Уроженец местечка Крево Сергей Гапон спустился по дороге смерти на велосипеде.
Фото: Сергей ГАПОН
Чтобы добраться из Минска до Ла-Паса, нужно преодолеть 12 тысяч километров. И если уж попадаешь в страну инков, то посмотреть нужно все! Уроженец местечка Крево Сергей Гапон поднялся в Анды, помочил ноги в озере Титикака и спустился вниз на велосипеде по дороге смерти. И рассказал о своих приключениях «Комсомолке».
«БЕЛАРУСЬ? ЭТО ГДЕ ВООБЩЕ?»
- Южная Америка манила меня еще с уроков географии, - рассказывает Сергей. – И когда желание окончательно оформилось, я отправился в трехнедельный поход с украинским турклубом. Самый удобный рейс – из Мадрида, поэтому мой маршрут выглядел так: Минск-Вильнюс-Мадрид-Ла-Пас. С собой взял пятьсот долларов.
Бедные районы - вверху, богатые - внизу. Голуби живут везде.
Фото: Сергей ГАПОН
В Боливию я прилетел около 4 утра. И мое знакомство с ней чуть не закончилось встречей с пограничниками, которые о Беларуси, к сожалению, ничего прежде не слышали. Боливийцев явно озадачил белорусский паспорт! «Беларусь? Что? Где это?» - спрашивали они сначала у меня, потом у поисковика. Через час разборок они поставили мне в паспорт визу (в которой почему-то обозначили, что я женщина) – и пропустили в город.
Лучший вид на Ла-Пас открывается из кабинки самой высокой канатной дороги на планете, которая открылась два года назад.
Это лучший вид на Ла-Пас, столицу Боливии.
Фото: Сергей ГАПОН
Теперь многие жители соседнего города-миллионника Эль-Альто пользуются ей, чтобы попасть на работу: это в 2-3 раза быстрее, чем стоять в пробках на узких горных улочках. Проезд стоит 50 белорусских копеек.
Многие жители соседнего города ездят на фуникулере на работу.
Фото: Сергей ГАПОН
Потом я прогулялся по городским лабиринтам, где таится дух города. Жилые кварталы в Ла Пасе – однотипная двух- и трехэтажная застройка из красного кирпича. Когда темнеет, дома превращаются в море огней, а гора Ильимани плывет над городом, будто корабль.
Красный кирпич - самый популярный строительный материал.
Фото: Сергей ГАПОН
Ночью гора Ильимани смотрится особенно внушительно.
Фото: Сергей ГАПОН
Самые бедные боливийцы живут в верхних районах столицы, и в этих кварталах лучше не гулять. Почти на каждом столбе висит чучело человека с ножом – знак, что чужаку здесь не место. «Всякого вора здесь ждет расправа в виде сожжения на костре живьем», гласила табличка на одном из них. И это не шутка!
Перевод надписи на табличке: «Всякого вора здесь ждет расправа в виде сожжения на костре живьем».
Фото: Сергей ГАПОН
В низине города стоят дома богатых. В самом центре столицы - пара десятков многоэтажек. Из окон можно смотреть футбол: рядом расположился «Эрнандо Силесе» - единственный высокогорный стадион, который имеет право принимать международные матчи.
Из окон редких многоэтажек можно смотреть футбол, в который играют на стадионе «Эрнандо Силесе».
Фото: Сергей ГАПОН
Больше половины боливийцев – индейцы. И сильнее всех выделяются представительницы народности аймара – чолиты. Их легко узнать на улице, они носят традиционную одежду: пышные юбки, цветные шали и... мужские шляпы-котелки!
Такую девушку точно нельзя не заметить!
Фото: Сергей ГАПОН
Легенда о счастливых котелках жива уже почти 100 лет.
Фото: Сергей ГАПОН
Этому есть объяснение: в 1920 году торговец привез в страну итальянские головные уборы для мужчин, но тем шляпы не понравились. Чтобы не везти товар обратно, бизнесмену пришлось соврать, что котелки обладают магическими свойствами и приносят владельцу успех и плодородие. Женщины купились.
По четвергам и воскресеньям чолиты устраивают на рингах самые настоящие бои. Вход стоит 10 долларов. Такое шоу – то ли драку, то ли спектакль - я просто не мог пропустить.
