2016-10-11T14:15:34+03:00

Почему в Минске не хватает репетиторов по математике?

Изменения в школьных программах добавили головной боли родителям и школьным учителям
Поделиться:
Комментарии: comments50
Изменения в школьных программах добавили головной боли родителям и школьным учителям.Изменения в школьных программах добавили головной боли родителям и школьным учителям.Фото: Павел МАРТИНЧИК
Изменить размер текста:

Такого количества учеников у нас не было с 2008 года, когда в результате очередной реформы системы образования одновременно выпускались две параллели - 11 и 12-й классы. Несмотря на демографическую яму, мы не страдали от недостатка учеников и в последующие после реформы годы, но начало этого учебного года превзошло все наши самые смелые ожидания - к большинству репетиторов уже с середины сентября не попасть, мест нет. Мы ужасно собой гордились, перечисляя всевозможные наши достоинства, пытаясь понять ту главную причину, которая привела к такому росту бизнеса: мы замечательные репетиторы, у нас высокое качество работы, хорошая репутация, умеренные цены, грамотная реклама, удачное расположение офисов... Несколько смущало то, что и наши конкуренты, которые, естественно, не имеют такого количества неоспоримых достоинств, также не страдали от недостатка учеников, но тщеславие побеждало червя сомнений в споре о том, кто молодец.

Ледяным душем стала для меня случайная встреча с моей коллегой - учителем математики, с которой мы когда-то работали в одной школе. Поздоровавшись на ходу, я на свою беду задал дежурный вопрос: «Как дела?», ожидая услышать дежурное: «Все нормально» и понестись по своим делам дальше. Но услышал: «Стоять, ты-то мне и нужен! Ты почему еще об этом ничего не написал?» Я несколько удивился вопросу, так как считал, что обо всем заслуживающем внимания уже высказался, а ничего нового и интересного в системе образования не происходит и вряд ли в ближайшее время произойдет.

Привожу дальнейший диалог, а точнее, монолог коллеги, так как все время, что она говорила, я издавал только звуки из междометий удивления, уточняющих вопросов и смеха.

- Ты программы по математике для 10-го класса видел? В начале года 15 часов темы «Функция». На часть уроков мне нужны учебники и 10-го, и 11-го класса, а еще 4 часа я должна вести без учебников, материал к этим занятиям я должна скачать на сайте adu.by. Без двух учебников и распечаток работать невозможно: там множество рисунков, графиков, таблиц. Потом еще 2 часа на бесконечно убывающую геометрическую прогрессию с помощью учебников 11-го класса. Я уже посмотрела, что в третьей четверти меня ждут темы «Степень с рациональным показателем» и «Показательная функция», а это 25 часов по учебнику 11-го класса.

- И? Даете ученикам по 2 учебника - и никаких проблем, - предложил я очевидное решение проблемы.

- Сразу видно, что ты давно в школе не работаешь. Количество учебников в школе равно количеству учеников. И ни экземпляра больше. Где библиотека их возьмет? И еще. Пользование учебниками платное. Даже если бы они были, их можно выдавать только за дополнительную оплату.

- Ок, но интернет есть, принтеры есть - печатайте.

- Конечно, печатаем, только за чей счет? Ты привык с платежеспособными работать, а у нас в школе половина детей из неблагополучных семей - ни интернета, ни бумаги, а еще надо картридж заправлять. Посчитай: каждому надо не меньше 50 листов напечатать, на параллели у нас около 90 учеников. Надеюсь, ты помнишь, что бумагу покупают и картриджи заправляют учителя за свой счет? А когда родителей просим сброситься, то они кричать о поборах начинают.

- Послушай, но если проблему можно решить за деньги, значит, она не такая уж и большая.

- Да, а то, что учителя математики по учебникам скачут, как ковбои на родео, ты знаешь? Как выглядит школьный учебник, ты вряд ли представляешь. Конечно, вы же, репетиторы, по нормальным книгам работаете! Так вот, нумерация в учебнике идет по главам и параграфам. Например, пункт 2.4 означает, что это глава 2, параграф 4. У меня планирование с собой, смотри. Итак. Про скачки по двум учебникам в первой главе я уже говорила. Идем дальше. В этой последовательности мы должны идти по учебнику по плану на этот год, который утвержден Минобром: 2.2, 2.3, 2.4, 2.7, 2.9, 3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 2.6, 2.8, 3.7, 3.8, 2.10, 3.7, 3.8, 3.9, 2.11, 3.7, 3.8, 3.9, 2.12, 3.7, 3.8, 3.9, 2.13, 3.7, 3.8, 3.9.

