За 50 км до белорусской границы пилот «Белавиа» получил приказ вернуться в Киев под угрозой поднять истребители. Фото: из архива КП.
Напомним, 21 октября самолет «Белавиа», выполнявший рейс из Киева в Минск, вынужден был вернуться в аэропорт вылета по требованию украинских диспетчеров. Как говорилось в официальном сообщении национального авиаперевозчика, в эфире прозвучала угроза поднять истребители за невыполнение этого требования.
В подтверждение слов о том, что угроза была, «Белавиа» обещала предоставить аудиозапись разговора сбортовых самописцев. Спустя 10 дней на сайте belta.by появилась полная расшифровка переговоров.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», Киев-Радар.
Пилот:
- Слухаю.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета Жуляны. ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ БУДЕТ ПОДНЯТА БОЕВАЯ АВИАЦИЯ НА ПЕРЕХВАТ.
Пилот:
- А что случилось такое?
Диспетчер:
- В эфир не могу передать. «Белавиа-840», по прибытии все узнаете.
Пилот:
- Не понял че-то я, это кто вам передал?
Не получив ответа, пилот дублирует вопрос:
- «Белавиа-840». Это кто информацию передал?
Диспетчер:
- «Белавиа-840», «Украэроцентр».
Пилот:
- А причина какая?
Диспетчер:
- «Белавиа-840», я получил указания вернуть вас на аэродром вылета.
Пилот:
- Жуляны, да?
Диспетчер:
- Так точно, Жуляны.
Пилот:
- Хорошо, разворачиваемся.
Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа в кабине самолета.
- Че за ерунда!
- Бред какой-то!
- «Белавиа-840». Еще раз уточните причину. Здесь какая-то ошибка, непонятно вообще по какой причине.
- Belavia eight four zero, turn left, height is one eight zero... follows in Zhuliany runway zero eight. («Белавиа-840», поворот налево, высота - 180... следует в Жуляны к взлетно-посадочной полосе 08.) *
АТС (аэронавигационная информация и управление):
- Heading one eight zero for left zero eight Belavia s seven eight four zero. (Курс 180, налево, полоса 08, «Белавия-840».)
Пилот:
- Пипец, блин!
АТС:
- Belavia eight four zero descent for at level one one zero. («Белавия-840», спуститесь на высоту 110.)
Пилот:
- Descent for one one zero eight four zero. (Спуск на 110.)
- Check. (Принято.)
Переговоры внутри кабины продолжаются.
- Б..., не успели уйти, а! Первый раз такая ерунда!
- Бред какой-то вообще, блин!
- Собственно, могли бы уже уйти… неразборчиво… авиация мы уже «лазду» проходим (речь идет о навигационной точке «ласда», которая находится вблизи белорусско-украинской границы, прим. «КП»).
Пилот снова пытается уточнить у диспетчера, в чем причина.
Пилот:
- «Белавия-840». Еще раз уточните, что за причина, непонятно вообще.
Диспетчер:
- «Белавия-840», уточняем, сейчас… неразборчиво.
Пилот:
- Здесь какая-то ошибка, мы уже на два зет, собственно мы над Беларусью.
Пилоты снова обсуждают между собой ситуацию (переговоры внутри кабины).
- Сейчас запутаем самолет. Подожди, пока не ставь.
- Блин, мы бы ушли уже, блин. Если бы мы знали, конечно. Не, ну пересекли уже всю, они уже… неразборчиво… мы недоступны.
- Какая-то ерунда, блин!
- Какой курс сказал? 180, да?
- Может, между вояками какая-то там пертурбация, может, что-то еще, блин.
- Или кто-то, какой-то пассажир у нас там, какой-нибудь, скорее всего, блин, ну, скорее всего, из-за пассажира или что-то в багаже.
Наиболее вероятно, затем происходят переговоры со старшим бортпроводником:
- Ну, пока сами ничего не знаем.
- Да не знаю.
АТС:
- Belavia eight four zero do you need hold pattern for descent? («Белавия-840», вам нужен маршрут для захода на посадку?)
Пилоты:
- А (продолжительное), причину уточнили? Белавиа восемь четыре ноль.
- Поставь Киев.
Диспетчер снова выходит на связь:
- «Белавиа-840», Киев-Радар.
Пилот:
- Да.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром Жуляны ПОСТУПИЛА ОТ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА. Доклад более детальный вам скажут после посадки.
Пилот:
- Понятно, возвращаемся.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», меня интересует информация о количестве пассажиров и расчетное время посадки.
Пилот:
- Сейчас мы все уточним.
Переговоры внутри кабины:
- Выпускай интерцепторы. Аккуратно, потихонечку.
- Ну заходи.
Наиболее вероятно, переговоры со старшим бортпроводником.
- Возвращаемся в Жуляны. Ну не знаю, сказали возвратиться.
- По техническим причинам, я сейчас скажу попозже.
- Сколько у нас пассажиров?
- Пассажиров 136, рассчитан примерно полсотни восемь минут.
Диспетчер:
- «Белавиа-840», принял. Спасибо. Снижайтесь. Высота шесть тысяч футов. Эшелон перехода сто десятый QNH один ноль два девять.
Пилот:
- Шесть тысяч, один ноль два девять, снижаемся. Девять... восемь четыре ноль, на курсе сто восемьдесят.
*Реплики пилотов и диспетчеров на английском языке публикуются в переводе редакции "Комсомолки".
Расшифровка переговоров пилота «Белавиа» и диспетчера из Киева о возврате самолета. Фото: БелТА
Фото: БелТА
Фото: БелТА
СБУ об угрозе самолету «Белавиа» военной авиацией: «Сработал человеческий фактор...»
- Мы никаких указаний относительно истребителей не давали и давать не могли. Это абсурд, - цитирует 112.ua пресс-секретаря СБУ. (подробнее)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Армен Мартиросян, из-за которого в Киев вернули самолет «Белавиа»: «Я знаю, кто за всем этим стоит!»
По возвращении в Киев с самолета сняли одного из пассажиров. После досмотра его отправили в Минск следующим рейсом. Что в нем такого подозрительного? (читать далее)