То ли это действительно бой...
Фото: Сергей ГАПОН
...то ли профессиональный спектакль!
Фото: Сергей ГАПОН
В любом случае, такого зрелища белорус пропустить никак не мог.
Фото: Сергей ГАПОН
А еще боливийцы всерьез верят в потусторонние силы. Наверное, самое колоритное место, которое в этом убеждает, - это Рынок Ведьм. Местные продают здесь лекарственные травы, амулеты и атрибутику для магических ритуалов. Самая необычная - зародыши лам: их боливийцы используют при строительстве жилья. Индейцы верят, что в дом, построенный на молодой крови, точно не придет никакая беда.
Рынок Ведьм - реальный аналог Косого переулка из «Гарри Поттера». Что здесь только не продается!
Фото: Сергей ГАПОН
В городе можно встретить местных шаманов, которые за пару долларов расскажут о будущем по листьям коки. Кока в принципе товар ходовой в Боливии: из нее заваривают чай, готовят салат, добавляют в суп или просто жуют. Но белорус даже за один листик сырья для кокаина в багаже может попасть за решетку на срок от 5 до 15 лет.
Фотографироваться местные не любят.
Фото: Сергей ГАПОН
Они верят, что фотография крадет их душу.
Фото: Сергей ГАПОН
А вообще чтобы вкусно и бюджетно пообедать, здесь достаточно зайти на местный рынок. За 2-4 доллара хозяйка любого киоска приготовит салат из свежих овощей, суп, мясо или рыбу и подаст вместе с рисом или картошкой (для которой Боливия, кстати, родина). Я ел говядину (не знаю, какую часть, не удалось выяснить по-испански), было очень вкусно.
Вкусно поесть в Боливии стоит от 4 до 8 наших рублей.
Фото: Сергей ГАПОН
Накормить вас готова хозяйка любой из забегаловок.
Фото: Сергей ГАПОН
А во второй половине дня я почувствовал сильнейший приступ горной болезни. Всем, кто попадает в Ла-Пас самолетом, приходится особенно несладко: город находится в кратере потухшего вулкана на высоте 3600 метров, а аэропорт еще на 460 метров выше. Подняться на такую высоту с белорусских 220 метров всего лишь за сутки – серьезное испытание для организма.
Набрать такую высоту за такое короткое время не так просто, как может показаться.
Фото: Сергей ГАПОН
Мне стало трудно дышать. Было чувство, будто очень заложен нос, голова просто раскалывалась, поднялась температура и появилась тошнота – и страшная слабость. Такая, будто я неделю болел гриппом! Наутро, отоспавшись, я кое-как добрался до кухни хостела, затолкал в себя булку с маслом и приготовился к 50-километровому броску в джунглях с 15-килограммовым рюкзаком за спиной.
ДОРОГА ИНКОВ, НОЧЕВКА ПОСРЕДИ ОЗЕРА И ВОСХОЖДЕНИЕ В МЕТЕЛЬ
Наша группа из 9 человек выехала на джипах в город Ла-Кумбре. Отсюда, с высоты 4800 метров, мы начали спуск по Эль-Чорро, древней тропе инков. За три дня мы пересекли все климатические пояса Анд: из поздней осени с холодными дождями и туманами пришли в жаркое лето, на высоту в 1350 метров.
Следующая точка - Ла-Кумбре.
Фото: Сергей ГАПОН
Спуск по тропе инков Эль-Чорро занял три дня.
Фото: Сергей ГАПОН
За это время сменились все возможные климатические пояса...
Фото: Сергей ГАПОН
...и были встречены все обитатели джунглей.
Фото: Сергей ГАПОН
На четвертый день добрались до озера Титикака. На пляжах озера вместе с людьми отдыхали собаки, утки, ослы и даже свиньи. Они, кстати, весьма ловко перемещаются по склонам холмов и выглядят стройными девочками.
Боливийский транспорт.
Фото: Сергей ГАПОН
Озеро Титикака: добраться до острова Солнца можно на катерах.
Фото: Сергей ГАПОН
Свинки тут стройные - ну просто девочки!