- Какой бред! У учебников, даже белорусских, есть своя внутренняя логика, они написаны так, чтобы изучать параграфы подряд. Учителя и школьники, наверное, вешаются? А если ученик болеет, то откуда ему знать, что учить надо не подряд параграф за параграфом, а прыгать по учебнику каким-то неведомым образом?

- ... его знает, - интеллигентная учительница неожиданно стала использовать ненормативную лексику. - Им вообще все... Говорят на совещаниях, что учителя - люди творческие, должны найти решение проблемы, которую они нам какого-то ... на голову свалили.

Коллегу реально трясло, тормоза отказали, ее речь все больше походила на знаменитый монолог учителя из первой серии сериала «Слуга народа». Я постарался переключить ее.

- Слушай, наверное, такой косяк только в 10-м классе, в остальных же все нормально?

- Что нормально? В 11-м классе по алгебре сначала изучаем параграфы 3 - 6, пропускаем 7 - 8, и переходим к 12-му - три урока на логарифмы, потом к показательным - 12, 11, 14, 12, 13, 15 - именно в такой последовательности.

- Какие логарифмы? Их же проходить надо после показательной функции, уравнений и неравенств!

- Сюрприз! Сначала 3 урока на логарифмы, потом 20 уроков по показательным, потом возвращаемся к логарифмам.

- Так школьники же ничего не будут помнить про логарифмы, три урока впустую потрачены!

- А им ..., - коллега снова перешла на ненормативную лексику. - И школьникам ..., и тем, кто эту программу написал, ..., и кто учебники эти выпустил...

- Все, я понял, почему к нам столько старшеклассников на занятия ходит. Но почему и пятый, и шестой класс к нам массово пошли?

- На старшие классы опытных учителей ставят, поэтому нам тоже ..., что они в своих программах дурацких пишут, - в журнале пишем то, что по программе требуется, а проходим, как положено, по-советски. И учебники нормальные (в смысле российские) у детей, которые хотят учиться, есть. А в пятом и в шестом классах вчерашние студенты работают - и там вообще ...

- Почему?

- Ну, молодые учителя не умеют, как я, по темам прыгать и учебники подменять. Они же по инструкции работают и учебник параграф за параграфом проходят. Кстати, и школьники в 5 - 6-х классах не понимают, почему надо по учебникам прыгать. А если заболеют, то и дети, и их родители с ума начинают сходить, так как вообще не соображают, что и в какой последовательности учить.

- Не понял. У них тоже материал не подряд изучают?

- Конечно! Первый урок в пятом классе - свойства арифметических действий. Там шесть пунктов, но разобрать их надо за один урок. На следующем уроке надо перейти к параграфам 3.7, 3.8 плюс изучить вынесение общего множителя за скобки, о чем ни в этих параграфах, ни во всем учебнике нет ни слова. И так весь год. Смотри, после контрольной работы по теме «Умножение и деление дробей» (глава 10) мы делаем прыжок к теме «Площадь» (глава 3). А когда решаем задачи на нахождение дроби от числа и числа от дроби, скачем туда-сюда между главами 6 и 9. Кстати, в программе так и написано, что материал для 16 (шестнадцати!!!) уроков по теме «Практико-ориентированные задачи» надо взять с сайта, так как в учебнике его нет. А еще материал для 8 уроков по текстовым задачам надо найти самому. Найди, скачай, распечатай и чаще всего за свой счет. А еще учебник для 5-го класса такой толстый, что он из двух частей состоит, чтобы детям легче носить портфель было. А приходится школьникам носить обе части учебника сразу, потому что между главами скачем, и распечатки всякие. В пятом классе вообще два года подряд программу меняют. В прошлом поменяли, в этом году снова поменяли. Это значит, по-моему, только одно: прошлогодняя программа была бракованная, думаю, что и программа этого года тоже. Мы, учителя, вообще наше министерство называем Министерством брака.

