Туризм

Боливия: чай из коки и велогонка по самой опасной дороге на планете

Белорусский фотограф три недели путешествовал по южноамериканской стране
Уроженец местечка Крево Сергей Гапон спустился по дороге смерти на велосипеде.

Уроженец местечка Крево Сергей Гапон спустился по дороге смерти на велосипеде.

Фото: Сергей ГАПОН

Чтобы добраться из Минска до Ла-Паса, нужно преодолеть 12 тысяч километров. И если уж попадаешь в страну инков, то посмотреть нужно все! Уроженец местечка Крево Сергей Гапон поднялся в Анды, помочил ноги в озере Титикака и спустился вниз на велосипеде по дороге смерти. И рассказал о своих приключениях «Комсомолке».

«БЕЛАРУСЬ? ЭТО ГДЕ ВООБЩЕ?»

- Южная Америка манила меня еще с уроков географии, - рассказывает Сергей. – И когда желание окончательно оформилось, я отправился в трехнедельный поход с украинским турклубом. Самый удобный рейс – из Мадрида, поэтому мой маршрут выглядел так: Минск-Вильнюс-Мадрид-Ла-Пас. С собой взял пятьсот долларов.

Бедные районы - вверху, богатые - внизу. Голуби живут везде.

Бедные районы - вверху, богатые - внизу. Голуби живут везде.

Фото: Сергей ГАПОН

В Боливию я прилетел около 4 утра. И мое знакомство с ней чуть не закончилось встречей с пограничниками, которые о Беларуси, к сожалению, ничего прежде не слышали. Боливийцев явно озадачил белорусский паспорт! «Беларусь? Что? Где это?» - спрашивали они сначала у меня, потом у поисковика. Через час разборок они поставили мне в паспорт визу (в которой почему-то обозначили, что я женщина) – и пропустили в город.

Лучший вид на Ла-Пас открывается из кабинки самой высокой канатной дороги на планете, которая открылась два года назад.

Это лучший вид на Ла-Пас, столицу Боливии.

Это лучший вид на Ла-Пас, столицу Боливии.

Фото: Сергей ГАПОН

Теперь многие жители соседнего города-миллионника Эль-Альто пользуются ей, чтобы попасть на работу: это в 2-3 раза быстрее, чем стоять в пробках на узких горных улочках. Проезд стоит 50 белорусских копеек.

Многие жители соседнего города ездят на фуникулере на работу.

Многие жители соседнего города ездят на фуникулере на работу.

Фото: Сергей ГАПОН

Потом я прогулялся по городским лабиринтам, где таится дух города. Жилые кварталы в Ла Пасе – однотипная двух- и трехэтажная застройка из красного кирпича. Когда темнеет, дома превращаются в море огней, а гора Ильимани плывет над городом, будто корабль.

Красный кирпич - самый популярный строительный материал.

Красный кирпич - самый популярный строительный материал.

Фото: Сергей ГАПОН

Ночью гора Ильимани смотрится особенно внушительно.

Ночью гора Ильимани смотрится особенно внушительно.

Фото: Сергей ГАПОН

Самые бедные боливийцы живут в верхних районах столицы, и в этих кварталах лучше не гулять. Почти на каждом столбе висит чучело человека с ножом – знак, что чужаку здесь не место. «Всякого вора здесь ждет расправа в виде сожжения на костре живьем», гласила табличка на одном из них. И это не шутка!

Перевод надписи на табличке: «Всякого вора здесь ждет расправа в виде сожжения на костре живьем».

Перевод надписи на табличке: «Всякого вора здесь ждет расправа в виде сожжения на костре живьем».

Фото: Сергей ГАПОН

В низине города стоят дома богатых. В самом центре столицы - пара десятков многоэтажек. Из окон можно смотреть футбол: рядом расположился «Эрнандо Силесе» - единственный высокогорный стадион, который имеет право принимать международные матчи.

Из окон редких многоэтажек можно смотреть футбол, в который играют на стадионе «Эрнандо Силесе».

Из окон редких многоэтажек можно смотреть футбол, в который играют на стадионе «Эрнандо Силесе».

