2016-08-23T18:31:35+03:00

Вячеслав Иноземцев: Нравится брать зрителя за глотку

Руководитель театра «ИнЖест» рассказал о самом интересном, что ждет зрителя на форуме «ПлаSтформа», который открывается уже сегодня в Минске.
Поделиться:
Комментарии: comments1
Вячеслав Иноземцев приглашает экспериментировать. Фото: madeinby.netВячеслав Иноземцев приглашает экспериментировать. Фото: madeinby.net
Изменить размер текста:

— В чем отличие четвертого форума экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа»?

— В этом году будет очень «мощный иностранный десант», в первую очередь от Польской платформы современного танца. Семь польских спектаклей пройдут на сцене театра белорусской драматургии и в Центре современного искусства (19-21 февраля). 21 февраля, в день закрытия фестиваля, выступит известная танцовщица Китт Джонсон из Дании.

С 15 по 18 вниманию зрителей будет представлена белорусская программа. Главная цель фестиваля — развитие искусства пластического театра в Беларуси. Раз в год мы дает людям площадку выступить, показать себя. Большинство белорусских спектаклей — это премьеры, лабораторные работы, эксперименты. Приглашаем зрителя принять в этом участие.

Организацией заниматься сложно. Театр вообще дело сложное и не дешевое. Тем более пластический, экспериментальный театр. В этом плане я как организатор иду на риск. Но фестивали должны быть разные, не все же время веселить: «Где ваши руки? Где ваши ноги?». Надо экспериментировать вместе с артистами, рисковать, думать. Для этого и есть «ПлаSтформа».

— Какова ваша целевая аудитория? Можете нарисовать портрет вашего зрителя?

— Скорее всего, это молодой человек интеллектуальной профессии или студент. Вообще я бы не ограничивал свою публику. На спектаклях «ИнЖест» видел людей, которые выпадают из привычного представления, схемы. Это или дети, или пожилые люди, рабочие. Часто встреча с ними даже более радостна, чем с профессионалами, которые чуть-чуть ограничены в своих восприятиях. Первые более наивны, открыты, легко воспринимают то, что им дают, а не рассматривают все через призму культурологических наслоений. Вторые часто приходят и видит не мой спектакль, а какой-то свой виртуальный, сыгранный у себя в голове.

Приглашаем всех. Просто надо быть открытыми, свободными, идти на эксперимент вместе с нами.

— То есть вам важны и ценители, улавливающие подтексты, и, грубо говоря, потребители?

— Иногда культурологический аспект мешает. Тут нет одной правды. Несомненно, нужно иметь культурный бэкграунд. Но иногда нужно себя отпустить, превратиться в ребенка ничего не знающего, не умеющего, не понимающего; нужно стать открытой чистой формой. Как говорят на Востоке, что-то налить можно только в пустой сосуд. Если он переполнен, то что ты туда нальешь?

— Думали, как раскрутить пластический театр в Беларуси? Грубо говоря, придумать свои «лабутены». Пусть и добавить что-то попсовое, но иметь больший охват. И надо ли это вообще?

— Я не мыслю такими категориями: как сделать себя популярным. Театру «ИнЖест» 35 лет. Всю жизнь я делаю то, что мне нравится. Если я чувствую, что тема крутая — она меня сама ведет. Пойду на любые жертвы и этот спектакль сделаю, даже если понимаю, что могу финансовом плане прогореть.

В этом и есть разделение искусства и попсы. Когда начинаешь думать «Как бы сделать повеселее и народу нравилось», то это, наверное, уже совсем другая профессия. Наверное, чтобы сделать себя популярнее, нужны люди, которые смогли бы это как-то подавать по-другому, как говорят, презентовать продукт.

Мы никогда не чурались яркости. Мне нравятся яркие спектакли, нравится брать зрителя за глотку. Но это никак не конфликтует с тем, что я говорил раньше. Это единая тема. Театр — для зрителя. Это же не так, что закрылся дома и делаешь спектакль для себя. Все равно это общение, воздействие. Но нельзя думать в таких категориях, мол, не дай Бог им что-то не понравится.

Спектакль "ДК Данс" будет показан в последний раз. Фото: соцсети

Спектакль "ДК Данс" будет показан в последний раз. Фото: соцсети

— Вы уже как-то обжигались, когда после спектакля «ДК Данс» возмущенная учительница написала жалобу в Министерство культуры, мол, безнравственно обнаженное тело на сцене показывать. Сложно каждый раз натыкаться на такое непонимание? С одной стороны вам надо расширять аудиторию, с другой — это искусство не для всех.

