2017-01-05T12:44:40+03:00
КП Беларусь

«Танк Т-60 собрал в гараже и катаюсь по полям»

Белорус Игорь Тутов за полтора года воссоздал один из самых массовых легких танков времен Второй мировой войны [фото+видео]
Роман ПРОТАСЕВИЧ
Поделиться:
Игорь Тутов собрал танк Т-60Игорь Тутов собрал танк Т-60Фото: Павел МАРТИНЧИК
Изменить размер текста:

«МЕСТА ВОКРУГ МОЕГО ДОМА ОВЕЯНЫ ЛЕГЕНДАМИ»

- Мужчина всегда должен быть чем-то занят, чем-то увлекаться. К тому же у меня есть сын, которому 14 лет. Ему очень интересно заниматься чем-то, поработать руками, поискать что-то необычное и интересное в интернете, - начал свой рассказ Игорь Тутов, воплотивший в жизнь столь необычный проект. - Ну и в общем, как и всем мальчишкам, интересна техника, танчики. В этом плане он очень помог, так как занимались мы всем проектом вместе. К тому же у нас в Мачулищах (25 км от Минска) есть где вдоволь прокатиться. Часто к нему приходят друзья, мы вместе садимся в танк и устраиваем самое настоящее шоу. А так как танк стоит на улице, люди часто идут мимо, фотографируются, интересуются.

Построить танк с нуля - титанический труд Фото: Павел МАРТИНЧИК

Построить танк с нуля - титанический трудФото: Павел МАРТИНЧИК

- Почему именно Т-60?

- Наверное, где-то глубоко в душе у каждого из белорусов живет память о войне. Большую роль сыграло и расположение моего дома. Вот здесь недалеко идет дорога Смолевичи - Негорелое. В войну именно по этой дороге вместе с колонной танков двигался и сам Гудериан (генерал-полковник фашистской армии. - Ред.). Тогда еще не было полноценной дороги, а всего в 300 метрах от моего дома был мостик деревянный и болотце, в котором незадолго до этого увяз одинокий советский танк. Когда мотоциклисты, следовавшие во главе колонны, поравнялись с танком, он неожиданно для немцев ожил и устроил самую настоящую бойню. Экипаж состоял всего из двух танкистов. К сожалению, они довольно быстро погибли, наделав при этом немало шума и забрав с собой много нацистов. Их похоронили буквально в нескольких десятках метров от этого самого моста. Поэтому сюда даже пару раз приезжали из 52-го отдельного специализированного поискового батальона Минобороны, но найти тела танкистов-героев так и не смогли - слишком неточные указания о дороге и месте захоронения дошли до наших дней. Таким образом, даже места вокруг моего дома, овеянные легендарными историями, подтолкнули к созданию собственного танка.

Игорь Тутов за полтора года собрал в гараже танк Т-60 Фото: Павел МАРТИНЧИК

Игорь Тутов за полтора года собрал в гараже танк Т-60Фото: Павел МАРТИНЧИК

«ГУСЕНИЦЫ КУПИЛ В МИНОБОРОНЫ»

- Как вы приступили непосредственно к созданию танка?

- В моем танке нет ничего оригинального из тех времен - абсолютно все создавалось с нуля. Вообще, чертежей на эту модель танка практически нет. В свое время, клепалась эта модель танка еще в 41-м году, и очень быстро, этими машинами затыкали дыры в обороне. За всю войну было выпущено около 6 тысяч танков, но целых почти не осталось. Это был легкий танк со слабым бронированием и вооружением, эдакий продукт военного времени, предназначением которого было продержаться, пока производилась эвакуация людей и заводов. Среди моих знакомых много поисковиков, которые периодически раскапывают или поднимают из болот, рек или озер подобные танки - это просто куски железа. В этих машинах использовались бензиновые двигатели, а значит, и высокооктановое топливо, в связи с чем танк после пробития или повреждения в боях зачастую загорался и взрывался. Что касается непосредственной технической документации, то все, что удавалось найти, - фотографии и упоминание реальных размеров, которых мы с сыном старались максимально придерживаться в ходе работы. В общем-то, что-то очень похожее и получилось.

Белорус Игорь Тутов за полтора года воссоздал один из самых массовых легких танков времен Второй мировой войны Фото: Павел МАРТИНЧИК

Белорус Игорь Тутов за полтора года воссоздал один из самых массовых легких танков времен Второй мировой войныФото: Павел МАРТИНЧИК

- А сами детали? Корпус, гусеница, башня?

- Корпус вручную создавался при помощи сварки из кусков металла. Гусеницы от БМП покупались официально в Министерстве обороны. По размеру они идеально соответствуют, отличается только сам рисунок гусениц, но это совершенно некритично. Все остальное - просто бывший металлолом. Что касается двигателя, то он «ураловский». У меня был старый ненужный цементовоз, из которого я и извлек агрегат. Конечно, он намного мощнее оригинального двигателя, который устанавливался на эти танки, но это ничем не хуже. Даже наоборот. Если в оригинале было около 70 лошадей, то здесь - гораздо больше. Двигатель здесь стоит 275-й «ураловский» бензиновый, его мощность - около 180 лошадиных сил. Что касается расхода топлива, то, как и в любой машине подобного рода, он большой - порядка 80 литров на сотню километров. Наездить эту самую сотню весьма тяжело, стоит признаться. Наверное, за все время, которое он у меня есть, суммарно проехали километров 60, не больше. В общем мой танк куда шустрее своего «дедушки» - он буквально летает по полю. Что касается салона машины и механизма башни - то тут уже делал все сам, на свое усмотрение. Ствол, кстати, ненастоящий - это просто труба, немного видоизмененная для того, чтобы быть похожей на танковую пушку.