Фото: Сергей ГАПОН

Больше половины боливийцев – индейцы. И сильнее всех выделяются представительницы народности аймара – чолиты. Их легко узнать на улице, они носят традиционную одежду: пышные юбки, цветные шали и... мужские шляпы-котелки!

Такую девушку точно нельзя не заметить!

Такую девушку точно нельзя не заметить!

Фото: Сергей ГАПОН

Легенда о счастливых котелках жива уже почти 100 лет.

Легенда о счастливых котелках жива уже почти 100 лет.

Фото: Сергей ГАПОН

Этому есть объяснение: в 1920 году торговец привез в страну итальянские головные уборы для мужчин, но тем шляпы не понравились. Чтобы не везти товар обратно, бизнесмену пришлось соврать, что котелки обладают магическими свойствами и приносят владельцу успех и плодородие. Женщины купились.

По четвергам и воскресеньям чолиты устраивают на рингах самые настоящие бои. Вход стоит 10 долларов. Такое шоу – то ли драку, то ли спектакль - я просто не мог пропустить.

То ли это действительно бой...

То ли это действительно бой...

Фото: Сергей ГАПОН

...то ли профессиональный спектакль!

...то ли профессиональный спектакль!

Фото: Сергей ГАПОН

В любом случае, такого зрелища белорус пропустить никак не мог.

В любом случае, такого зрелища белорус пропустить никак не мог.

Фото: Сергей ГАПОН

А еще боливийцы всерьез верят в потусторонние силы. Наверное, самое колоритное место, которое в этом убеждает, - это Рынок Ведьм. Местные продают здесь лекарственные травы, амулеты и атрибутику для магических ритуалов. Самая необычная - зародыши лам: их боливийцы используют при строительстве жилья. Индейцы верят, что в дом, построенный на молодой крови, точно не придет никакая беда.

Рынок Ведьм - реальный аналог Косого переулка из «Гарри Поттера». Что здесь только не продается!

Рынок Ведьм - реальный аналог Косого переулка из «Гарри Поттера». Что здесь только не продается!

Фото: Сергей ГАПОН

В городе можно встретить местных шаманов, которые за пару долларов расскажут о будущем по листьям коки. Кока в принципе товар ходовой в Боливии: из нее заваривают чай, готовят салат, добавляют в суп или просто жуют. Но белорус даже за один листик сырья для кокаина в багаже может попасть за решетку на срок от 5 до 15 лет.

Фотографироваться местные не любят.

Фотографироваться местные не любят.

Фото: Сергей ГАПОН

Они верят, что фотография крадет их душу.

Они верят, что фотография крадет их душу.

Фото: Сергей ГАПОН

А вообще чтобы вкусно и бюджетно пообедать, здесь достаточно зайти на местный рынок. За 2-4 доллара хозяйка любого киоска приготовит салат из свежих овощей, суп, мясо или рыбу и подаст вместе с рисом или картошкой (для которой Боливия, кстати, родина). Я ел говядину (не знаю, какую часть, не удалось выяснить по-испански), было очень вкусно.

Вкусно поесть в Боливии стоит от 4 до 8 наших рублей.

Вкусно поесть в Боливии стоит от 4 до 8 наших рублей.

Фото: Сергей ГАПОН

Накормить вас готова хозяйка любой из забегаловок.

Накормить вас готова хозяйка любой из забегаловок.

Фото: Сергей ГАПОН

А во второй половине дня я почувствовал сильнейший приступ горной болезни. Всем, кто попадает в Ла-Пас самолетом, приходится особенно несладко: город находится в кратере потухшего вулкана на высоте 3600 метров, а аэропорт еще на 460 метров выше. Подняться на такую высоту с белорусских 220 метров всего лишь за сутки – серьезное испытание для организма.

Набрать такую высоту за такое короткое время не так просто, как может показаться.

Набрать такую высоту за такое короткое время не так просто, как может показаться.