— Поэтому и есть «ПлаSтформа». Мы стараемся кАпать этим людям на мозги. Внутри «ПлаSтформы» есть образовательная программа. В этом году два польских критика рассказывали людям, как смотреть, понимать и писать о пластическом театре.

Насчет ожогов... Это уже другая история. Кстати, мы в последний раз покажем спектакль «ДК Данс» в Минске. Мы решили проститься со спектаклем, исполнив ритуал прощания. Кто не видел — пусть посмотрит 15 февраля в ДК Железнодорожников.

— Почему последний раз играете «ДК Данс»?

— Все-таки уже 15 лет спектаклю. Это немало. Иногда физически что-то делать сложно, я исполняю главную роль, там непростые вещи делаются. Да и есть ощущение, что все кто мог, уже посмотрел, свою зрительскую аудиторию спектакль исчерпал. Допустим, 10 тысячам в Минске это интересно и они уже «ДК Данс» увидели. Другим это пока неинтересно. А театр — это все-таки дело самоокупаемое. Я не могу что-то делать и платить все время из своего кармана. Все когда-нибудь происходит в последний раз. Поэтому со спектаклем, как и с человеком должен быть ритуал прощания.

К тому же надо открыть «ПлаSтформу» и сделать это круто. «ИнЖест» всегда открывал форум. Вот и откроем «ПлаSтформу», и закроем «ДК Данс».

Мы прощаемчя со спектаклем, хотя морально он не устарел. В нем есть такой уровень драматургии пластического театра, что еще неизвестно, появится ли в ближайшее десятилетие что-то похожее. И дело не в том, запрещали его или нет.

— Часто слышал такое мнение, что заграницей «ИнЖест» ценился бы гораздо выше. В наших же широтах вам приходится искать средства, поддержку, чтобы выступать, проводить такие форумы. Вообще есть отличие в восприятии вашего театра в Беларуси и заграницей?

— Что касается средств, то в Польше, например, есть спонсоры или поддержка государственных структур. Благодаря этому на некоторых фестивалях бывает даже бесплатный вход. Нам пока до этого далеко. Чтобы как-то окупать расходы, приходится делать недешевыми билеты, хоть и хочется сделать их более доступными.

А отличия в восприятии есть, пусть и небольшие. Там зритель более открытый, толерантный, готов радоваться всему, что ему предлагают. Здесь люди замкнутые, критичные. Чтобы захватить их внимание нами надо еще побороться.

И там, и там есть свои сложности. Все-таки тут мы можем собрать зал на 400-600 зрителей. Там бывает, что приходят 50-60 человек, и говорят, что это аншлаг. Заграницей есть проблема переизбытка. В Берлине 4 тысячи театров. В Польше в каждом городке проводят Международные фестивали. У нас в этом плане наоборот недокорм.

Вячеслав Иноземцев: "В спектакле "ДК Данс" есть такой уровень драматургии пластического театра, что еще неизвестно, появится ли в ближайшее десятилетие что-то похожее". Фото: соцсети

Вячеслав Иноземцев: "В спектакле "ДК Данс" есть такой уровень драматургии пластического театра, что еще неизвестно, появится ли в ближайшее десятилетие что-то похожее". Фото: соцсети

— Резюмируя сказанное, назовите три причины, почему нужно идти на «ПлаSтформу».

— Во-первых, 15 февраля будет последний спектакль «ДК Данс». Про это уже сказали.

Во-вторых, большое количество белорусских работ будут показаны впервые. Например, «Мёртвыя ды жывыя фігуркі» могилевского театра «Laboratory Figures Oskar Schlemmer». Белорусско-украинская экспериментальная постановка ID Project, экспериментальный спектакль “После До” студентов кафедры хореографии БГУКИ, которые работали под руководством польского хореографа Мацея Кузьминского. Театр «Галерея» также представит новый танцспектакль «Было-не было», «Karakuli» покажут новый перформанс “Vasen-Extasen”. Движение есть и за этим интересно следить.

Третья причина идти на «ПлаSтформу» — наш «польский десант», который подкрепила датская актриса Китт Джонсон. Она выступит 21 февраля. Ее моноперформанс «Стигма» вошел в список 10 лучших танцевальных перформансов 2003 года по версии газеты «New York Times». Это будет закрытие фестиваля. Думаю, аншлаг обеспечен. Жаль в Центре современных искусств мало мест.

Еще хотел бы обратить внимание на два польских вечера 19 и 20 февраля. Там будут показаны лучшие польские спектакли. Среди них моноперформанс «Нижинский. Праздник снов», который был удостоен главных наград Польской платформы танца — «За лучший спектакль» и «За лучшее исполнение» по оценкам Польской платформы современного танца. Это надо видеть!

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также