Звезды28 июля 2016 13:36

«Неоновый демон»: Чую взглядов серию на сонную мою артерию!

Злое. Каннское. Растаманское. Как Николас Виндинг Рёфн снимал фильм про модельный бизнес, а получил клип группы «Рогатые трупоеды»
Фото: film.ru

Фото: film.ru

Цитата:Ты секс или еда?!

Пока прокатный четверг готовился зарядить глупый ремейк «Охотников за привидениями» и вялый триквел «Судной ночи», в Минске предпоказом стартовала каннская арт-жуть Николаса Виндинга Рёфна «Неоновый демон». Жесткое и злое кино, которое категорически не рекомендуется смотреть после принятия пищи. Его, в общем, и голодным рекомендовать страшновато, но у них хотя бы есть шанс… Чем же таким лютый датчанин накормил почтенную публику, что у нее теперь в ближайшую неделю не возникнет и мысли о кормежке?! Давайте разбираться вместе.

Стильный фон. Дизайнерский диван. В изысканной позе раскинулась девушка, облитая синей кожей Armani и багровой кровью из перерезанного горла. Адскими всполохами мерцает фотокамера, в видоискатель которой сурово глядит человек с лицом маньяка. За кадром играет идеальный саундтрек для суицида. Отличное начало, не находите?! Расслабьтесь. Музыка стихнет, кровь окажется бутафорской, девушка — живой, а фотограф — отличным парнем с глубоковато посаженными глазами. Это — всего лишь первые шаги юной провинциалки Джесси в модельном бизнесе.

Расслабились?! Можете напрягаться снова! Дальше мрак будет сгущаться с удвоенным энтузиазмом. Жуткий пульсирующий город. Люди-манекены. Хищники на двух и четырех лапах. Грызня за жизнь и контракты. И концентрированная жуть ближе к финалу — некрофилия, каннибализм, пляски на крови. Вы все еще хотите в моду?! Добро пожаловать!

Фото: film.ru

Николас Виндинг Рёфн всегда умел снимать толсто, зло и заковыристо. И очень медленно. Посмотрите любой его фильм — такое ощущение, что действие происходит на дне бассейна, в котором по ходу действия нехорошие люди заменяют мутную воду на кровавую жижу. Это всегда чересчур. Это никогда не зря. Чтобы любить это, нужно быть либо маньяком, либо скандинавом. Чтобы ценить — достаточно устойчивой психики и широких взглядов.

«Неоновый демон» суть квинтэссенция такого творческого метода. Каждый кадр тут длится ровно вдвое больше положенного. Музыка всегда играет чуть громче, чем стоило бы. Кровь подается с неповторимым смаком. А любые бессловесные отрезки автоматически превращаются в безумно красивые видеоклипы, в процессе которых хочется попроситься то ли на выход, то ли в петлю. Причем если сначала в визуале превалирует плохо скрываемая паранойя, то ближе к финалу в кадр прорываются шизофрения, олигофрения и прочая диссоциативная дичь. Эй-эй, подвинься, Аронофски. Балет не единственный серпентарий в этом мире!

Фото: film.ru

И при этом, как и всегда у Рёфна, сложное лицо отнюдь не гарантирует таких же многогранных мыслей. Идея у фильма, в общем, одна и считывается она задолго до кульминации. Каждая вторая особь женского пола сегодня хочет продаться в модельный бизнес с потрохами?! Так вот в бизнесе этом, дорогие, вас с потрохами и съедят. И не подавятся. А если подавятся, то, пардон, выблюют и снова съедят, но уже дороже.

Типичный срез женского общества, в котором мужские особи злыми символами трутся на периферии кадра, а на авансцене царят не психология и двойное днище, а натянутые до скрипа нервы. Метафоры тут все прозрачные. Ружья на стене — гигантские и обозначенные неоновыми стрелками. Сюжет — простой, как два отгрызенных пальца. Впрочем, Рёфн никогда не был про сюжет. Он всегда про красоту. Он про искусство. Он про натертые на крупную терку хрусталики.

Вот и здесь нет ни одного (!!!) кадра, который бы не вылизали художники. Максимум статики, инопланетная крупность, эстетские шумы и свет, который точно выставляли демоны. Добавьте к этому саундтрек, сплошь состоящий из инфернального синти-попа, — и почувствуйте, как шерсть встает дыбом по всему организму! Это прекрасно. Это невыносимо. Это жутко. Это хорошо откалиброванный садизм и удаление гипоталамуса прямо по ходу сеанса. Подобные хирургические операции да всего за 7 миллионов долларов умеют производить только суровые северные люди!

Фото: film.ru

Хотя по толщине провокации Рёфн — это по-прежнему такой себе фон Триер light, он все равно способен зацепить за живое и мягкое. Шириной мазка, наглостью жеста и жиром перфоманса. Недаром же посреди вакханалии зал покидали особо чувствительные зрители обоих полов. И это несмотря на наряды от Armani и Saint Laurent, Эль Фаннинг и Киану Ривза.

Ривз, к слову, тут необычен и возмутительно эпизодичен. Его персонаж возвращает нас во времена Хичкока, когда одиноким дамам сильно не рекомендовалось останавливаться в мотелях на отшибе.

Что же до Фаннинг, то с учетом ее кукольной внешности наивная дурочка удается юной актрисе несколько сочнее, чем женщина-вамп. Но нужно отдать должное — проникновение полное. Настолько, что ее жутковатая участь выглядит не столько дикой, сколько заслуженной. Это не приговор царству красоты и гнили. Это вполне обоснованная химическая реакция серной кислоты, в которую плеснули чистой водицы.

Такое, в общем, неоднозначное кино. В Каннах его, несмотря на аж три номинации, освистали. Однако композитор Мартинес свою золотую ветку таки получил. Остальное оказалось уж больно на любителя.

Фото: film.ru

Так что, если нервы и желудок крепкие, а чувство прекрасного базируется выше пупа — обязательно сходите и приобщитесь к прекрасной жути. Только учитывайте, что кино авторское и смотрится несколько сложнее комедий с Нагиевым.

Самую малость, ага.