Фото: Сергей ГАПОН

Мне стало трудно дышать. Было чувство, будто очень заложен нос, голова просто раскалывалась, поднялась температура и появилась тошнота – и страшная слабость. Такая, будто я неделю болел гриппом! Наутро, отоспавшись, я кое-как добрался до кухни хостела, затолкал в себя булку с маслом и приготовился к 50-километровому броску в джунглях с 15-килограммовым рюкзаком за спиной.

ДОРОГА ИНКОВ, НОЧЕВКА ПОСРЕДИ ОЗЕРА И ВОСХОЖДЕНИЕ В МЕТЕЛЬ

Наша группа из 9 человек выехала на джипах в город Ла-Кумбре. Отсюда, с высоты 4800 метров, мы начали спуск по Эль-Чорро, древней тропе инков. За три дня мы пересекли все климатические пояса Анд: из поздней осени с холодными дождями и туманами пришли в жаркое лето, на высоту в 1350 метров.

Следующая точка - Ла-Кумбре.

Следующая точка - Ла-Кумбре.

Фото: Сергей ГАПОН

Спуск по тропе инков Эль-Чорро занял три дня.

Спуск по тропе инков Эль-Чорро занял три дня.

Фото: Сергей ГАПОН

За это время сменились все возможные климатические пояса...

За это время сменились все возможные климатические пояса...

Фото: Сергей ГАПОН

...и были встречены все обитатели джунглей.

...и были встречены все обитатели джунглей.

Фото: Сергей ГАПОН

На четвертый день добрались до озера Титикака. На пляжах озера вместе с людьми отдыхали собаки, утки, ослы и даже свиньи. Они, кстати, весьма ловко перемещаются по склонам холмов и выглядят стройными девочками.

Боливийский транспорт.

Боливийский транспорт.

Фото: Сергей ГАПОН

Озеро Титикака: добраться до острова Солнца можно на катерах.

Озеро Титикака: добраться до острова Солнца можно на катерах.

Фото: Сергей ГАПОН

Свинки тут стройные - ну просто девочки!

Свинки тут стройные - ну просто девочки!

Фото: Сергей ГАПОН

Они отдыхают рядом с людьми и никто никому не мешает.

Они отдыхают рядом с людьми и никто никому не мешает.

Фото: Сергей ГАПОН

На ночь мы остановились на острове Солнца посреди озера, в деревушке Чалапампа. Там не везде есть горячая вода, на весь дом – одна розетка, телевизор – редкость, интернета нет вообще… Зато есть красивейшие восходы и закаты, которыми местные могут любоваться каждый день. Жизнь здесь выглядит неторопливой, а люди – счастливыми.

Тут не везде есть электричество, но жизнь все равно счастливая.

Тут не везде есть электричество, но жизнь все равно счастливая.

Фото: Сергей ГАПОН

У каждого своя работа.

У каждого своя работа.

Фото: Сергей ГАПОН

Мальчишки ловят рыбу.

Мальчишки ловят рыбу.

Фото: Сергей ГАПОН

Достают улов из сетей.

Достают улов из сетей.

Фото: Сергей ГАПОН

Природа действительно завораживает.

Природа действительно завораживает.

Фото: Сергей ГАПОН

Такие закаты можно променять на весь интернет в мире.

Такие закаты можно променять на весь интернет в мире.

Фото: Сергей ГАПОН

В горах животные стали для нас верными друзьями. Все большие рюкзаки несли мулы, ведь из-за нехватки кислорода идти непросто даже налегке.

Поверьте: идти на такой высоте трудно даже без рюкзака.

Поверьте: идти на такой высоте трудно даже без рюкзака.

Фото: Сергей ГАПОН

Животные не только помогли нам, но и стали настоящими друзьями.

Животные не только помогли нам, но и стали настоящими друзьями.

Фото: Сергей ГАПОН

За неделю в Андах наша группа преодолела около 70 километров. Средняя высота – 5 тысяч метров над уровнем моря! Отсюда кажется, что самолеты летят совсем низко.

Отсюда кажется, что самолеты летят совсем низко, а реки где-то там далеко внизу.