Корпус вручную создавался при помощи сварки из кусков металла. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Корпус вручную создавался при помощи сварки из кусков металла.Фото: Павел МАРТИНЧИК

«ГУСЕНИЦЫ КУПИЛ В МИНОБОРОНЫ»

- Безусловно, построить танк с нуля - титанический труд. Когда вы приступили к постройке и сколько времени у вас это заняло?

- Прежде чем приступить, довелось немало покопаться по архивам и собрать необходимый материал. Первую работу руками я начал примерно три года назад в своем гараже. Неспешно, в свободное от работы время, собирал танк, была некоторая ограниченность в ресурсах и времени. Это же хобби, было интересно поработать над каждой, даже самой маленькой деталью. Полностью закончить свой проект и привести его к нынешнему состоянию удалось примерно год назад. В общем, на сборку и доведение до ума у меня ушло полтора-два года.

Гусеницы от БМП покупались официально в Министерстве обороны. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Гусеницы от БМП покупались официально в Министерстве обороны.Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Вы связывались с реконструкторами, историками?

- Определенные предложения были, в том числе участвовать в реконструкции на «Линии Сталина». К сожалению, свободного времени у меня не очень много, поэтому приходилось отказываться. Конечно, это все очень интересно, в этой сфере множество по-настоящему увлеченных своим делом людей, с ними было бы очень здорово поработать. Если будет позволять время и возможности, то с радостью буду участвовать. А еще сейчас собираю материал, ищу документы и книги, чтобы сделать проект с военной техникой покрупнее.

Двигатель здесь стоит бензиновый, его мощность - около 180 лошадиных сил Фото: Павел МАРТИНЧИК

Двигатель здесь стоит бензиновый, его мощность - около 180 лошадиных силФото: Павел МАРТИНЧИК

- Кстати, такое увлечение танками как-то связано с военной службой?

- К сожалению, в свое время я не попал в танковые войска - службу довелось проходить в связи. Сейчас, наверное, во многом довелось обогнать простых ребят-танкистов, ведь далеко не у каждого дома или в гараже стоит собственный танк!

Чтобы создать танк, необходимо было покопаться по архивам и собрать нужный материал Фото: Павел МАРТИНЧИК

Чтобы создать танк, необходимо было покопаться по архивам и собрать нужный материалФото: Павел МАРТИНЧИК

- Вы танк регистрировали?

- Смысла в этом большого нет. Да и как это сделать? Регистрировать как танк? Смешно. Да, у меня есть документы на определенные детали - на двигатель там, на гусеницы, на металл. Можно было бы зарегистрировать как самодельный трактор, но там слишком много сложностей и особенностей. Да и я не езжу на нем практически, на дороги уж тем более не выезжаю. Так, изредка с детьми и их друзьями прокатимся по полю немного, да и все на этом.

Танк буквально летает по полю Фото: Павел МАРТИНЧИК

Танк буквально летает по полюФото: Павел МАРТИНЧИК

СПРАВКА «КП»

Советский легкий танк Т-60 - одна из самых массовых советских машин. Всего было произведено 5920 штук. Танк начал разрабатываться буквально спустя несколько дней после начала войны на территории СССР. По одной из версий историков, проект этой машины был разработан буквально за две недели, а основой послужила более ранняя модель под наименованием Т-40. Выпуск этих машин практически полностью прекратился в 1943 году из-за большого количества поступавших на фронт других танков, таких как легендарный Т-34.

Советский легкий танк Т-60 - одна из самых массовых советских машин Фото: Павел МАРТИНЧИК

Советский легкий танк Т-60 - одна из самых массовых советских машинФото: Павел МАРТИНЧИК

Посмотреть на настоящее шоу танка приходят многие Фото: Павел МАРТИНЧИК

Посмотреть на настоящее шоу танка приходят многиеФото: Павел МАРТИНЧИК

КСТАТИ

Не танк, а братская могила на двоих

- Многие советские танкисты недолюбливали «шестидесятку» из-за слабой брони и вооружения и называли танк не иначе как «БМ-2» - «братская могила на двоих».

- Определенной популярностью пользовались трофейные Т-60 в немецкой армии благодаря своей надежности. В основном эти машины использовались в качестве быстроходного тягача для пушек.

- Концепция легкобронированной машины, вооруженной автоматической пушкой и крупнокалиберным пулеметом, одним из первых представителей которой был как раз Т-60, жива и поныне.

Игорь Тутов за полтора года собрал в гараже танк Т-60.Автор: Роман ПРОТАСЕВИЧ

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также