2016-09-06T11:27:17+03:00
КП Беларусь

«Хотите, чтобы ребенок разговаривал с вами? Сначала сами расскажите, почему сидите с кислым лицом!»

Что сделать, чтобы дети не боялись отвечать у доски, зачем нужно смотреть мультики без звука и на какие каналы родители должны подписать в Ютубе [советы специалиста]
Поделиться:
Дмитрий Смирнов: - Не распечатывайте ребенку листы, чтобы он бубнел у доски. Лучше просто поговорите с ним!Дмитрий Смирнов: - Не распечатывайте ребенку листы, чтобы он бубнел у доски. Лучше просто поговорите с ним!
Изменить размер текста:

«Уткнулся в телефон и молчит!», «они друг с другом только смайлами общаются!», «дома стих от зубов отлетал, а на сцене - бэ-мэ, и все!» - классические жалобы современных родителей.

- А сами родители, то есть теперешние 30 - 40-летние, были другими, без проблем с красноречием? - спрашиваю у тренера ораторского искусства, отца троих детей Дмитрия Смирнова.

- Да, мы в основной своей массе в самом деле были немного другими. У нас было больше пространства для разговора. Захотел с другом встретиться - идешь, звонишь в дверь: «А Вася выйдет?» Маме Васиной на вопросы отвечаешь, потом во дворе с Васей сидишь, бегаешь, разговариваешь. А сейчас даже контакт родителей с детьми в течение дня как проходит? Отправил с работы сыну сообщение: «Ты ок, дверь закрыл?» «Ок, закрыл!» - получил ответ и успокоился. Удобно, конечно, но разговора-то нет!

Высшая школа экономики России проводила исследования, как связана успешность ребенка и его общение в семье. Результат шокирующий, уже можно говорить, что в современных семьях возникло такое явление, как немота.

Родители вечером в лучшем случае спросят, как оценки. Хотя вроде бы везде уже написано, что это самый вредный вопрос, который можно задать ребенку! И уж точно не с него нужно начинать разговор!

- А с чего нужно? Оценки же волнуют, как ни крути!

- Да, у нас школа ориентирована на оценки, все ради них. И родители поддаются. Но спрашивать нужно по-другому: «Что интересное в школе было?», «Какой урок самый веселый?», «С кем на переменке разговаривал?» Заставляйте ребенка рассуждать! «Если бы была возможность одного ученика из вашего класса перевести в другой, то кого бы перевел? А почему именно его? А кого бы хотел вернуть в ваш класс?»

А самое главное, вы должны сами рассказывать о себе! Приходите и говорите: «О, у меня сегодня на работе такое было! Сейчас объясню». Мы не рассказываем детям ничего о себе, сидим после работы с кислым видом, а от них хотим получать подробные душевные отчеты? Так не бывает. Если вид кислый - расскажите ребенку почему!

А то ведь часто родители спрашивают о 8 - 10-летних детях: «Почему мой ребенок со мной не хочет говорить?»

- И почему не хотят?

- Потому что неинтересно! Разговор похож на допрос: «Игрушки собрал?», «Почему так долго?», «Рубашка опять грязная?» Когда вы сами начнете разговаривать, тогда и ребенок заговорит с вами. Разговаривать - это, выйдя из кино, самому обсуждать с женой и детьми сюжет, героев; это рассказывать бабушке при сыне то, что тебя зацепило в интернете; вспоминать, что с тобой происходило в школе 20 лет назад… Обычно дети начинают откликаться и активно делиться впечатлениями уже через пару недель после такой родительской активности!

Зачем программистам курсы ораторского мастерства?

- А так ли нужно сейчас в такой уж степени уметь общаться устно? Зачем ребенка этому учить? На работе аська, официальная переписка, скайп. А лет через пять еще сколько всего появится, чтобы не разговаривать!

- Самые частые участники тренингов ораторского искусства у меня - это программисты. Их 65 - 70%. Хотя, казалось бы, им-то зачем умение выступать? Так вот, если хочешь быть рядовым программистом, то да, можно работать и молчать. Но если ты вырос профессионально, стал старшим программистом, то к тебе приводят группу и тебе ее нужно обучить. Как человек это может сделать, если не умеет разговаривать? Тестировщики приходят и жалуются: «Я 15 лет ни с кем не разговаривал, а сейчас нужно по полчаса выступать!» Тимлиды должны руководить группой программистов, менеджеров и других специалистов, раздавать задачи, получать отчеты, работать с возражениями. Никуда тут без ораторского искусства! И следующая ступень - работа с иностранными клиентами. И там, если ты не умеешь выступать перед аудиторией на русском, то и на английском не сможешь. Предложения нужно уметь строить, аудиторию нужно держать, нужно уметь сказать так, чтобы убедить!

Очень много презентационных проблем. Чтобы двигаться по карьерной лестнице, человеку нужно уметь представлять свою компанию, услугу. Как это сделать - для многих загадка. И сразу сказывается на успешности. Вот вам и ответ, зачем ребенку уметь разговаривать, выступать.

