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов:

- Главная проблема - с управлением отраслью. У нас масса руководящих органов (Минтранс, Росавиация, Межгосударственный авиационный комитет и много других), и ни один из них не отвечает персонально за безопасность. И ни разу никого не наказали и не сняли. Может, это и грубо звучит, но я сравниваю управление нашей отраслью с управлением берлинским оркестром господином Ельциным. Маленьким авиакомпаниям тяжело выживать, как и маленьким фермерам, но они все равно должны быть. Потому что у людей должен быть выбор, должен быть бизнес. А если мы переведем все в один большой супермаркет, это убьет множество инициатив.

Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ:

- Раньше мы на 15 авиазаводах производили 1500 летательных аппаратов в год. А сейчас для себя ничего почти не делаем. Если у вас авиапарк возраста до 15 лет, там в два раза меньше аварий. Я в свое время Красноярский край проверял. И ахнул: 80 аэродромов было, 700 самолетов летало над этим гигантским краем. А сейчас три аэропорта осталось, берут чужих пилотов. Своих нет.

Алексей НОВОТОЧИНОВ, ветеран Военно-воздушных сил:

- Больше так жить нельзя - ходить и вздрагивать. Это большой вызов для нашей промышленности, потому что наше самолетостроение - это государствообразующая отрасль. Мы должны летать на новых самолетах, а не на старье. Мы толком и не знаем, на чем летаем. То, что самолет покрашен и внутри новые кресла, ни о чем не говорит - может, там баранов раньше возили. Старые самолеты по лизингу. Посмотрите на компанию Emirates Airlines - они летают только на новых самолетах, и люди не нервничают. Поле деятельности для аналитических силовых структур: теория управляемого хаоса как одна из форм гибридной войны начинает набирать обороты. Это не страшилка, а констатация факта. Есть целый рынок левых запчастей! Страшная болезнь - бардак.

Петр КАБАЙКИН, летчик гражданской авиации с 30-летним стажем, Волгоград:

- Во время моей работы было многое: и пожары, и двигатель отказывал. В наше время, а я с 1986 года не летаю, если случалась авиакатастрофа, собирали летный состав. И мы до мельчайших подробностей разбирались в трагедии, чтобы в будущем не допускать ошибок. Если трагедия произошла из-за неисправности - ответственность должны понести те, кто выпустил самолет в рейс, причем уголовную.

Гость № 7152, читатель сайта KP.RU:

- Кто в море не ходил и не летал российским секонд-хендом, тот по-настоящему не молился. Безопасность пассажиров пасует перед желанием бизнесменов набить карман.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Первые данные «черных ящиков» А321: экипаж не подавал сигнал бедствия

Египетские специалисты получили первые данные с бортовых самописцев российского самолета А321. Согласно им, экипаж лайнера не запрашивал у авиадиспетчеров аварийную посадку.

Расшифровка записей «черных ящиков» также позволяет говорить, что никакого внешнего воздействия на самолет оказано не было. Сообщает Рейтер со ссылкой на источник в египетской следственной группе (подробности)

ВЕРСИИ

Эксперт: Похоже, что экипаж боролся за контроль над самолетом

В «Когалымавиа» не верят, что самолет мог упасть по вине пилота или из-за неисправности. Мы попросили прокомментировать ситуацию в эфире Радио «Комсомольская Правда» Леонида Кошелева, члена правления Российской Ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов (подробности)

Пилот: Airbus - совершенная машина, не верю, что дело в технической неполадке

Российский пассажирский самолет Airbus-321 разбился в Египте утром 31 октября. На борту было 212 пассажиров (из них 17 детей) и 7 членов экипажа. Сообщается, что воздушное судно развалилось на две части. Основных версий авиакатастрофы две - техническая неисправность или теракт. Своим видением случившегося в эфире Радио «Комсомольская Правда» поделился наш слушатель, пилот Никита (подробности)