2016-04-01T14:40:51+03:00
КП Беларусь

Белорусский эротический фольклор: «Дару табе бэз, каб на чужых жонак не лез!»

К 1 апреля «Комсомолка» посмотрела, как белорусы шутили про ЭТО [фото]
Поделиться:
Изменить размер текста:

В Беларуси собираются выдать любопытную книгу - «А кум кумку разуваў. Беларускi эратычны фальклор». Комсомолка прониклась многовековым народным творчеством и по-другому взглянула на «сцiплых» белорусов

Да-да, белорусский эротический фольклор есть, всегда был. И какой! Вот только раньше откровенная тема не была табу. Напротив, и сами люди, и народные поэты, и фольклористы щекотливую тему очень даже любили. Рыгор Бородулин в свое время даже собрал фривольные тексты в сборники «Вушацкі словазбор» и «Здубавецце» Причем последняя многих ввергла в шок.

- 10 лет назад под названием «Белорусский эротический фольклор» вышла научная работа Анатолия Федосика и Татьяны Володиной. В ней были собраны образцы народного фольклора ХІХ - начала ХХ вв., - рассказывает общественный деятель Глеб Лободенко. - Мы решили переиздать эту работу. По сути, в новый сборник вошел материал из той же книги. Теперь он более адаптирован для широкого круга читателей, но с сохранением местного колорита. Все материалы в книге разбили тематически, поработали над оформлением. К примеру, обложка книги тоже будет эротической, но ни в коем случае не вульгарной.

- А вы не боитесь, что читатели воспримут книгу в штыки? Тема-то щекотливая, - интересуюсь.

- Книга еще не издана, но уже имеет успех. Перед тем как запустить эту идею в дело, мы провели опрос. Спросили, хотят ли белорусы ее купить. Из более сотни опрошенных отказались только три. По религиозным соображениям: популяризацию обнаженного тела считают грехом. Но при этом прекрасно относятся к фольклору. Эротическая тематика присутствовала во всех жанрах белорусского фольклора. Это часть нашей культуры. И закрывать на это глаза не стоит.

Создатели нового издания белорусского эротического фольклора уверяют: новая книга –не сборник чернухи и порнухи. Содержимое – живой белорусский фольклор, а в нем и эротика, и народная мудрость, и яркие метафоры, и, конечно, «живая родная мова».

Мы полистали новую книгу. Оказалось, толк в плотских утехах наши предки знали.

«Расцiце, агурочкi, як мужчынскiя х...чкi».

Обряды c эротическим подтекстом у наших предков были уготованы к каждому празднику. Считалось, что соблюдать их нужно по правилам и точно в срок, иначе потеряют свою магию. Вот несколько примеров.

- Брак в белорусской деревне в XIX - начале XX ст. был не личным делом, а обязательным. Чтобы найти суженых, проводили много любовных игр и обрядов. Было даже что-то вроде нашей «бутылочки» - «подушечки»: «Каго люблю - таго пацалую, падушачку пухавую таму падарую».

- Невинность до брака должны были сохранить не только невеста, но и жених. Как выводили на чистую воду? И жениха, и невесту садили на дежу (бочку, в которой замешивают хлеб). Сесть на нее могли только девственники. Обманешь - урожая не будет долгие годы, а скотина и дети в семье будут умирать. В примету верили, так что проще было признаться.

- Были и обычаи, связанные с рождением детей. Так, например, пуповину отрезали ровно на два пальцы. Отрезать короче - значит, уменьшить мужской «инструмент» и «дзеўкi да яго будуць неахвочыя». Сделать короткую пуповину девочке - «не будзе ахвочая да пяшчоты». При этом пупок мазали медом, чтобы сладкая была. Девочку при родах принимали в мужские штаны, а хлопца - в мамин подол, чтобы был успех у противоположного пола.

- Даже пахота и дождь у наших предков воспринимались как оплодотворение земли: «Ехаў плуг на чорны луг, за iм пара слуг; туды ехаў весел, а адтуль - галаву звесiў». А чтобы повлиять на урожайность, сеять мужчина выходил без портков, но в длинной рубашке. Так, например, в некоторых деревнях до сих пор считается, что огурцы должен сажать мужчина без штанов, приговаривая: «Расцiце, агурочкi, як мужчынскiя х...чкi». А наутро, чтобы лучше росло, надо еще и потрясти хозяйством над грядкой.

Белорусский эротический фольклор был мягким, непошлым, но с множеством ярких образов. Фото: upinfo.ru

Белорусский эротический фольклор был мягким, непошлым, но с множеством ярких образов. Фото: upinfo.ru

Женщины обязательно сажали капусту, брались при этом за голову и говорили: «Будзьце мае качаны такімі крэпкімі, як галава». А потом обхватывали руками попу и выдавали: «І такімі вялікімі, круглымі, як ср...ка!» И это не было чем-то пошлым. Так действительно говорили и думали. А сейчас вот лунные календари составляют.

- Сексуальная жизнь по белорусским традициям строго регламентировалась. К примеру, в канун больших праздников это категорически запрещалось - считалось, что зачатые в это время дети рождаются злодеями или калеками. Запрещалось «это» и перед любым делом, наделенным сакральным смыслом, - посевной, выпечкой хлеба, охотой, первым выгоном скотины...