- Понял, все, побегу, на работу опаздываю.

- Стоять! Слушай про 6-й класс. Итак, сначала тема «Десятичные дроби», а это параграфы 1.1 - 1.5 и 2.4. Потом их преобразование (параграфы 1.1 - 1.5), потом их сложение-вычитание (параграфы 2.1 - 2.3), затем их умножение-деление (параграфы 3.1 - 3.6 и 4.1 - 4.6).

- Ну все же вполне логично.

- Не расслабляйся, начинается родео. Дальше преобразование выражений (2.5, 3.5, 4.6), затем практико-ориентированные задачи (4.7 и материал с их сайта), потом геометрия (10.6), потом проценты (6.1 - 6.4), потом пропорции (5.1- 5.5), задачи на пропорции (5.5, 6.4), круговые диаграммы и масштаб (5.6 и 10.7), опять задачи (материал с сайта), тема «Множество» (материал с сайта), рациональные числа (7.2, 7.4), модуль (7.5 и 7.6), натуральные числа (7.1), действия с рациональными числами (8.1 - 8.4 и 9.1 - 9.4), текстовые задачи (с сайта), треугольники (с сайта), координатная плоскость (8.5), графики (9.5, 9.6), опять текстовые задачи (с сайта), симметрия (6.5 и 7.3), текстовые задачи (с сайта) и апофеоз - 35 уроков на повторение в конце учебного года, но где материал брать, не написали. Ну, скажи, как в этом разберутся молодые учителя, школьники и папы-мамы?

В 6-м классе к 65 урокам материал нужно брать не из учебника, а скачивать с сайта или искать. А если ребенок заболел, мне что, распечатки ему домой нести?

Я стоял потрясенный. Раньше мне казалось, что уже ничего из того, что происходит в школе, меня шокировать не может. Меня, как я думал, уже не удивишь новым стуком снизу. То, что я услышал, было не просто за гранью всякого смысла или добра и зла. Ни один сюрреалист или фантаст не смог бы придумать столь абсурдного сюжета.

Учительница математики, пока рассказывала о проблемах младшеклассников, почему-то не материлась. В конце рассказа она совсем сникла, заговорила грустно, но опять непристойно.

- Они вроде обещали, что вскоре выйдут новые учебники и программы написаны под них. Но новых учебников нет и когда будут - непонятно, а их новые ... программы есть. Какого ... было хотя бы не подождать и выпустить программы и учебники одновременно? Конечно, ты только рад, что такие ... нами руководят, работы, небось, у тебя .... Может быть, это вы, репетиторы, проплатили эту ..., чтобы деньги лопатой грести?! - неожиданно со злостью выкрикнула коллега.

Учительница ушла, а я стоял как оплеванный, чувствуя себя виноватым. Непонятно в чем, но виноватым. Я подумал, что не только репетиторы по математике в этом году в порядке, но и репетиторы по физике, русскому языку, химии и биологии... Школьную программу по физике несколько лет назад уже кардинально перекраивали, напечатали под эту программу полный комплект новых учебников, а потом в несколько приемов вернулись к классической схеме. Естественно, опять пришлось учебники переиздать. Не менее удивительна наша программа изучения русского языка, которая значительно отличается и от тех, что были 20 - 30 лет назад, и от современных российских программ. Судя по всему, у нас собственный белорусский путь изучения русского языка. Одно только непонятно, почему к репетиторам русского языка выстроились очереди из учеников 6 - 10-х классов, а не только абитуриентов.

В общем, я понял, что первопричина нашего финансового благополучия во времена экономических неурядиц - не наше репетиторское мастерство, не наши цены, реклама или местоположение. Все это, конечно, имеет значение, но второстепенно. Не знаю, зачем и кому это нужно, сознательно или бессознательно это делается, но школьное образование системно добивают. И вот что странно, вузовские программы по высшей математике и общей физике незыблемы уже несколько десятков лет. Раз в пять лет происходят небольшие косметические изменения, но темы местами не переставляют и учебники не меняют. Кто-нибудь может объяснить, почему?

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также