2016-06-11T13:03:07+03:00
КП Беларусь

«Уладар рыбаў», или Как персонажи шутят над автором

Вуаля! Буквально несколько недель назад «Комсомолка» писала об открытии художественной выставки своего карикатуриста Екатерины Мартинович, как появилась на свет книга «Уладар рыбаў» еще одного сотрудника редакции - Людмилы Щербы [фото+видео]
Поделиться:
Комментарии: comments5
Роман "Уладар рыбаў" переносит читателя в белорусское духовное пространство.Роман "Уладар рыбаў" переносит читателя в белорусское духовное пространство.Фото: Павел МАРТИНЧИК
Изменить размер текста:

Судя по всему, творческий потенциал работников издания выходит за границы многотысячного тиража газеты и активно посещаемого сайта.

- Людмила, на обложке вашей книги изображен «харизматичный» кот с рыбой в лапах, говорят, эта картина и вдохновила на написание романа. Это правда?

Л.Щ.: - Вдохновила скорее потребность в диалоге с миром, желание сказать свое слово и получить важные ответы. Ну и повеселиться, конечно. А картина послужила «детонатором» вдохновения. Дело было так.

Я с молодым человеком гуляла по Октябрьской площади возле Дворца профсоюзов в начале 2000-х, мы разглядывали картины белорусских художников - в Минске тогда была своя площадь Тертр на собственном Монмартре. Вдруг слышу: «Он станет твоим мужем». Оглядываюсь, а серо-сиреневая рыба и говорит мне человеческим голосом: «Он станет твоим мужем», - указывая плавником на моего спутника. А Кот, который держал ее в лапах, хитро прищурил глаза и сказал: «А мы будем у вас жить», - и улыбнулся. Шучу. (Смеется.) Я просто купила приглянувшуюся мне картину - «Кот-с-рыбой». И Кот сдержал свое слово - стал жить со своей рыбой у нас с мужем. Ну, пришлось написать про него роман, а то угрожал тапки испортить.

Произведение написано в уникальном жанре фильмослов - "кино на бумаге". Фото: Павел МАРТИНЧИК

Произведение написано в уникальном жанре фильмослов - "кино на бумаге".Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Расскажи, о чем произведение и что за жанр - фильмослов?

Л.Щ.: - «Уладар рыбаў» - это постмодернистский роман-фильмослов - кино на бумаге. Это мой «хенд-мейд» - авторский жанр, просто текст написан настолько детально и интерактивно, что у читателя в воображении возникает яркая киношная картинка.

Главный герой романа - редкий экземпляр, который получился в результате селекции булгаковского Мастера, психически неуравновешенных индивидов Патрика Зюскинда и обычного белорусского писателя. Он ведет бурную сексуально-литературную жизнь и позволяет себе неслыханную по всем временам роскошь - писать роман, пока этот обычай не нарушает встреча с симпатично-циничным персонажем - Котом Апострофом.

На первый взгляд, это роман о жизни белорусских литераторов в конце 90-х - начале 2000-х, о непростом выборе - pulp fiction или высокая литература, оставаться верным своему таланту или разменять его на хорошо оплачиваемый литературный ширпотреб. Ну и, конечно же, это роман о любви - красивой и некрасивой, написанный в манере художественного стёба.

- Каковы точки соприкосновения с современностью?

Л.Щ.: - А роман и не уходил за границы современности. Ведь тема доктора Фауста, реквиема Моцарта, ботинка Янки Купалы, оставшегося на площадке после его падения в лестничный пролет в гостинице «Москва», остаются современными вечно. Единственный «ушедший в историю» эпизод - это сцена, когда Кот перевоплощается в нового русского, хотя и такие персонажи еще существуют в действительности, только они эволюционировали внешне.

- Почему выбрала именно белорусский язык?

Л.Щ.: - Это язык выбрал меня - я белоруска, я здесь родилась, как еще я могла бы наиболее искренне выразить наш менталитет и описать белорусские реалии?

- Существуют ли реальные прототипы героев? Кто из знакомых узнает себя в персонажах?

Л.Щ.: - Все персонажи и события вымышлены, любое совпадение является случайным. (Смеется.) Но возможно, каждый человек узнает себя или какую-то частичку своего я в ком-то из персонажей. Мне повезло посещать литературное объединение «Першацвет» под руководством белорусского писателя Алеся Масаренки - это была настоящая школа для юных авторов, встречи с Янкой Брылём, Рыгором Бородулиным, Генадзем Буравкиным, Анатолем Сысом, Раисой Боровиковой и другими знаменитыми поэтами и писателями, «сидение» там за «одной партой» с Альгердом Бахаревичем, Змитером Вишневым, Алесем Пашкевичем и многими на сегодня известными авторами. Конечно, все это не могло не повлиять на формирование моего мировосприятия и на создание романа.