Отсюда кажется, что самолеты летят совсем низко, а реки где-то там далеко внизу.

Фото: Сергей ГАПОН

По горам гуляют смешные ламы.

По горам гуляют смешные ламы.

Фото: Сергей ГАПОН

В боливийских Андах добывают серебро, и однажды четыре взрыва прогремели прямо под нашей тропой! Горняки прокладывали динамитом тоннель. Все остальное время безмолвие гор нарушал только негромкий плач детей шахтеров, которые растут посреди мира камней: к цивилизации не ведет ни одна автомобильная дорога, а до ближайшего поселка – пара дней ходьбы через горы. Мы угостили двух плачущих девочек барбарисками – и пошагали дальше.

Так растут дети горняков.

Так растут дети горняков.

Фото: Сергей ГАПОН

Девочки взяли у туристов барбариски и перестали плакать.

Девочки взяли у туристов барбариски и перестали плакать.

Фото: Сергей ГАПОН

Поход не был легкой прогулкой.

Поход не был легкой прогулкой.

Фото: Сергей ГАПОН

Высовываешь ноги из палатки - а там Анды!

Высовываешь ноги из палатки - а там Анды!

Фото: Сергей ГАПОН

Начало восхождения. Два часа ночи - самое время!

Начало восхождения. Два часа ночи - самое время!

Фото: Сергей ГАПОН

А в одно из белорусских утр, когда люди ехали на работу или заваривали кофе в офисе, мы в кошках, касках и с ледорубами штурмовали Уайна-Потоси - шеститысячник Анд. В Боливии было полвторого ночи, бушевала метель, а горы на горизонте освещала молния. Но гидов это не испугало – и мы начали восхождение.

На высоте Эльбруса пришлось повернуть обратно.

На высоте Эльбруса пришлось повернуть обратно.

Фото: Сергей ГАПОН

Ради такого вида можно вынести все, что угодно!

Ради такого вида можно вынести все, что угодно!

Фото: Сергей ГАПОН

От штурмового лагеря (места старта всех восхождений) горы Уайна-Потоси до ее вершины было 818 метров - это около 6 часов подъема. С учетом хорошей недельной акклиматизации, у нас были все шансы на успешное восхождение, но погода сказала «нет». Через часа два мы уперлись в навес из мокрого снега, преодолевать который было крайне опасно. На отметке в 5670 метров мы повернули обратно в лагерь. Высоту Эльбруса взяли!

ПО ДНУ ОЗЕРА НА ДЖИПЕ И ПО КРАЮ ОБРЫВА НА ВЕЛОСИПЕДЕ

После всего пережитого в горах нас ждал приятный отдых - джиппинг по озеру! Мы поехали на юг Боливии, к гигантской соляной пустыне Уюни. Она встретила нас впечатляющим кладбищем паровозов – составов, просто брошенных посреди бесконечности.

Такое ощущение, что паровозы упали с неба: вокруг нет никаких следов.

Такое ощущение, что паровозы упали с неба: вокруг нет никаких следов.

Фото: Сергей ГАПОН

Мертвые машины посреди пустоты - впечатляющая картина.

Мертвые машины посреди пустоты - впечатляющая картина.

Фото: Сергей ГАПОН

Дальше мы ехали по белоснежному дну высохшего водоема: под ногами было море самой настоящей соли! Несмотря на всего лишь 10-12 градусов тепла, солнце было очень жарким, и спрятаться можно было только в тени огромных кактусов, которые растут на небольшом острове посреди пустыни.

Это просто космос какой-то!

Это просто космос какой-то!

Фото: Сергей ГАПОН

Между небом и землей - по-другому и не скажешь.

Между небом и землей - по-другому и не скажешь.

Фото: Сергей ГАПОН

Кактусы здесь почти не растут. Тени нет.

Кактусы здесь почти не растут. Тени нет.

Фото: Сергей ГАПОН

Мы три дня разглядывали сокровища Уюни: лагуны с фламинго, сад каменных деревьев, гейзеры, термальные источники и даже самый настоящий действующий вулкан.

Места красивые, но пахнет, к сожалению, тухлыми яйцами.