Да и обычная жизнь… Многие просто не чувствуют свой голос. Помню, в университете я боялся громко попросить в маршрутке остановиться на нужной остановке. Готовился к этому чуть ли не 10 минут. Часто проезжал свою остановку. Домой пешком приходилось идти. А потом стал заниматься, почувствовал свой голос - и страх ушел. Многие же всю жизнь живут и не знают своего природного голоса, жалуются, что слишком высокий или слишком тихий. При этом не задумываются, что с этим можно работать.

Любимый вопрос родителей: «Какие оценки?» А ведь спросить можно так много разного: «Какой урок самый веселый?», «С кем на переменке разговаривал?»

Любимый вопрос родителей: «Какие оценки?» А ведь спросить можно так много разного: «Какой урок самый веселый?», «С кем на переменке разговаривал?»

Родители, не становитесь в позу!

- Для многих детей большая проблема отвечать у доски. Даже простой пересказ текста.

- Потому что никто не объясняет, как работать с аудиторией. Ко мне ходила девочка 9 лет с паническим страхом выступления перед классом. Спрашиваю: «Ты когда отвечаешь, куда смотришь?» Говорит: «Учительница сказала - на грамоту на стене, иначе испугаешься». И она смотрит, не мигая. Лишь бы лиц детей не увидеть, не сбиться. Какое уж тут хорошее выступление? Этот страх - посмотреть человеку в глаза - остается со многими на всю жизнь. Взрослые на тренингах иногда месяцами его не могут побороть. Упорно смотрят в пол или потолок. Целые приемы придуманы, как уйти от контакта с глазами. На переносицу смотреть во время беседы, на шею. Это просто ерунда. Только в глаза!

Учите ребенка уже в школе - смотри в глаза сначала одному однокласснику, потом другому. Начинай с того, кто тебе симпатичен, кто поддержит тебя взглядом.

Тренируйтесь дома: пригласите соседку, подругу свою, коллегу. Сядьте вместе на диване, а ребенок пусть, стоя перед вами, перескажет. Должны быть тренировки выступления перед посторонними людьми.

Объясните, что захватывать внимание аудитории нужно с первых фраз. Не нужно длинного вступления, чтобы все задремали или стали болтать.

Мой сын-четвероклассник пришел с заданием - подготовить доклад на тему войны. Мы полезли не в интернет, а в семейные альбомы. Нашли фотографии дедушки, который воевал, вместе рассматривали, обсуждали, расспрашивали бабушку. Потом составили план выступления. (А план - это не переписанный текст. Это обозначение самых важных пунктов. Почему-то об этом детям тоже мало говорят.) Вернулся назавтра сын счастливым - его слушали в классе! Так что помогать нужно правильно. Просто распечатывать листы из Википедии - это зло. Стоять бубнеть у доски, читая с листка, не поднимая глаз - плохой опыт для ребенка.

- В теории все очень просто: обсуждайте книги, фильмы со смыслом… А на практике ребенок, например, с увлечением говорит только про ролики из Ютуба. А тебя от них воротит…

- Если ваш ребенок сидит в Ютубе - идите в Ютуб! Так вам хотя бы будет что обсудить, это тоже важно. Опасно, когда родители становятся в позу. Мол, эту ерунду я просто видеть-обсуждать не хочу, мне интересно про вечные ценности. Так вот сначала поговорите с ним про Иван Гая, расскажите, что вам понравилось, а что нет, какие комментарии подписчиков удивили. Считаете нужным, говорите, что вам не нравится у этого блогера, что, на ваш взгляд, не такой уж он и крутой! Но чтобы это говорить, вы должны все это смотреть, держать руку на пульсе. С детьми нужно общаться о том, что им интересно! А потом уже приходите с умной книжкой.

БУДЬ В КУРСЕ!

Упражнения, которые помогают развить речь, хорошо подходят для прогулки или совместной поездки:

1) Подбор синонимов. Например, как можно по-другому сказать «река течет»? Ответ: бежит, журчит и т.д.

2) Включаем мультфильм, при этом выключаем звук. Родители и ребенок по очереди пытаются озвучивать то, что происходит на экране. Благодаря этому ребенок учится быстро формулировать мысль.

3) Выбираем любой предмет. Задача ребенка - сформулировать определение, как в словаре.

4) Выбираем любой предмет и пытаемся вместе придумать о нем историю.

5) Читаем с ребенком по ролям.

Топ-5 книг, которые нужно прочитать с ребенком:

1. Сказки «Теремок», «Заячья избушка» и другие, где много героев, а значит, и много ролей.

2. Комиксы Херлуфа Бидструпа: на основе картинок составляем историю.

3. Стихи Даниила Хармса: тренируем ритм и интонацию.

4. Басни Кондрата Крапивы или Ивана Крылова: читаем текст, а потом вместе формулируем мораль.

5. «Денискины рассказы»: читаем, останавливаемся - вместе придумываем продолжение. Читаем дальше, снова останавливаемся…

ДОСЬЕ «КП»

Дмитрий Смирнов, 30 лет. Окончил Институт журналистики БГУ, 10 лет преподает ораторское искусство и эффективное общение, 13 лет в радиоэфире. Автор психологической программы «Перемирие», семейного канала «Папаня», программы об образовании «Педсовет», республиканских проектов для школьников «На здоровой волне», «Мирная земля», радиоконкурса юных ораторов «Культура речи» и др. Отец троих детей: Алексей (10 лет), Мария (5 лет), Степан (1 г 8 м).

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также