- Есть ли в романе зашифрованная информация о себе, что без книги ты бы не осмелилась вынести на суд публики?

Л.Щ.: - Автор не прячется за своими произведениями и не шифруется, он выворачивает себя наизнанку. Основа творчества - это предельная искренность, не важно, в каком пространстве - реальном или вымышленном. Искренность - наихудшая из отрав, но писатель по-другому не умеет. А иначе кто ему поверит?

Герой "Уладара рыбаў" ведет бурную сексуально-литературную жизнь и позволяет себе роскошь - писать роман. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Герой "Уладара рыбаў" ведет бурную сексуально-литературную жизнь и позволяет себе роскошь - писать роман.Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Согласна ли, что автор пишет свою судьбу, можешь подтвердить каким-либо примером?

Л.Щ.: - Скорее я бы сказала, автор бессознательно знает свою судьбу. Я какое-то время даже боялась писать стихи - всё сбывалось. Дошло однажды до того, что как-то я познакомилась с молодым человеком, и на энном свидании он прочел мне свои стихи, но почти слово в слово эти строчки за месяц до встречи написала я! Какой удар от классика? Нет, они точно не принадлежат какому-либо поэту, я уже выясняла. И у меня дома он не был, чтобы как-то подсмотреть. Загадочные вибрации из ноосферы? (Улыбается.)

- Были ли какие-то интересные случаи во время подготовки книги?

Л.Щ.: - Кот Апостроф из книги куражится над главным героем и надо мной «подшутил». Для публикации мне надо было узнать имя художника, чтобы указать автора иллюстрации. В том месте, где я купила картину, его уже не было. По добытому правдами и неправдами номеру телефона я позвонила и с кем-то договорилась встретиться для «опознания» картины у выхода из метро на площади Якуба Коласа. Моей «приметой» была картина. И вот стою я возле метро, с картиной в руках. Жду. Художника все нет. А народ подходит и начинает уже все настойчивее торговаться за картину, думая, что я ее продаю, буквально из рук рвать. Потом подошел друг художника, сказал, что М.Яварец все бросил и уехал навсегда в деревню.

- Кто издатель?

Л.Щ.: - Роман вышел в электронном виде в издательстве Андрея Янушкевича. Его можно скачать по ссылкам:

http://kniharnia.by/catalog/suchasnaya_proza/uladar_ryba/

https://www.smashwords.com/books/view/623505

https://ridero.ru/books/uladar_ryba/

https://www.amazon.com/

http://www.litres.ru/ludm-la-shcherba/uladar-ryba/

http://www.ozon.ru/context/detail/id/136176161/

А те, кто не любит читать в электронном варианте и кому нравится держать в руках книгу, могут заказать себе печатный вариант на:

https://ridero.ru/books/uladar_ryba/

- Каковы великие планы на книгу? Ждать ли продолжения?

Л.Щ.: - Планы - непременно попасть в школьные учебники. Над этим я сейчас усердно тружусь - вымарываю из романа слишком сексуальные для неокрепшей юношеской психики сцены. Так что советую успеть прочитать полный вариант романа, не тронутый системой образования. Шучу. (Смеется.) А серьезно - буду рада, если читатель найдет ответы на свои важные вопросы, если проведет благодаря чтению больше времени в белорусском духовном пространстве. Ну и повеселится, конечно.

Продолжения какого-либо произведения редко бывают удачными, так что в скором времени ожидайте новый роман.

- Спасибо за беседу. Творческих успехов.

Произведение в уникальном жанре - стихотворение-спектакль.

Справка «КП»

Людмила Щерба - белорусская писательница молодого поколения. Родилась в Минске. Закончила филологический факультет БГУ, аспирантуру Института литературы Академии наук Беларуси. Публиковалась в журналах «Маладосць», «Першацвет», газетах «Чырвоная змена», «Сям’я», «Знамя юности», коллективных сборниках поэзии, университетских сборниках научных статей, участвовала в передачах на радио и телевидении. «Уладар рыбаў» - роман-фильмослов - был написан в 2002 году. Впервые в 2016-м вышел полный вариант.

Эксклюзивно для читателей "Комсомолки" порция пророческой поэзии от Людмилы Щербы.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также