И «конiка паiлi», и «у ступе таўкачом таўклi»

Прямых наименований в белорусском эротическом фольклоре было минимум. Напротив, он был очень мягким, непошлым, но с множеством ярких образов. Их придумали даже для обозначения мужских и женских половых органов.

К примеру, если говорить о животной символике, то для женщин это ряд мелких пушистых зверьков (бобер, выдра, ласка). «Кум кумку разуваў, пад падолiк заглядаў, ай, ты, кумка, што за звер, я баюся, каб не з'еў!»

Для мужчин это волк, собака, петух, заяц, козел, конь. Ну, вот теперь понятно, откуда «паенне каня» пошло.

Если брать предметы, то женские обязательно будут округлой формы и со щелями (ступа, горшок, хамут, венок), а мужские - продолговатые (нож, шило, огурец, гребень). «Ой, бабка мая, у цябе карытца, у мяне ёсць парсючок, дай яму парыцца!»

Создатели нового издания белорусского эротического фольклора уверяют: новая книга –не сборник чернухи и порнухи. Фото:upinfo.ru

Создатели нового издания белорусского эротического фольклора уверяют: новая книга –не сборник чернухи и порнухи. Фото:upinfo.ru

«У нашага татулькі паміж ног - баўтулькі»

Фееричный образец тонкого белорусского эротического фольклора - «стыдныя загадкі» Ответы у них невинные, а вот звучат весьма многозначительно. Такие загадки рассказывали даже детям, принимая их аккуратно во взрослую жизнь. Вот вам парочку.

- Мяне мілы спалюбіў, сярод поля заваліў:

Грэх ня грэх, а мне хочацца. (Сон)

***

- Дырачка, дырачка, А кругом - валосікі. (Вока)

***

- Зверху чорна, Унутры красна. Як усунеш, дык прэкрасна. (Галоша)

Поговорка, песня и частушки у наших предков были на любой случай жизни. Фото: vk.com

Поговорка, песня и частушки у наших предков были на любой случай жизни. Фото: vk.com

«Ой, ідзіце, дзеўкі, замуж за Івана Кузьміча. Бо ў Івана Кузьміча здаравенная сьвяча»

Как обычно поздравляем молодоженов? Правильно, сдираем поздравление в интернете или импровизируем. А ведь у наших предков в запасе были фееричные заготовки по этому поводу. Можно брать на вооружение.

Жениху

Дару агурэц, каб добра стаяў канец.

Дару аловак, каб малады маладую пацалаваў у падолак.

Дару табе бэз, каб на чужых жонак не лез.

Дару запалкі, каб малады ставіў добрыя палкі.

Дару ў кут, каб стаяў як прут.

Дару петухом, каб не ляжаў уверх трыбухом.

Невесте

Дару гарбатай, каб мужык не быў рагаты.

Дару гарбуз, каб праз год нарадзіўся карапуз.

Дару медзякамі, каб не гуляла з чужымі мужыкамі.

Дару, маладзенькая, ніткай, каб не трэсла лыткай.

Дару ражку проса, каб не хадзіла боса.

Дару цукерку, каб маладая падняла сукенку.

Белорусский эротический фольклор есть, всегда был. И какой!  Фото: rm.tvrmogilev.by

Белорусский эротический фольклор есть, всегда был. И какой! Фото: rm.tvrmogilev.by

«Мяне мілы тузаў, тузаў. Думаў, што я без рэйтузаў»

Поговорка, песня и частушки у наших предков были на любой случай жизни. Читаешь - и становится понятно: это вам не Советский Союз. Секс у наших пращуров был.

- А старой сто гадоў, а старому дзьвесьце.

Стары лесьвіцу майструіць, каб на бабу ўзлезці.

***

- Ня хадзі за рэчачку, замочыш авечачку,

Ня хадзі за быструю, замочыш сукрыстую.

***

- Чаму тады не прышоў, як я жыта жала,

Куды рукі, туды й ногі, дагары ляжала.

Обряды c эротическим подтекстом у наших предков были уготованы к каждому празднику. Фото: production.affinity.by

Обряды c эротическим подтекстом у наших предков были уготованы к каждому празднику. Фото: production.affinity.by

***

- Гарманіст у нас адзін, як цвяточак аленькі.

Сам бальшой, баян бальшой, А ў штанішках - маленькі.

***

- Я, бывала, ўсім давала на гарачай на пячы.

Мяне маменька ругала, што працерла кірпічы.

***

- А што, што ды ў нас было,

Чатыры чаленцы ды радам было,

А пятае шыла гарэлачку саладзіла.

***

- А ў дзеда кулямёт, а ў бабы міна.

Заражалі ўсю ноч, білі да Берліна.

***

- Дзед кажух шые, бабіна душа ные,

А дзед кажух дашыў, сем раз за ноч прасіў.

***

- Ух - ці, Марусіца, хвартух у цябе калышыцца.

Пасярод хвартуха ці вашыца, ці блыха.

***

- Ня ўцякай, бабулька, дворна,

У цябе пад пупам чорна.

Ня ўцякай, бабулька, з раду,

Уторкну дудучку ззаду.

Пастаі, бабулька, у кутку,

А я разганюся ды ўткну.

***

- Адна курка без хваста -

Тая дзевачкам сястра.

Ты, міленькі, не балуй,

Пры народзе не цалуй.

У поцёмачку, адну,

Незаметна нікаму.

Книга издается на деньги, собранные через предварительную подписку. Подписаться на будущее издание можно здесь

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также