Фото: Сергей ГАПОН
Они отдыхают рядом с людьми и никто никому не мешает.
Фото: Сергей ГАПОН
На ночь мы остановились на острове Солнца посреди озера, в деревушке Чалапампа. Там не везде есть горячая вода, на весь дом – одна розетка, телевизор – редкость, интернета нет вообще… Зато есть красивейшие восходы и закаты, которыми местные могут любоваться каждый день. Жизнь здесь выглядит неторопливой, а люди – счастливыми.
Тут не везде есть электричество, но жизнь все равно счастливая.
Фото: Сергей ГАПОН
У каждого своя работа.
Фото: Сергей ГАПОН
Мальчишки ловят рыбу.
Фото: Сергей ГАПОН
Достают улов из сетей.
Фото: Сергей ГАПОН
Природа действительно завораживает.
Фото: Сергей ГАПОН
Такие закаты можно променять на весь интернет в мире.
Фото: Сергей ГАПОН
В горах животные стали для нас верными друзьями. Все большие рюкзаки несли мулы, ведь из-за нехватки кислорода идти непросто даже налегке.
Поверьте: идти на такой высоте трудно даже без рюкзака.
Фото: Сергей ГАПОН
Животные не только помогли нам, но и стали настоящими друзьями.
Фото: Сергей ГАПОН
За неделю в Андах наша группа преодолела около 70 километров. Средняя высота – 5 тысяч метров над уровнем моря! Отсюда кажется, что самолеты летят совсем низко.
Отсюда кажется, что самолеты летят совсем низко, а реки где-то там далеко внизу.
Фото: Сергей ГАПОН
По горам гуляют смешные ламы.
Фото: Сергей ГАПОН
В боливийских Андах добывают серебро, и однажды четыре взрыва прогремели прямо под нашей тропой! Горняки прокладывали динамитом тоннель. Все остальное время безмолвие гор нарушал только негромкий плач детей шахтеров, которые растут посреди мира камней: к цивилизации не ведет ни одна автомобильная дорога, а до ближайшего поселка – пара дней ходьбы через горы. Мы угостили двух плачущих девочек барбарисками – и пошагали дальше.
Так растут дети горняков.
Фото: Сергей ГАПОН
Девочки взяли у туристов барбариски и перестали плакать.
Фото: Сергей ГАПОН
Поход не был легкой прогулкой.
Фото: Сергей ГАПОН
Высовываешь ноги из палатки - а там Анды!
Фото: Сергей ГАПОН
Начало восхождения. Два часа ночи - самое время!
Фото: Сергей ГАПОН
А в одно из белорусских утр, когда люди ехали на работу или заваривали кофе в офисе, мы в кошках, касках и с ледорубами штурмовали Уайна-Потоси - шеститысячник Анд. В Боливии было полвторого ночи, бушевала метель, а горы на горизонте освещала молния. Но гидов это не испугало – и мы начали восхождение.
На высоте Эльбруса пришлось повернуть обратно.
Фото: Сергей ГАПОН
Ради такого вида можно вынести все, что угодно!
Фото: Сергей ГАПОН
От штурмового лагеря (места старта всех восхождений) горы Уайна-Потоси до ее вершины было 818 метров - это около 6 часов подъема. С учетом хорошей недельной акклиматизации, у нас были все шансы на успешное восхождение, но погода сказала «нет». Через часа два мы уперлись в навес из мокрого снега, преодолевать который было крайне опасно. На отметке в 5670 метров мы повернули обратно в лагерь. Высоту Эльбруса взяли!
ПО ДНУ ОЗЕРА НА ДЖИПЕ И ПО КРАЮ ОБРЫВА НА ВЕЛОСИПЕДЕ
После всего пережитого в горах нас ждал приятный отдых - джиппинг по озеру! Мы поехали на юг Боливии, к гигантской соляной пустыне Уюни. Она встретила нас впечатляющим кладбищем паровозов – составов, просто брошенных посреди бесконечности.
Такое ощущение, что паровозы упали с неба: вокруг нет никаких следов.
Фото: Сергей ГАПОН
Мертвые машины посреди пустоты - впечатляющая картина.