Места красивые, но пахнет, к сожалению, тухлыми яйцами.

Фото: Сергей ГАПОН

Розовый фламинго! Дитя заката!

Розовый фламинго! Дитя заката!

Фото: Сергей ГАПОН

Много!

Много!

Фото: Сергей ГАПОН

Такое ощущение, что попал на Марс.

Такое ощущение, что попал на Марс.

Фото: Сергей ГАПОН

Как эта конструкция еще стоит? Невероятно!

Как эта конструкция еще стоит? Невероятно!

Фото: Сергей ГАПОН

Плюшевые ламы никого не боятся.

Плюшевые ламы никого не боятся.

Фото: Сергей ГАПОН

Почти слился с камнями.

Почти слился с камнями.

Фото: Сергей ГАПОН

Так красиво, что нереально: будто фотообои.

Так красиво, что нереально: будто фотообои.

Фото: Сергей ГАПОН

А мощным завершающим аккордом моего путешествия стала велопрогулка по самой опасной дороге на планете. Так вышло, что на байкинг остался последний день в Боливии. Велотур заканчивался в шесть вечера, а самолет домой улетал в семь. Желание увидеть Дорогу смерти победило риск опоздать на трансатлантический рейс.

Рано утром я вместе с безбашенными французами, испанцами и одной бразильянкой были готовы стартовать. Впереди – 63 километра горного серпантина с крутыми обрывами в пропасть. Дорога очень узкая. Каждый год здесь погибает больше ста человек. Велоинструктор Марти пообещал, что приложит максимум усилий, чтобы вернуть всю группу домой, а меня еще и вовремя.

Самая опасная дорога в мире.

Самая опасная дорога в мире.

Фото: Сергей ГАПОН

20 километров асфальтированной дороги мы пролетели со скоростью 65 км/ч. А дальше начался грунт! Первой преградой на пути стал обвал горной породы. С каждым неуклюжим поворотом ковша экскаватора билет на самолет прожигал мой карман сильнее и сильнее…

Обвал чуть не лишил белоруса обратного рейса.

Обвал чуть не лишил белоруса обратного рейса.

Фото: Сергей ГАПОН

Но спустя полчаса нас пропустили дальше. Мимо нас мелькало множество крестов, а инструктор заметил, что дорога забирает в основном мужчин. И за десять километров до финиша он сам чуть не вписал себя в статистику: упал на скорости с велосипеда и потерял сознание. Травмировал спину и плечо, но кости чудом остались целыми. А вот у велосипеда отломался руль!

Спас инструктор Марти.

Спас инструктор Марти.

Фото: Сергей ГАПОН

Оказав гиду первую необходимую помощь, мы вместе с группой приняли решение возвращаться в Ла-Пас. «Сергей, я упал специально для тебя! Ты успеешь на свой самолет!» - обрадовал меня Марти, после того, как пришел в себя.

Дорога Смерти покорена!

Дорога Смерти покорена!

Фото: Сергей ГАПОН

Альпы из иллюминатора самолета по дороге домой показались не такими уж внушительными.

Альпы из иллюминатора самолета по дороге домой показались не такими уж внушительными.

Фото: Сергей ГАПОН

На самолет я успел. И уже через двенадцать часов вместо камней и песка, вдыхал ароматы свежескошенной травы на родном материке.

ЧТО ПОЧЕМ?

$10 - ночевка в хостеле

$4 - обед

$5 - шоколадка

$1 - магнитик

СЧИТАЛКА «КП»

$980 – трехнедельный тур. В стоимость входит помощь инструктора, который говорит по-русски, аренда снаряжения для восхождения на гору Уайна-Потоси, трехдневный заезд на джипах по пустыне Уюни, медицинская аптечка, прокат газового оборудования и питание в горах.

$800 – билет на самолет.

$500 – проживание, питание, местные переезды и сувениры.

$97 – виза. Ее можно получить в аэропорту или бесплатно в посольстве Боливии в Москве.

$40 – медицинская страховка от несчастных случаев

Итого: $2417.