Фото: Сергей ГАПОН
Дальше мы ехали по белоснежному дну высохшего водоема: под ногами было море самой настоящей соли! Несмотря на всего лишь 10-12 градусов тепла, солнце было очень жарким, и спрятаться можно было только в тени огромных кактусов, которые растут на небольшом острове посреди пустыни.
Это просто космос какой-то!
Фото: Сергей ГАПОН
Между небом и землей - по-другому и не скажешь.
Фото: Сергей ГАПОН
Кактусы здесь почти не растут. Тени нет.
Фото: Сергей ГАПОН
Мы три дня разглядывали сокровища Уюни: лагуны с фламинго, сад каменных деревьев, гейзеры, термальные источники и даже самый настоящий действующий вулкан.
Места красивые, но пахнет, к сожалению, тухлыми яйцами.
Фото: Сергей ГАПОН
Розовый фламинго! Дитя заката!
Фото: Сергей ГАПОН
Много!
Фото: Сергей ГАПОН
Такое ощущение, что попал на Марс.
Фото: Сергей ГАПОН
Как эта конструкция еще стоит? Невероятно!
Фото: Сергей ГАПОН
Плюшевые ламы никого не боятся.
Фото: Сергей ГАПОН
Почти слился с камнями.
Фото: Сергей ГАПОН
Так красиво, что нереально: будто фотообои.
Фото: Сергей ГАПОН
А мощным завершающим аккордом моего путешествия стала велопрогулка по самой опасной дороге на планете. Так вышло, что на байкинг остался последний день в Боливии. Велотур заканчивался в шесть вечера, а самолет домой улетал в семь. Желание увидеть Дорогу смерти победило риск опоздать на трансатлантический рейс.
Рано утром я вместе с безбашенными французами, испанцами и одной бразильянкой были готовы стартовать. Впереди – 63 километра горного серпантина с крутыми обрывами в пропасть. Дорога очень узкая. Каждый год здесь погибает больше ста человек. Велоинструктор Марти пообещал, что приложит максимум усилий, чтобы вернуть всю группу домой, а меня еще и вовремя.
Самая опасная дорога в мире.
Фото: Сергей ГАПОН
20 километров асфальтированной дороги мы пролетели со скоростью 65 км/ч. А дальше начался грунт! Первой преградой на пути стал обвал горной породы. С каждым неуклюжим поворотом ковша экскаватора билет на самолет прожигал мой карман сильнее и сильнее…
Обвал чуть не лишил белоруса обратного рейса.
Фото: Сергей ГАПОН
Но спустя полчаса нас пропустили дальше. Мимо нас мелькало множество крестов, а инструктор заметил, что дорога забирает в основном мужчин. И за десять километров до финиша он сам чуть не вписал себя в статистику: упал на скорости с велосипеда и потерял сознание. Травмировал спину и плечо, но кости чудом остались целыми. А вот у велосипеда отломался руль!
Спас инструктор Марти.
Фото: Сергей ГАПОН
Оказав гиду первую необходимую помощь, мы вместе с группой приняли решение возвращаться в Ла-Пас. «Сергей, я упал специально для тебя! Ты успеешь на свой самолет!» - обрадовал меня Марти, после того, как пришел в себя.
Дорога Смерти покорена!
Фото: Сергей ГАПОН
Альпы из иллюминатора самолета по дороге домой показались не такими уж внушительными.
Фото: Сергей ГАПОН
На самолет я успел. И уже через двенадцать часов вместо камней и песка, вдыхал ароматы свежескошенной травы на родном материке.
ЧТО ПОЧЕМ?
$10 - ночевка в хостеле
$4 - обед
$5 - шоколадка
$1 - магнитик
СЧИТАЛКА «КП»
$980 – трехнедельный тур. В стоимость входит помощь инструктора, который говорит по-русски, аренда снаряжения для восхождения на гору Уайна-Потоси, трехдневный заезд на джипах по пустыне Уюни, медицинская аптечка, прокат газового оборудования и питание в горах.
$800 – билет на самолет.
$500 – проживание, питание, местные переезды и сувениры.
$97 – виза. Ее можно получить в аэропорту или бесплатно в посольстве Боливии в Москве.
$40 – медицинская страховка от несчастных случаев
Итого: $2417.